Конспект урока на тему "Глагол. Морфологические признаки. Особые формы глагола. Не с глаголами"

Тема: Глагол. Морфологические признаки. Особые формы глагола. Не с глаголами.

Цель: научить распознавать глаголы, его особые формы; вырабатывать умение определять грамматические признаки и его синтаксическую роль, повторить правописание НЕ с глаголами.

Ход урока

  1. Орг. Момент.

  2. Актуализация опорных знаний учащихся. Вопросы: что такое морфология? Какие части речи вам известны?

  3. Мотивация учебной деятельности. Слово учителя. Морфология – заимствованное слово. Часть его – логос - с греческого языка переводится как «наука, учение». Морфо – эта часть тоже из греческого языка и переводится как форма. Итак, морфология изучает различные формы слова. Занимаясь морфологией, вы узнали много интересного о жизни слов, принадлежащих к разным частям речи. Теперь мы поглубже ознакомимся с глаголом.

  4. Объявление темы и целей урока. А работу начнем с каллиграфии. Пишем большую букву «Г», потом «гл».

  5. Восприятие учебного материала. 1. Коллективная работа. Запишите загадку, определите, какая часть речи преимущественно употреблена в ней. Назовите глаголы.

Умывает всю округу,

Движется всегда по кругу,

Разгоняет всех прохожих,

Тосковать нам не велит. (дождь)

Фонетический разбор слова дождь.

2. Работа с учебником в группах. Вспомните изученное. Вопросы – ответы находят в учебнике. 1-я группа – определение глагола, 2-я – морфологические признаки, 3 –я – синтаксическая роль, 4-я – особые формы.

3. Назовите грамматические признаки данных глаголов и запишите: умывает (наст.вр., 3л, I спр.,ед.ч.), движется, разгоняет, тосковать.

4. Запишите предложения, подчеркните глаголы как члены предложения.

5. Не с глаголами. Правило.

Игра «Светофор»: красный – раздельно, зеленый – слитно.

Негодовать, не рассказал, не вижу, не было, неможется, невзлюбить, не могу, ненавидеть, неволить, не люблю.

Вывод.

6. Физминутка.

7. Слово учителя. Глагол имеет особые формы: причастие и деепричастие. Причастие образуется от глаголов, соединяет признаки глагола и прилагательного, отвечает на вопрос какой?

Деепричастие образуется от глаголов, соединяет признаки глагола и наречия, отвечает на вопросы что делая? Что сделав? Как? Почему? Когда?

8. Тренировочные упражнения.

VI. Итог урока.

- Что узнали о глаголе? Объясните товарищу, который не был на уроке.

Домашнее задание ( дифференцированное)

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ