Конспект урока на тему "Грамматические признаки имен существительных"
ТЕМА УРОКА: Грамматические признаки имен существительных
ТИП УРОКА: Обобщение и систематизация знаний учащихся.
ЦЕЛИ УРОКА:
1. Образовательные : Повторить и обобщить знания учащихся о грамматических признаках имен существительных.
2. Коррекционно- развивающие :Коррекция и развитие речи, процессов внимания, мышления, памяти.
3. Воспитательные:
Воспитание положительно-направленных нравственных качеств ученика – упорства, трудолюбия, дисциплинированности.
ОБОРУДОВАНИЕ: Демонстрационный материал, карточки с заданиями для учащихся, карточки со словами, перфокарты с падежами, карточки со схемой для морфологического разбора имен существительных, кроссворд для подведения итогов урока, ёлка для подведения итогов урока, кроссворды для домашнего задания.
ХОД УРОКА:
Этапы урока, вид работы
Деятельность учителя
Деятельность ученика
I. Организационный момент.
Цель: создание благоприятной эмоциональной атмосферы.
Сядьте удобно, закройте глаза, повторяйте за мной.
Я в школе на уроке.
Я радуюсь этому.
Моё внимание растёт.
Память моя крепка.
Голова моя мыслит ясно.
Я хочу учиться.
Я готов работать.
Я работаю.
На счёт три откройте глаза.
Выполняют установку учителя.
II. Постановка темы урока.
Цель: коррекция и развитие основных мыслительных операций.
Вспомните, какую часть речи мы изучаем.
Тема сегодняшнего урока «Имя существительное». Мы повторим и обобщим всё, что изучили об этой части речи.
Имя существительное.
III. Основная часть.
Физкультми-
нутка.
Цель: развитие логического мышления через установление отношений между понятиями; развитие устной связной речи.
Скажите, на какие вопросы отвечают имена существительные.
Что обозначает имя существительное.
Какие имена существительные отвечают на вопрос кто?.
Какие имена существительные отвечают на вопрос что?.
Образуйте имена существительные от других частей речи (устно):
аккуратный
активный
трудолюбивый
настойчивый
внимательный
Что обозначают эти слова?
Пусть эти качества характера помогут вам хорошо работать на уроке.
Какая тема сегодняшнего урока?
Задание 1. Выборочный диктант.
Цель: коррекция сформированности процессов контроля над написанием при устном ответе;развитие лексико-грам-матических средств языка;развитие связной устной речи.
Выделить из словосочетаний и записать имена существительные. Объяснить правописание.
Летучая мышь.
Волшебный плащ.
Лесная глушь.
Ночная тишь.
Новогодняя ночь.
Мудрый сыч.
К существительному сыч подберите слово близкое по значению.
У каких существительных после шипящих пишется мягкий знак?
У каких существительных после шипящих не пишется мягкий знак?
Какой род существительных мы не назвали?
Как доказать что имя существительное женского рода?
Как доказать что имя существительное мужского рода?
Как доказать что имя существительное среднего рода?
Скажите, род у существительных может изменяться?
Как изменяются имена существительные?
В каком числе могут стоять имена существительные?
Сколько падежей в русском языке?
Назовите их.
Задание 2.
Цель: коррекция и развитие вербального анали-за; развитие лексико-грамматических средств языка.
Писатели пишут о зиме рассказы, поэты замечательные стихи.
Дано четверостишье – слова слиты друг с другом.
Отделите вертикальной чертой слова друг от друга.
Подчеркните имена существительные.
Обозначьте число и падеж.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
Какое имя существительное имеет форму только единственного числа?
Почему?
На какие три группы можно разделить имена существительные?
Какие имена существительные относятся к I склонению?
Какие имена существительные относятся ко II склонению?
Какие имена существительные относятся к III склонению?
Задание 3.
Цель: развитие словесно-логического мышления и основных мыслительных операций; коррекция и развитие зрительной памяти;обогащение словарного запаса и расширение представлений об окружающем мире.
Под партой у каждого карточка со словом.
Достаньте карточку.
Подумайте, какое задание необходимо выполнить.
Определите склонение имен существительных.
I II III
Игру_ка, П_дарок, Ель,
Снеж_нка, Сч_стье, Метель,
Снгурочка. Фейерверк, Радость.
Поздравление.
Запишите по памяти три слова, определите склонение.
Назовите слова близкие по значению слову метель.
От существительного III склонения ель образуйте однокоренное слово I склонения.
Назовите новое слово.
Подберите слово, близкое по значению слову фейерверк.
Прочитаем значение слова фейерверк по словарю.
Посмотрите внимательно на имена существительные и скажите, на какую тему можно составить рассказ.
Упражнения "Гимнастики мозга".
Цель: пробуждение и активизация умственных способностей, развитие двигательных умений.
Задание 4.
Цель: коррекция мышления, смысловой анализ текста через построение предложения;коррекция и развитие долговременной памяти;
актуализация словарного запаса;
развитие устной и письменной речи.
Составить из слов предложение, чтобы получился рассказ.
В ночь, Новогоднюю, разноцветные, вспыхивают, огни, в Воркуте, фейерверка.
веселятся, Люди, поют, друг друга, поздравляют.
Новый год – праздник, всех, жителей, любимый, нашего, города.
Назовите предложение, в котором есть собственное имя существительное.
Запишите его, разберите по членам предложения.
Назовите имена существительные.
Каким членом предложения могут быть имена существительные?
Мы повторили все признаки имен существительных. Проверьте себя.
Задание 5.
Цель: коррекция логических форм мышления через обобщение пройденного материала.
Самостоятельная работа.
Морфологический разбор имени существительного.
Кто? Что?
Предмет.
Одушевлённые.
Неодушевлённые.
аккуратность
активность
трудолюбие
настойчивость
внимание
Качества характера
Имя существительное.
Запись темы урока в тетрадь.
Мышь – ж.р.
Плащ – м.р.
Глушь – ж.р.
Тишь – ж.р.
Ночь – ж.р.
Сыч – м.р.
Филин.
У существительных ж.р.
У существительных м.р.
Средний род.
Добавить слова – она, моя.
Добавить слова – он, мой.
Добавить слова – оно, моё.
Имена существительные по родам не изменяются.
По числам и падежам.
В единственном и множественном.
Шесть падежей.
"Перекличка" падежей с вопросами
Один ученик работает у доски.
Запись в тетради:
Ед.ч., Ед.ч., Ед.ч.,
И.п. П.п. В.п.
Снег, в воздухе, на землю.
Воздух.
По склонению.
Говорят правило.
Говорят правило.
Говорят правило.
Вставить пропущенную букву, объяснить её правописание.
Карточки на доске размещаются в три колонки.
Запись слов по памяти.
I вариант – 5 слов;
II вариант – 3 слова;
III вариант – 2 слова.
Самопроверка.
Пурга, вьюга.
Елка.
Фейерверк.
Салют.
Чтение слова фейерверк по словарю.
Новый год.
Составляют предложения из слов.
I вариант – 1, 2, 3 предложения.
II вариант – 2, 3 предложения.
III вариант – 3 предложение.
1.
Записывают предложение, разбирают его по членам предложения.
В ночь, в Воркуте, огни, фейерверка.
В И.п. – подлежащее, в других падежах – второстепенный член.
I вариант – морфологический разбор имени существительного - фейерверка.
II вариант – в Воркуте.
III вариант – Воркута.
IV. Итог урока.
Цель: развитие основных мыслительных операций и коррекция отдельных сторон психи ческой деятельности;
актуализация словарного запаса;
развитие устной связной речи.
Вы трудились весь урок. Как я оцениваю вашу работу, узнаете, когда заполните кроссворд. Для этого необходимо ещё раз вспомнить признаки имен существительных.
Что обозначает имя существительное?
На какие три группы можно разделить имена существительные?
Как изменяются имена существительные?
Каким членом предложения бывает существительное в именительном падеже?
Что ставит учитель ученикам в конце урока?
Какое слово получилось в одной из колонок?
Молодцы. Я вашу работу оценила, а теперь оцените свою работу на уроке сами.
Если довольны работой – приклейте на елку круг яркого цвета.
Если не довольны – круг чёрного цвета.
предМет
рОд
скЛонение
числО
паДеж
ПодлЕжащее
оЦенка
Учащиеся «украшают» елку.
V. Домашнее задание.
Цель: развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы;
расширение представления об окру- жающем мире.
Кроссворды разной сложности.
Самостоятельно выбирают кроссворд.
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ