Конспект урока на тему "Исконно русские и заимствованные слова"

Урок по теме: «Исконно русские и заимствованные слова»





Цель: Знакомство с заимствованными словами, выяснение их значения и места в языке.

Задачи урока:

  • Учебные: Выяснить пути пополнения лексики русского языка.

  • Метапредметные: Осмыслить, как знание иностранного языка помогает в понимании значения (семантики) иноязычных слов. Использовать словари для определения лексического, определять слова. Уяснить специфику «Словарей иностранных слов».

  • Регулятивные: Формировать умение решать проблемы , находить ресурсы и пути решения.

  • Личностные: Интерес к изучению лексики русского языка. Уважение к родному языку и корректное использование иноязычной лексики.

Оборудование урока:

  1. Учебный комплекс + словари иностранных слов.

  2. PC + проектор + экран.

Ход урока:



  • Оргмомент. Проверка готовности к уроку.

  • Проверка домашнего задания. Беседа по вопросам:

    1. Для чего нужно изучать лексику?

    2. На какие группы делятся слова по употреблению?

3. Что такое архаизмы, историзмы и неологизмы? Приведите примеры. Где они могут использоваться?

  • Мотивационный этап. Создание проблемной ситуации. Постановка проблемного вопроса.

На слайде викторина:

ВИКТОРИНА

Вопрос викторине : Можете ли вы ответить на предложенные вопросы? Почему?



  1. Что такое дендрохронология?

  2. Чем занимаются этнографы, селекционеры, педиатры?

  3. Чем аэропоника отличается от гидропоники?

  4. Что делает топиарий в розарии и сирингарии?

  5. Может ли аранжировщик иметь отношение к икебане?

  6. Можно ли сыграть на спинете?

  7. Можно ли с марса наблюдать за горизонтом?

  8. Имеют ли астры отношение к звёздам?

  9. Что общего у акварели, аквариума и акваланга?

  10. Реально ли войти в иглу?

  11. Что такое мамиллярия? Животное? Растение?

  12. Какая газель может обладать грациозной стройностью, но не бегает?

Вас заинтересовали вопросы викторины? В путь!

Сформулируем и запишем тему урока (« Исконно русская и иноязычная лексика»)

  • Самостоятельная работа учащихся по добыванию знаний. Класс делится на 3 группы: «Теоретики», «Исследователи» и «Лексикологи». Можно советоваться, оказывать взаимопомощь. Учитель инструктирует.

Инструкция для 1 группы:

Найдите соответствующий материал учебника и прочитайте его. Рассмотрите рисунки и подписи под ними. Что вас изумило и почему?

Выполните упражнения. Какие вопросы они прояснили? Что осталось неясным? Каким словарём вы воспользуетесь, чтобы выполнить задание?



Инструкция для 2 группы:

Определите лингвистическую тему викторины. Для ответа на вопросы найдите ресурсы и способы решения проблемы. Где могут встретиться эти и подобные им слова? Составьте предложения, чтобы прояснить семантику слов, данных в викторине.

Инструкция для 3 группы:



Из каких языков пришли слова? Как вы смогли это определить? Какая морфема содержит лексическое значение слова?

Составьте словарь из слов викторины, запишите к ним синонимы. Расскажите об особенностях «Словаря иностранных слов».



  • Этап презентации добытых знаний и умений. Делимся радостью открытий! Теоретики рассказывают об исконно русских и иноязычных словах; исследователи зачитывают тексты и предложения, переводчики предоставляют составленные словари.

  • Этап оценивания. Наряду с оценкой учителя, даётся самооценка и оценка одноклассников.

  • Этап рефлексии. Какие опасности могут подстерегать при использовании иноязычной лексики? Назовите вопросы викторины, основанные на омонимии.

  • Домашнее задание: Знать определение заимствованных слов, выписать из толкового словаря слова на темы: «Спорт», «Искусство», «Живопись», «Музыка» ( на выбор). Составить с ними предложения или связный текст.

          • Словарь

Акварель, аранжировщик, астры, аэропоника, газель, гидропоника, горизонт, дендрохронология, иглу, икебана, мамиллярия, марс, педиатр, сирингарий, спинет, топиарий






































Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ