Конспект урока на тему "Исконно русские и заимствованные слова"
Урок по теме: «Исконно русские и заимствованные слова»
Цель: Знакомство с заимствованными словами, выяснение их значения и места в языке.
Задачи урока:
Учебные: Выяснить пути пополнения лексики русского языка.
Метапредметные: Осмыслить, как знание иностранного языка помогает в понимании значения (семантики) иноязычных слов. Использовать словари для определения лексического, определять слова. Уяснить специфику «Словарей иностранных слов».
Регулятивные: Формировать умение решать проблемы , находить ресурсы и пути решения.
Личностные: Интерес к изучению лексики русского языка. Уважение к родному языку и корректное использование иноязычной лексики.
Оборудование урока:
Учебный комплекс + словари иностранных слов.
PC + проектор + экран.
Ход урока:
Оргмомент. Проверка готовности к уроку.
Проверка домашнего задания. Беседа по вопросам:
Для чего нужно изучать лексику?
На какие группы делятся слова по употреблению?
3. Что такое архаизмы, историзмы и неологизмы? Приведите примеры. Где они могут использоваться?
Мотивационный этап. Создание проблемной ситуации. Постановка проблемного вопроса.
На слайде викторина:
ВИКТОРИНА
Вопрос викторине : Можете ли вы ответить на предложенные вопросы? Почему?
Что такое дендрохронология?
Чем занимаются этнографы, селекционеры, педиатры?
Чем аэропоника отличается от гидропоники?
Что делает топиарий в розарии и сирингарии?
Может ли аранжировщик иметь отношение к икебане?
Можно ли сыграть на спинете?
Можно ли с марса наблюдать за горизонтом?
Имеют ли астры отношение к звёздам?
Что общего у акварели, аквариума и акваланга?
Реально ли войти в иглу?
Что такое мамиллярия? Животное? Растение?
Какая газель может обладать грациозной стройностью, но не бегает?
Вас заинтересовали вопросы викторины? В путь!
Сформулируем и запишем тему урока (« Исконно русская и иноязычная лексика»)
Самостоятельная работа учащихся по добыванию знаний. Класс делится на 3 группы: «Теоретики», «Исследователи» и «Лексикологи». Можно советоваться, оказывать взаимопомощь. Учитель инструктирует.
Инструкция для 1 группы:
Найдите соответствующий материал учебника и прочитайте его. Рассмотрите рисунки и подписи под ними. Что вас изумило и почему?
Выполните упражнения. Какие вопросы они прояснили? Что осталось неясным? Каким словарём вы воспользуетесь, чтобы выполнить задание?
Инструкция для 2 группы:
Определите лингвистическую тему викторины. Для ответа на вопросы найдите ресурсы и способы решения проблемы. Где могут встретиться эти и подобные им слова? Составьте предложения, чтобы прояснить семантику слов, данных в викторине.
Инструкция для 3 группы:
Из каких языков пришли слова? Как вы смогли это определить? Какая морфема содержит лексическое значение слова?
Составьте словарь из слов викторины, запишите к ним синонимы. Расскажите об особенностях «Словаря иностранных слов».
Этап презентации добытых знаний и умений. Делимся радостью открытий! Теоретики рассказывают об исконно русских и иноязычных словах; исследователи зачитывают тексты и предложения, переводчики предоставляют составленные словари.
Этап оценивания. Наряду с оценкой учителя, даётся самооценка и оценка одноклассников.
Этап рефлексии. Какие опасности могут подстерегать при использовании иноязычной лексики? Назовите вопросы викторины, основанные на омонимии.
Домашнее задание: Знать определение заимствованных слов, выписать из толкового словаря слова на темы: «Спорт», «Искусство», «Живопись», «Музыка» ( на выбор). Составить с ними предложения или связный текст.
Словарь
Акварель, аранжировщик, астры, аэропоника, газель, гидропоника, горизонт, дендрохронология, иглу, икебана, мамиллярия, марс, педиатр, сирингарий, спинет, топиарий
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ