Конспект урока на тему "Изменение имен существительных по падежам"

Тема: Изменение имен существительных по падежам.

Краеведческая тема: Поэты Белгородчины.

Цель: закреплять умения различать падежи по совокупности их признаков, правильно употреблять существительное в нужном падеже;

Познакомить с именами Белгородских поэтов;

развивать, речь, внимание,каллиграфические навыки;

воспитывать интерес к русскому языку;

Ход урока:

  1. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы будем закреплять умение определять падеж имен существительных.

II. Беседа.

-Когда вы шли в школу, обратили внимание на погоду сегодня. Постарайтесь найти самое точное, яркое слово для описания сегодняшнего утра. (Пасмурное, ненастное, холодное, серое, морозное, хмурое и т.д.)

-Закроем глаза и шепотом произнесем: зима... Какое чувство у вас возникло? (Стало холодно, грустно. А мне стало радостно, я люблю зиму и т. д.)

-А каким вы видели или представляете себе зимний лес? (Неподвижный, белый, загадочный, сонный, кружевной и т.д.)

-Вот каким увидел зимний лес С.Есенин.

III. Чистописание под музыку П.И.Чайковского «Времена года. Январь».

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

С.Есенин

- Назовите имена существительные, записанные на второй строчке.

- Форма, какого падежа является начальной для имен существительных? (Форма именительного падежа единст-

венного числа является начальной для имен существительных).

- Есть ли здесь имена существительные в начальной форме?

- Поставьте остальные имена существительные в начальную форму, определите их род.

IV. Поработаем с именами существительными в начальной форме.

Диктант - цепочка. (Диктую по три слова. Если слово не запомнили, пропустить).

Мороз, метель, снегопад,

Шубка, снеговик, лед,

Снегирь, лыжник, северный.

- Кто записал все слова?

- Какое слово вызвало затруднение?

- Перечитайте слова еще раз внимательно. Нет ли здесь лишнего слова? Почему так решили? (Лишнее слово северный, т.к. это имя прилагательное).

- В каком падеже стоят имена существительные?

- Что вы знаете об именительном падеже? (Существительные в именительном падеже всегда употребляются без предлога).

- Как называются остальные падежи? (Косвенными).

- Как по-другому называется изменение имен существительных по падежам? (Склонение).

V. Просклоняем слово поэт.

- Что происходит с существительными при склонении? (изменяется окончание)

- Составьте предложение с существительным поэт так, чтобы оно стояло в одном из косвенных падежей. (Устно)

VI. Работа с краеведческим текстом.

- Ребята, во время чистописания в начале урока мы вспомнили строки русского поэта С.Есенина. А сейчас я предлагаю вам поработать с текстом, в котором рассказывается о белгородском поэте, вернее о поэтессе.

- Прочитайте текст:

В(поселок) Ракитном родилась поэтесса Марина Станиславовна Борисенко. С детства любила поэзию и пробовала писать сама. В 1988 году на Всероссийском литературном (праздник) М.Борисенко награждена за стихи (диплом) второй степени. В настоящее время работает (редактор) районной (газета) в Ракитянском (район) «Наша жизнь».

(Писатели Белогорья Библиогр. спр.)

- Что вы узнали о М.С.Борисенко?

- Спишите текст, поставив имена существительные данные в скобках в правильной падежной форме.

- Укажите падеж изменённых имен существительных, выделите окончания.

VII. Знакомство с памяткой.

Памятка.

Для определения падежа существительного в предложении нужно:

1. Выяснить, главным иди второстепенным членом предложения является данное существительное. Если имя существительное является подлежащим, оно стоит в именительном падеже.

2. Если существительное является второстепенным членом, нужно найти словосочетание с данными существительным и поставить

к существительному вопрос от связанного с ним члена предложения. По вопросу и предлогу определить падеж.

-Определите падеж имен существительных в следующем предложении.

Белгородские поэты воспевают наш край в стихах.

VI. Физкультминутка.

VII. Самостоятельная работа.

- Учебник, упр. 2 , с. 34

- Какая особенность у существительных в именительном падеже падеже? (не употребляется с предлогами,)

- Карточка №1

Запишите словосочетания, раскрывая скобки. Поставьте

существительное, данное в скобках, в указанном падеже. Если

нужно, добавьте предлог, окончание у существительного

выделить.

Ветка (рябина) (Р.)

Гулять (улица) (Д.)

Любоваться (снежинка) (Т.)

- Какая особенность у существительных в дательном падеже? (Предлоги к, по)

VIII. Закрепление понятия о предложном падеже.

- Русская природа красива во все времена года. Вот как вдохновенно Р.Рожденственский при помощи одного из падежей говорит о ней:

О русской природе, о милой природе,

О тающем снеге, о ясной погоде,

О яблонях в наших садах,

О шумной пшенице, о вольных просторах,

О солнце сквозистых берез,

О гроздьях рябины, о шорохах бора,

О ландышах ранней весной.

- Узнали падеж? Докажите.

- Какая особенность у существительных в предложном падеже? (Употребляются только с предлогами).

- упр. 3, с. 34, 1 ученик у доски

IX. Итог урока.

- Чем же мы занимались на уроке?

- Что нового узнали?

- Какое задание вызвало затруднение?

- Какое задание понравилось?

- Спасибо за работу.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ