Конспект урока на тему "Как проверить правописание букв безударных гласных в окончаниях имен прилагательных"
Русский язык
КАК ПРОВЕРИТЬ ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В ОКОНЧАНИЯХ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Тема: Как проверить правописание букв безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.
Цель:
– Выведение правила написания букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных, развитие умений писать слова с орфограммой в безударном окончании прилагательного.
– Развитие интереса к русскому языку.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний.
Начинается урок. (Слайд №2)
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку пять.
Сегодня на уроке мы с вами попытаемся открыть ещё одну маленькую тайну русского языка. Чтобы подобрать ключ к этой тайне, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения в парах и группах. Я рада, что у вас прекрасное настроение, которое нам дарит яркое солнышко, и вы готовы подняться вверх ещё на одну ступеньку знаний.
1. Чистописание.
ая яя ое ее ый ий ые ие (Слайд №3)
Как всегда урок свой мы начнём с минутки каллиграфии. В словах какой части речи мы встречаем такие буквосочетания?
Что мы называем именами прилагательными?
Какие окончания имеют прилагательные мужского, женского, среднего рода и во множественном числе?
Запишите данные соединения себе в тетрадь, соблюдая при этом высоту букв и наклон.
Имя прилагательное – наше первое ключевое слово урока. Остальные ключевые слова будем выявлять по ходу работы.
2. Актуализация изученного (словарно-орфографическая работа).
(Слайд №4)
- Вставьте в слова пропущенные орфограммы и проверьте их там, где это возможно.
мал…нький роз…вый …в…щной
п…ходный б…льшой н…стольный
- Какие орфограммы встретились?
- Какие ключевые слова выделим? (безударные гласные)
- В каких частях слова находятся безударные гласные?
- На какие группы можно разделить все слова по местоположению безударных гласных? (безударные гласные в корне слова, в приставке и в суффиксе) (Слайд №5)
- Как проверить буквы безударных гласных в корне слова? А в приставке и суффиксе?
- К какой группе отнесем слово кисл…е?
- В какой части слова находится орфограмма? (в окончании имени прилагательного)
- А можно ли проверить букву безударных гласных в окончаниях имен прилагательных? И как это сделать?
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
Открытие новых знаний.
III. Физкультминутка
1. Проблемный вопрос.
Можно ли проверить написание букв безударных гласных в окончаниях имен прилагательных?
Мы встретили еще одно ключевое слово. Какое? (окончание)
2. Поиск решения.
Работа в парах (упр. 326 стр.86).
- Прочитайте задания к упражнению, проанализируйте слова и сделайте вывод.
- Какое окончание у слов-вопросов ударное или безударное?
- Сравните окончания у слов-вопросов и у имен прилагательных.
слова-вопросы имена прилагательные
-ой -ой, -ый, -ий
-ая -ая, -яя
-ое -ое, -ее
- Сделайте вывод. Можно ли проверить букву гласных в безударных окончаниях имен прилагательных и как?
- Почему надо проверять по вопросу? (окончание всегда ударное)
Примечание 1.
Надо помнить: в окончаниях прилагательных после мягких согласных пишутся другие буквы (вместо о–е, ы–и, у–ю), это надо запомнить.
- Выделим еще одно ключевое слово – слово-вопрос.
2. Чтение определения на с. 87.
3.Сообщение нового
В какой части слова возникла безударная гласная?
Что вы узнали нового?
Давайте сделаем вывод.
Что мы с вами сделали? (Открытие)
Как вы думаете, это орфограмма? (Да, это написание по правилу)
А как она называется? (Варианты ответа).
Орфограмма называется – буква безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.
Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
(Слайд №6)
Тема урока:
Правописание букв безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.
4. Составление алгоритма проверки безударных гласных в окончаниях имен прилагательных. (Слайд №7)
Определяем ударное или безударное окончание.
Находим имя существительное, к которому относится данное имя прилагательное.
От имени существительного задаем вопрос к имени прилагательному.
По ударному окончанию вопроса определяем окончание имени прилагательного.
«Немного отдохнем»
(Слайд №8)
– Если показываю на имя прилагательное мужского рода, то хлопаем в ладоши, если женского – топаем ногами. Если имя прилагательное среднего рода, то сидим молча.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
ΙV. Развитие умений – применение знания.
Работа с учебником.
стр. 87, упр. 327. (у доски )
Прочитайте задание.
- Найдите имена прилагательные. Выпишите пары слов прил.+сущ. Обозначьте орфограмму в окончаниях имен прилагательных.
В языке (каком?) древнерусском, град (какой?) стольный, в былинах (каких?) русских.
2. Работа над заданием в ЭОР.
3.Самостоятельная работа.
У каждого из вас лежит по два задания. Эти задания разноуровневые:
1 уровень – списать слова, вставляя безударные окончания имен прилагательных;
2 уровень – вставить подходящие по смыслу имена прилагательные с безударными окончаниями.
Самостоятельно выберите то задание, которое можете выполнить.
4. Проверка задания.
1 уровень - на слайде. (Слайд №9)
2 уровень – чтение составленных словосочетаний.
5. Ответ на проблемный вопрос урока.
– Вспомните начало урока.
Можно ли проверить букву безударных гласных в окончаниях имен прилагательных?
– Что же нужно сделать, чтобы проверить эту орфограмму?
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
V. Итог урока.
– Прочитайте еще раз ключевые слова, которые отражают тему и проблему урока. (безударные гласные, окончание, имена прилагательные, слова-вопросы)
Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели нашего урока?
Что нового узнали на уроке?
Что было для вас самым интересным на уроке?
Что было сложным? Вызвало затруднения?
Самооценка. (Слайд №10)
- Возьмите карточки человечков с разной мимикой и оцените свою работу на уроке.
Человечек с улыбкой усвоил новое знание и научился его применять на практике.
Человечек с прямым ротиком усвоил новое знание, но ему еще нужна помощь.
Человечек с грустной улыбкой расстроился, тема сегодняшнего урока осталась для него непонятной.
VI. Домашнее задание.
Упр. 5, с. 100.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ