Конспект урока на тему "Междометия и звукоподражательные слова"
Полный развернутый конспект урока русского языка
Тема урока: «Междометия и звукоподражательные слова»
Задача урока: продолжить знакомство учащихся с особенностями междометий и звукоподражательных слов, назначением в языке, употреблением в роли других частей речи, формирование умения отличать междометия от знаменательных, служебных частей речи и звукоподражательных слов, знаки препинания при междометиях.
Цели урока: 1. Обучающая: сформировать умение распознавать междометия.
2. Развивающая: развивать речевые способности учащихся, вырабатывать навыки выразительного чтения с помощью примеров из художественных произведений..
3. Воспитывающая: воспитывать интерес к русскому языку, способствовать эстетическому воспитанию детей.
Метод: слово учителя, беседа с учащимися, наблюдение и анализ языковых явлений, самостоятельная работа.
Оборудование: индивидуальные карточки, жетоны двух цветов (красный и синий), распечатки поэтического текста, жетоны для оценивания.
Тип урока: изучение нового материала
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Замечания
1.Организационный момент урока.
Откройте ваши тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.
Эмоциональный настрой учащихся
2. Проверка домашнего задания
В данном тексте расставить знаки препинания и выделить междометия.
Ребята, я рада видеть вас сегодня на уроке, давайте вспомним что же такое междометие?
Подумайте, какую роль играют междометия в речи? А чтобы ответить на этот вопрос, послушайте грамматическую сказку о междометии:
Действующие лица:
Грамматика, Словарь, Междометие, Существительное, Глагол, Прилагательное, Наречие, Местоимение, Предлог, Частица, Союз, Посланец Страны Междометия, Автор.
Грамматическая сказка.
- Это было лет сто назад, а может, и поменьше. Кто об этом знает? В общем, тогда, когда о междометиях ещё никто не слыхивал. В маленькой избушке на лесной опушке жили старик Словарь со старухой Грамматикой, и было у них девять деток - частей речи. Существительное, Прилагательное, Числительное, Местоимение, Глагол и Наречие - эти постарше были и вместе со Словарём и Грамматикой в школу ходили, ребят уму-разуму учили. А те трое, которые помоложе - Предлог, Союз и Частица - дома оставались по хозяйству хлопотать. Пока родители и старшие братья с работы придут, они и в доме приберут, и обед приготовят. По вечерам все собирались дома, пили чай с вареньем, мирно беседовали о том, о сём. Дружная была семья.
Однажды к ним постучали в дверь.
Частица: - Чу! Кто-то стучит, - пискнула маленькая частица.
Глагол (встав из-за стола, идёт к двери). - Пойду, отворю. (На пороге появляется небольшого роста существо, грязное, косматое, в лохмотьях).
Существо: - Здравствуйте, добрые люди!
Словарь: - Здравствуй, странник. Просим к столу хлеба-соли с нами откушать. Мы тебя чайком попотчуем, а ты нам расскажешь, кто ты такой и куда путь держишь.
Существо: - Зовут меня Междометие, хожу я по свету уже давно, да вот что-то учёные люди не хотят признавать меня за отдельную часть речи. Проходил я мимо, узнал, что тут рядом части речи живут, решил зайти посмотреть. Вижу: хорошо вы живёте, дружно. Прошу вас, примите и меня в свою семью, буду честно трудиться, как и все.
Предлог: - Вот те на!
Наречие: - Тьфу! Ерунда, какая!
Союз (покосившись на междометие): - Эге, куда метнуло.
Существительное: - Батюшки! Страсть! Ужас! Беда! Что мы с ним делать будем?
Прилагательное (сквозь зубы): - У-у-у, страшное такое и к нам в семью захотело.
Глагол (с кулаками идёт к междометию): - К чертям! Прочь! Вон! Марш!
Словарь (сердито): - Цыц! Замолчите все! Надо разобраться сначала, а не кричать попусту.
Грамматика: - Правильно. Пусть Междометие расскажет, что оно делать умеет, есть ли какая польза от него.
Междометие: - Пожалуйста. Вот вы все кричали на меня, а того и не замечали, что меня столько раз употребили.
Глагол: - А ведь верно, так оно и было.
Местоимение: - Тс-с, слушай, что будет дальше.
Междометие: - А дальше я вот что вам скажу. Я - самое важное слово, в разговоре без меня никак не обойтись, потому что я чувства и всякие настроения человеческие выражаю. Больно кому - он кричит: "Ай-ай-ай" или "Ой-ой-ой!". Весело ему - смеётся: "Ха-ха-ха! Хи-хи-хи! Хе-хе-хе!". Встретились двое, сразу ко мне за помощью: "Привет! Здравствуйте! Здорово! Извиняюсь! Простите! Благодарю! Спасибо! Мерси! Пожалуйста!"
Чуть дело плохо, говорят: " Дело - табак! Крышка! Капут!". А все эти ну, эге, ага, ого, ох, ах, гм-гм и им подобные - это ведь мои братцы. Да что там люди! И животные, и птицы нуждаются во мне: собачка - гав-гав, тяф-тяф; кошка - мяу-мяу; утка - кря-кря; гусь - га-га-га; петушок - ку-ка-ре-ку; курочка - куд-кудах; свинка - хрю-хрю. Даже звуки от предметов я умею передавать, - гордо закончило Междометие. - Слыхали, небось, как колокол гудит? Бом-бом-бом, дин-дон. А как колокольчик поёт? Динь-динь-динь
Грамматика: - Ну что ж, правду ты говоришь, без тебя в речи обойтись трудно. Придётся принять тебя в нашу семью. Сводите, ребятки, его в баню, отмойте хорошенько, а спать мы его уложим за печкой, та свободный уголок есть.
- Так и сегодня живёт Междометие, как за печкой, в стороне от других частей, как знаменательных, так и служебных.
Вспомните, на какие три группы делятся междометия?
А какие слова называются звукоподражательными?
1. О, это была райская жизнь! (Н.Гоголь)
2. Жизнь, увы, не вечный дар! (А.Пушкин)
3. Эй, завяжи на память узелок! (А.Грибоедов)
4. Увы, на разные забавы я много жизни погубил. (А.Пушкин)
5. Ушица, ей-же-ей, на славу сварена. (И.Крылов)
6. Мы дело кончим полюбовно, но только, чур, не плутовать. (М.Лермонтов)
Междометия-неизменяемые слова, которые не относятся ни к самостоятельным,ни к служебным частям речи, выражают различные чувства и побуждения, но не называют их. На письме междометия выделяются запятыми и восклицательным знаком.
Междометия служат для выражения эмоций, чувств и настроения.
Междометия используются для выражения:
• эмоций
o ах, бог с тобой, боже мой, браво, вот это да, вот тебе раз, ну, да ну, господи, ей-богу, как бы не так, как же, ну и ну, ага, о, ой, ай-ай-ай, фу...
• команды, приказа, призыва, побуждения к действию
o на (возьми), фас, кис-кис, алле, цып-цып, майна, вира, бай-бай, тсс, стоп, алло, караул, чу, айда, марш, кыш, брысь, но, тпру, цыц, шабаш, ну-ка, ау...
• речевого этикета
здравствуй(те), до свидания, спасибо, благодарю, прощай(те), прости(те), пожалуйста, всего хорошего, мое почтение, привет, пока, здорово...
Междометия могут быть многозначными.
Звукоподражательные слова-неизменяемые слова, воспроизводящие звуки, издаваемые животными, птицами, человеком или характерные для окружающей среды.
3.Объяснение нового материала.
4.Закрепление нового материала. Тренировочные упражнения.
6.Подведение итогов.
Сегодня мы познакомимся с особенностями междометий, звукоподражательных слов, будем правильно писать их, соблюдая пунктуационные нормы, не забывая разряды.
Откройте тетради, запишите число и тему урока: “ Междометия и звукоподражательные слова, их особенности”
За каждое верно выполненное задание вы будете получать один жетон. Чем больше жетонов, тем выше будет ваша оценка. Желаю успехов!
Ребята, а сейчас внимание на доску! Перед вами три предложения, в которых надо выделить грамматическую основу, определить все части речи и сделать вывод.
1.Далече грянуло «ура».
2.От « ура» дрожали стены.
3. Ура! Наш класс занял первое место в соревновании.
Ребята! Давайте сделаем вывод! Что вы можете сказать об этой особенности?
-А теперь самые активные в этом виде работы получат жетоны.
1. Выполните задания: 2 человека работают индивидуально. (Карточки)
а). В один столбик выпишите слова, называющие чувства (знаменательные части речи), в другой – слова, выражающие их (междометия). Какими знаками препинания выделены в тексте междометия?
На дворе у нас Барбос вдруг лизнул Наташу в нос.
Охватил Наташу страх – громко закричала: «Ах!»
От испуга вся в слезах, повторяет: «Ах-ах-ах!»
А в лесу в восторг пришла: «Ах! Я белый гриб нашла!»
Оказался он гнилой: «Фу! Какой же он плохой!»
Отшвырнула и с досадой закричала: «Ах, не надо!»
б). Найдите междометия, скажите, какие чувства они выражают, обратите внимание на интонацию.
1. Ах, чем я виноват? (И.Крылов)
2. Ах, как это неприятно!
3. Ах, сеньор губернатор, уместна ли подобная беспечность? (М.Сервантес)
4. Ах, как я люблю весенние зори!
2. Остальные ребята работают со мной.
Определите, какой частью речи и каким членом предложения является слово Ну в данном контексте.
Шли однажды Ну и Ну
Через речку по бревну.
- Ну, скорей!- сказало Ну,
А не то я утону!
- Не спеши!- сказало Ну,-
Я и так тебя тяну.
Разгорелась перебранка,
И какая-то гражданка
Головою покачала
И сказала: «Ну и ну!»
А теперь повторим разряды междометий
• Ах! Как красиво!
• Ох! Как плохо!
• Ай! Не надо!
• Эх! Пойду потанцую!
• Фу! Как грязно!
• Увы! Все пропало!
• Ой-ой-ой! Больно!
- А сейчас послушаем ребят, которые работали индивидуально. Но вы тоже будете участвовать в проверке. Перед вами два вида карточек. Если вы считаете, что учащийся правильно выписал слова, то поднимаете красные карточки, если не согласны, то – синие. Итак, к доске приглашается Алеша...Начинаем.
1-ый учащийся: В один столбик выписывал слова, называющие чувства (знаменательные части речи), в другой – слова, выражающие их (междометия)
За это задание ученик получает жетон
2-ой учащийся находил междометия, определил, какие чувства они выражают
-Давайте сделаем вывод о том, что перед нами многозначные междометия.
многозначное междометие – междометие, которое может выражать разные чувства, эмоции: испуг, огорчение, упрек, восторг, досада и т.д.
Ребята, а теперь я буду читать стихотворение, а вы, услышав междометие, должны будете остановить меня, сказав громко “Стоп”:
Повстречалась с ним корова
У зеленого куста.
– Эй, буренушка, здорово!
Не видала ль ты, корова,
Где овечка без хвоста?
Но корове эти речи
Непонятны человечьи,
И она в ответ ему
Прокричала кратко: «Му!»
Повстречался пес зубастый
Возле речки у моста.
- Эй, послушай,
Псина, здравствуй!
Не видал ли, пес зубастый,
Ты овечку без хвоста?
Но собаке эти речи
Не понятны человечьи.
Ничего не разобрав,
Пес пролаял громко: «Гав!»
Повстречался с ним козленок
у кленового куста.
– Эй, рогатый! Эй, миленок!
Не видал ли ты, козленок,
Где овечка без хвоста?
Но козлу такие речи
Непонятны человечьи.
Лист кленовый теребя,
Он проблеял нежно: «Бя!»
(Е.Тараховская.)
Можно ли к междометиям отнести слова мяу, му, гав, бя? Попробуйте доказать свою точку зрения.
Это любопытно!Послушайте!
Оказывается, люди разных национальностей различно слышат звуки, издаваемые животными, птицами.
Сравните:
Крик петуха
Русский - кукареку
Английский-как-а-дудль-ду
Венгерский - кукареку
Немецкий - кикирики
Французский - кокорико
Японский- Кокэкокко
Лай собаки
Русский - гав-гав
Английский- уау-уау
Венгерский - вау-вау
Немецкий - вау-вау
Французский - ау-ау
Японский- ван-ван
2. Кукушка. Как, по-вашему, за что кукушка получила свое имя?
Конечно, за то, что она кукует, кричит: Ку-ку! Ку-ку!. Вы, вероятно, уже догадались, что кукушка сама подсказала людям, как ее называть. И это услышали не только русские. Во многих странах название кукушка звучит похоже на русское. У чехов – кукачка, у болгар – кукувица, у немцев – кукук, у французов – куку, у итальянцев – куконо. Все эти народы обратили внимание на один признак – крик кукушки, поэтому название птицы в разных языках звучит очень похоже.
А сейчас, ребята, викторина «Страшный разговор». Послушайте текст. Сможете ли вы угадать, о каких междометиях идет речь?!
Однажды ночью в стране Морфологии, когда все самостоятельные и служебные части речи отдыхали после трудового дня, в одной темной-претемной комнате собрались странные слова. Так как было очень темно, части речи нельзя было различить, но разговор их мы услышали. Сможете ли вы назвать говорящих?
Вот их диалог.
– Представляете, сегодня я узнала, что среди самостоятельных у меня есть близнец! Обозначает напиток! Это существительное люди употребляют ежедневно и не единожды, а обо мне вспоминают редко-редко, да и то лишь в устаревших словах! Чай обидно!
– Ба! Какая несправедливость, но это еще что! Вот я! Представляете? Оказывается, если меня написать два раза подряд и без дефиса, я стану женщиной! Какое несчастье! И не надо там хихикать!
– Почему же не надо? Я имею на это законное право!
– Откуда у вас это право?
– От Всевышнего! Кстати, он когда-то со мной не расставался, а вот теперь приходится скучать в вашей компании.
– Правильно, не надо было хорохориться!
– Кто это сказал?
– Цыц! Я, между прочим, среди вас самый важный!
– Это почему же?
– Это потому, что я есть даже в орфографическом правиле!
– Мы все есть! Только в другом. А в это правило ты попал благодаря курице, да и то в виде исключения.
– Ну что вы так разгорячились? Самое нужное и важное слово – это я. Во-первых, я – иностранец, во-вторых, во мне две л, а в-третьих, люди произносят меня чаще, чем всех вас, вместе взятых, потому что все теперь продвинутые, у всех есть дома телефон...
– Минуточку! Телефон и сломаться может... А вот нас люди всегда произносят, когда встречаются и прощаются, потому что люди нынче воспитанные.
– Где это вы видели воспитанных людей? Да они меня – рогатого, с копытами – по сто раз на день вспоминают, а вы про них – вос-пи-тан-ные!
– А кто это у нас в углу там сидит и все время молчит?
– Тебе лучше меня не трогать!
– Это почему же? Кто ты такой? Особенный, что ли?
– Нет, я такой же, как вы. Но стоит мне произнести свое имя, как вы все кинетесь в разные стороны.
– Да ну! Не может быть!
– Как не может. Смотри! – и он произнес...
- Ребята, о каких особенностях междометий вы сегодня узнали?
- Чем отличаются звукоподражательные слова от междометий?
- Каждый из вас сейчас заполнит таблицу. Впишите свое имя и фамилию, какое количество жетонов вы получили, опираясь на критерии оценивания, поставьте себе оценку. Эту оценку вы можете поставить себе в дневник. А потом ответьте письменно на следующие три вопроса и сдайте мне.
Нар. Глаг.
1.Далече грянуло «ура». ( Междометие в значении существительного, в предложении является подлежащим)
предл. Глаг.
2.От « ура» дрожали
сущ.
стены. (Междометие в значении существительного, в предложении является дополнением)
мест. Сущ. Глаг.
3. Ура! Наш класс занял
числ. Сущ. Предл.
первое место в
сущ.
соревновании. (Междометие)
Междометия не изменяются, не являются членами предложения, но они могут употребляться в значении других частей речи. При этом междометие принимает конкретное лексическое значение и становится членом предложения.
1) однородные подлежащие, выраженные междометиями в значении существительных
2) междометие, не может быть членом предложения
3) подлежащее, выраженное междометием в значении существительного
4) подлежащее, выраженное междометием в значении существительного
5) междометие, не может быть членом предложения
С восхищением, восторгом!
С досадой и раздражением!
Боязливо, испуганно!
Решительно!
С недовольством, с отвращением!
С досадой, с раздражением!
Чувство боли и неприятного ощущения!
Все междометия относятся к словам, которые выражают эмоции.
страх – Ах
испуг - Ах-ах-ах
восторг - Ах
досада - Ах
недовольство, отвращение - Фу
Междометия выделяются запятыми и восклицательным знаком.
1. Ах, чем я виноват? (И.Крылов) – (Испуг.)
2. Ах, как это неприятно! – (Огорчение.)
3. Ах, сеньор губернатор, уместна ли подобная беспечность? (М.Сервантес) – (Упрек.)
4. Ах, как я люблю весенние зори! – (Восхищение.)
Эй, здорово
Эй
здравствуй
Эй
От междометий следует отличать звукоподражательные слова, которые не могут выражать чувств, побуждений к действию, и не являются этикетными формулами. Это слова, воспроизводящие звуки, издаваемые животными.
Кукушка кричит ку-ку-ку
В комнате находились междометия: Чай! Ба! Ха-ха! Боже! Цып-цып! Алло! Здравствуйте! До свидания! Черт! Караул!
- Междометия могут выступать в значении других частей речи
- Междометия бывают многозначными
- Это слова, воспроизводящие звуки, издаваемые животными, птицами, человеком или характерные для окружающей среды.
5. Домашнее задание
1. Списать текст. Междометия, если они выступают в роли другой (самостоятельной) части речи, подчеркните как член предложения.
Как-то Ох и Ах заблудились в трех соснах.
И сказало Ох со вздохом: «Ох, наверное, дело плохо».
И сказало слово Ах: «Ах, как страшно в трех соснах».
Прибежало с чащи Эй: «Эй, друзья, повеселей!
С плачем дело не пойдет! Надо все наоборот!».
И сказало Ох: «Хо-хо! В самом деле, как легко!».
И сказало Ах: «Ха-ха! И не страшно!
2. Разгадать кроссворд.
СПРЯТАННОЕ СЛОВО
Впишите по горизонтали междометия, соответствующие кратким толкованиям, и в выделенном вертикальном столбике вы прочитаете название этой части речи.
1. Выражение сомнения, недоверия, иронии.
2. Выражение удивления при обнаружении чего-либо неожиданного, любопытного.
3. Подражание звуку одного рывка ручной пилы.
4. Выражение отказа.
5. Подражание звуку резкого удара, падения чего-либо.
6. Подражание звуку быстро проскользнувшего, пробежавшего.
7. Подражание блеянию овцы.
8. Приказание «Остановись! Довольно! Хватит!».
9. Возглас, требующий повторить только что исполненный артистом номер.
10. Подражание бренчанию струнного инструмента.
- Ребята, я благодарю Вас за урок. У меня осталось очень хорошее впечатление от встречи с вами. Большое спасибо! До свидания!
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ