Конспект урока на тему «Мягкий знак на конце и в середине числительных»

Арсёнова Елена Анатольевна, учитель русского языка и литературы,

МОУ СОШ № 20 г. Краснодар

«Мягкий знак на конце и в середине числительных»


Цель:  Познакомиться с орфографическим правилом «Правописание мягкого знака в числительных». Научиться применять его при написании числительных. 


Задачи:

1. Познакомить с особенностями написания мягкого знака в числительных.

2. Формировать умение грамотно и правильно писать числительные.

3. Воспитывать интерес к изучению русского языка через ознакомление с

новыми сведениями о числительном;


Ход урока


  1. Организационный момент. Проверка домашнего задания.

II. Закрепление изученного и подготовка к восприятию нового материала.


  1. Блиц-опрос по теме.

- Что такое числительное?

- Все ли слова со значением счета являются числительными?

- Чем отличаются числительные от других слов со значением счета?

- На какие две группы делятся все числительные? Что они обозначают?

- Какими могут быть числительные по строению?



  1. Прочитайте, соблюдая произносительные пометы. Распределите числительные по группам: простые, сложные, составные.


Семь [м’], четыреста, шестьсот [ыc’], пятьдесят [д’], четыре, сорок, двадцатый [ц], семеро, сотый, одиннадцатый, шесть [с’т ’], двести сорок семь [м’], двадцать шесть [с’т ’], восемьдесят [м’], четыреста двенадцатый, пятнадцатый [и], девяносто [и], девять, три, триста.


Простые

числительные

Сложные числительные

Составные числительные

Семь [м’]

четыреста

двести сорок семь [м’]

четыре

шестьсот [ыc’]

двадцать шесть [ст ’]

сорок

пятьдесят [д’]

четыреста двенадцатый

семеро

двадцатый [ц]


сотый

одиннадцатый


шесть [ст ’]

восемьдесят [м’]


девять

пятнадцатый [и]


три

девяносто [и]



триста



  1. Рассмотрите таблицу и сделайте вывод о написании мягкого знака в количественных числительных.


III. Объяснение нового материала.


Тема сегодняшнего урока «Написание Ь в количественных числительных».


1. Работа с учебником. Чтение теоретического материала с.108.


На конце числительных

В середине числительных

От 5 до 20 и 30

От 50 до 80,

От 500 до 900


2. Просклоняйте числительные 5, 8, 20.


И., В.

пять

восемь

двадцать

Р., Д., П.

пяти

восьми

двадцати

Т.

пятью

восемью

двадцатью


3. Просклоняйте числительные 50, 500.


 

от 50 до 80

от 500 до 900

И. п.

пятьдесят

пятьсот

Р. п.

пятидесяти

пятисот

Д. п

пятидесяти

пятистам

В. п

пятьдесят

пятьсот

Т. п

пятьюдесятью

пятьюстами

П. п.

о пятидесяти

о пятистах


4. Запомните: числительные пятьсот, шестьсот, девятьсот в формах И.п. и В.п. произносится так:

пя[цс]от, девя[цс]от, но ше[с]от



5. Каждое число преобразуйте в количественное и порядковое числительное и запишите в таблицу.

389, 78, 197, 16, 2543, 300, 90, 2001, 5000000


Число

Количественное числительное

Порядковое числительное

389

триста восемьдесят девять

триста восемьдесят девятый

78

семьдесят восемь

семьдесят восьмой

197

сто девяносто семь

сто девяносто седьмой

16

шестнадцать

шестнадцатый

2543

две тысячи пятьсот сорок три

две тысячи пятьсот сорок третий

300

триста

трехсотый

90

девяносто

девяностый

2001

две тысячи один

две тысячи первый

5000000

пять миллионов

пяти миллионный


6. Из истории числительных.


Знаменитый путешественник Марко Поло, посетивший в 13 веке Китай, чтобы передать своё восхищение его несметными богатствами, и придумал слово миллион, которое состоит из итальянского слова милли, означающего «тысяча», и оне, соответствующего русскому увеличительному суффиксу –ищ-. Таким образом, слово миллион дословно соответствует несуществующему в русском языке слову тясячища.

«Занимательно о русском» В.А. Иванов

7. Знаете ли вы, что…


Ми(л,лл)ион шагов – это ра(с,сс)тояние от М..сквы до П..тербурга. Книга в ми(л,лл)ион страниц имела бы т..лщину 50 метров. Это почти половина выс..ты Исаакиевского собора. Ми(л,лл)ион дней – это почти 27 в..ков. Таким образом, от начала нашей эры не пр..шло ми(л,лл)иона лет.


Прочитайте. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Числительные запишите словами.


III. Закрепление изученного.


1. Выпишите числительные, объясните написание ь в них.


В Мировом океане обитает 18 тысяч видов рыб. Наибольшая глубина Балтийского моря – 459 метров, Азовского – 14 метров. Самой длинной рекой в мире считается Нил, его длина 6671 километр. Наибольшая глубина Байкала – 1637 метров.


Восемнадцать, четыреста пятьдесят девять, четырнадцать, шесть тысяч шестьсот семьдесят один, одна тысяча шестьсот тридцать семь.


IV. Подведение итогов урока.

- В каких числительных Ь пишется в середине, в каких на конце?

- На что указывает Ь в таких числительных?


V. Домашнее задание. п.23. Найти во фразеологическом словаре 10 фразеологизмов с разными числительными, объяснить их написание.




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ