Конспект урока по русскому языку во 2 классе Тема: «Гласные после шипящих ж-ш.Правописание слов с сочетаниями жи, ши»
Мозжегорова Стелла Александровна
МАОУ СОШ№4,г.Новый Уренгой
Учитель начальных классов
Конспект урока по русскому языку во 2 классе.
Тема: «Гласные после шипящих ж-ш.Правописание слов с сочетаниями жи, ши».
Цель: овладение правописанием слов с сочетаниями жи, ши; развивать творческую активность учащихся; воспитывать общепринятые нормы нравственности.
Задачи:
Обучающие: учить правописанию слов с сочетаниями жи, ши; расширять словарный запас учащихся; повторить материал по теме «Звуки и буквы»; совершенствовать навык нахождения грамматической основы предложения; расширять знания детей о животных.
Развивающие: развивать творческую активность учащихся, устную и письменную речь, умение анализировать и сравнивать.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе и аккуратность при письме.
Оборудование: мультимедиа, индивидуальные карточки, зеркала, салфетки,карандаши.
Ход урока.
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание
1. Организационный момент
Здравствуйте.Долгожданный дан звонок,начинается урок.
Я начну,а вы продолжайте.
Звук( Ж)-согласный,…звук(ш)-согласный,…
Звук(ы),звук(и)-..схемы
На уроке наши глаза(смотрят внимательно)
Наши уши(внимательно слушают)
Наши руки(помогают)
Наша голова(хорошо думает)
Проверяют наличие принадлежностей.
Дети дополняют учителя.
2.Артикуляционная гимнастика.
3. Гимнастика для пальчиков.
Лопаточка,иголочка,чашечка,часики грибок,гармошка.
Я хочу построить дом,
Чтоб окошко было в нём
Чтоб у дома дверь была,
Рядом чтоб сосна росла.
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
Солнце было, дождик шёл,
И тюльпан в саду расцвёл!
(Один ученик у доски.)
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")
4. Чистописание
- Сегодня мы вспомним написание четырех букв, о которых и пойдет речь в дальнейшем. Посмотрите, какие это буквы. Назовите их. Вам нравится, как они написаны? Постарайтесь написать также красиво и допишите строчку до конца.
- Молодцы! Я думаю, что вы также красиво будете писать на протяжении всего урока.
Дети прописывают буквы.
(ж, ш, щ, ч)
5. Введение в тему
- Разбейте звуки, которые обозначают эти буквы на 2 группы.
- Что объединяет эти звуки?
- Послушайте сказку про эти буквы.
Жили-были на свете буквы Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалеку жили гласные У, Ю, И, Ы, А, Я. Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их найдут. Шипящие во все щели заглянули. Хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные Ы, Ю, Я. Искали-искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, усталые, голодные, решили пойти домой. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Ю, Я как ни в чем не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие, с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе: жы, шы, чя, щя, чю, щю. (слайд)
- А как же тогда нам писать эти слоги?
(всегда мягкие, всегда твердые)
(шипящие)
Проговаривают все 3 правила.
жи ча чу
ши ща щу (слайд1) Проговорить все 3 правила.
6. Сообщение темы и цели.
- Сегодня мы будем учиться правильно писать слова с сочетаниями жи, ши.
Слайд 2.
7. Изучение и закрепление нового материала. Повторение изученного.
- Я уверена, что вы уже знаете много таких слов. Назовите их мне.
- А сейчас я вам предлагаю составить такие слова и записать их в тетрадь. Какое правило вы будете применять? Слоги жи, ши можно ставить в начале или в конце слова. Сочетания жи, ши подчеркнуть снизу одной линией. Это орфограммы.
Комментирование. Орфограммы выделить. Проверка по слайду.
(Мыши, ежи, жирафы, животы, камыши, ландыши.)
ПРАВИЛО. ЖИ и ШИ пиши с буквой и!
Чтение правила в учебнике.
- Найдите слово, в котором букв меньше, чем звуков. Доказать.
- Какие еще буквы могут обозначать 2 звука? Когда?
- Ежи (записать еще раз) – звуко-буквенный анализ.
- Найдите слово, которое нельзя перенести с одной строки на другую.
- Что общего в этих словах? (мн.ч)
- Разбейте эти слова на две группы.
- Назовите слова, в которых 2 слога.
Мыши, ежи.
- Как можно назвать одним словом?
- Какая связь существует между этими животными?
- У вас на партах лежат карточки с текстом. Пробегите его глазками.
Еж. Ж.вут в лесу. Они неуклюж.е. Зато на охоте еж. очень ловкие. Их добычей становятся насекомые, мыш., уж.. Летом у ежей родятся детёныш.. Малыш. слепые и голые. Зимой еж. спят в норках под пуш.стым снежным одеялом.
- Что заметили? - Видимо, этот рассказ печатал ученик, не знающий правила, которое знаете вы. А какое же правило вы знаете?
- Исправьте ошибки: напишите верную букву. Вы сейчас учителя. Будьте внимательны.
(Самостоятельная работа).
- Прочитайте слова, в которых исправили ошибки.
Прочитайте текст, который у вас получился.
- Найдите в тексте слова, в которых букв больше, чем звуков. Очень– звуко-буквенный анализ.
- Как можно перенести это слово с одной строки на другую
- Что нового узнали о ежах?
- Иногда люди, повстречав ежа в лесу, ловят его и приносят домой. Стоит ли это делать? Почему?
- А какое домашнее животное тоже охотится на мышей? (кот)
- У кого дома есть кот или кошка? Ловят они мышей?
- Что любить делать ваш кот или кошка? Составьте красивое предложение.
- Попробуйте показать мне вашего кота:
Дети называют слова.
Сначала дети сами выводят правило,затем читают его в учебнике.
Отвечают.
Ежи
Мн. число
(одушевленные и нет, 3 слога и 2 слога)
(животные)
(ежи охотятся на мышей)
(пропущены буквы)
Дети самостоятельно исправляют ошибки,читают текст.
(записать)
Ответы детей.
Дети отвечают,составляют предложения.
Карточки – изображения птиц.
Слайд 3.
Слайд 4.
Слайд 5.
7.Физминутка.
Театрализованная физкультминутка.
- Встали из-за парт. Покажите как
кот умывается,
виляет хвостиком,
крадется,
притаился и следит за мышкой (я передвигаю по воздуху мышку).
- У меня тоже есть кот. Вот его фотография.
- Попробуйте описать моего кота. (спинка – полосатая пижамка, на груди белый галстук, на лапках белые тапочки – сапожки)
- Я объединила ваши ответы и составила такое предложение:
У кота Васьки полосатая спинка и белый животик.
- Сколько слов в предложении? Что такое у и и?
.
А у моего соседа тоже есть кот. Вот такой.
- Какую кличку можно дать этому коту? Почему?
- Запишем под диктовку предложения про этого кота. Выделить орфограммы.
- Сколько предложений я прочитала?
Жил у Миши пушистый кот. Спал Рыжик на диване.
- Сколько слов в 1-ом предложении? - Сколько слов во 2-ом предложении?
- Объяснение орфограмм.
- Выделим основу в предложениях. (комментирование)
-Попробуйте продолжить этот рассказ одним – двумя предложениями. Следующее предложение должно начаться со слова: Вдруг… (Устно)
Упражнение 110.
Выполняют движения.
Устно отвечают,составляют предложения.
Рыжик.
(Предложение выражает законченную мысль.)
(Запись под диктовку.)
(Запись по памяти.)
Дети выполняют упражнение.
Проверка.
Слайд 6.
Слайд 7.
8. Подведение итогов урока.
- Так чему мы сегодня учились на уроке?
- Как пишутся сочетания жи, ши?
- Хочу на память вам подарить закладки, на которых написано правило-стишок: Знаем твердо: жи и ши пишем через букву и. (слайд)
Оценивание.
Ответы детей.
Слайд 8.
9. Домашнее задание.
Рефлексия
Упражнение 108.
P. S.
А знаете ли вы, что в Англии и Австрии кошек берут на работу для охраны помещений, в которых хранится зерно, от мышей. Когда кошка становится старой, ее отправляют на отдых и выплачивают пенсию. Как думаете, чем?
(мясом, молоком, бульоном.)
В следующий раз все получится! Я старался, но у меня не все получилось!
Я старался и у меня все получилось!
Запись задания.
Слайд 9.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ