Конспект урока по русскому языку для 2 класса «Правописание сочетаний ЖИ – ШИ»
Мозжегорова Стелла Александровна
МАОУ СОШ№4,г.Новый Уренгой
Учитель начальных классов
Конспект урока по русскому языку для 2 класса.
Тема урока: «Правописание сочетаний ЖИ – ШИ».
Форма урока: урок-игра.
Цель урока: знакомство с правилом написания буквосочетаний ЖИ – ШИ.
Задачи: - Формировать знания детей о шипящих звуках [ж],[ш]; формировать умение правильно обозначать на письме сочетания с шипящими звуками; расширять лексический запас через введение в речь новых слов; навыки слогового анализа и синтеза при проведении звукобуквенного анализа слова ужин; узнавать предмет по определениям; учить отвечать на вопрос полным предложением;
- развивать логическое мышление в процессе выделения лишнего слова из группы и при отгадывании загадок; повторять в конце урока названия картинок посредством зрительной памяти; внимание при восстановлении текста; фонематического восприятия через узнавание, чтение и проговаривание сочетаний ЖИ – ШИ; восприятие через синтез слов из отдельных слогов; пространственные представления при выполнении физпаузы; развитие орфографической зоркости; расширение кругозора;
- воспитание интереса к урокам русского языка через применение разнообразных пособий (карточек, схем, таблиц, мультимедийной презентации), а также приемы учебно-игровой деятельности, чувство товарищества в парной работе.
Оборудование: мультимедийная установка, индивидуальные карточки.
Ход занятия.
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
- Я начну, а вы продолжите; кто не ошибется, тот садится.
Звук [ж] – согласный,…, обозначим буквой Ж.
Звук [ш] – согласный,…, обозначим буквой Ш.
Звук [ы] - звук [и] – с опорой на схемы.
- На уроке на глаза …
На уроке наши уши …
Наши руки …
Наша голова …
- Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют много гостей и среди них Баба-Яга, которая хочет учиться вместе с нами. Слайд 1.
Наша задача – показать ей, что учиться интересно и полезно, а для этого от вас требуется, чтобы вы были активными, внимательными, дисциплинированными и постарались показать все свои знания и умения.
- Давайте сделаем гимнастику для глаз и наших пальчиков.
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.
- Открыли тетради, обозначим в них дату на середине строки.
Звонкий
Глухой
внимательно смотрят
внимательно слушают.
не мешают, а помогают.
хорошо думает.
Выполняют гимнастику для глаз и для развития мелкой моторики.
Работают в тетрадях.
Мультимедиа.
Слайд 1.
2. Постановка учебной задачи.
- Посмотрите на слайд 2, выполнив это задание, можно будет определить тему урока.
Слайд 2.
3. Каллиграфическая минутка (слайд 3).
- С чего мы начинаем урок русского языка? Зачем?
- Писать нужно всегда аккуратно, красиво, а главное – разборчиво: выполняя верно написания букв и их соединений, соблюдая единое расстояние между буквами и словами. Что вы видите на слайде? Что вы можете о них сказать?
- Из каких элементов состоит буква Ш?
- Красиво и аккуратно пропишите показ. На второй строке пропишите слова с этими буквами: уши, стрижи, ужи.
- Давайте поиграем в игру «Учитель-ученик» (поменялись тетрадями). Подчеркните самые красивые буквы. Чья пара готова – возьметесь за руки и поднимите их вверх.
- Кто написал на 5? (4? Не постарался?).
Заглавные и строчные буквы Ш и Ж.
Буква Ж состоит из 5 элементов: двух полуовалов, прямой линии, двух наклонных прямых.
Крючок, 3 наклонные линии с закругление внизу вправо.
Обмениваются тетрадями, проверяют правильность написания.
4. Работа по теме урока.
Физминутка.
А) Словарная работа.
- Баба-Яга предлагает познакомиться с новым словарным словом (слайд 4).
Ужин – древнерусское – ужина (полдник). Время появления слова в русском языке неизвестно. В современном русском языке слово ужин употребляется в значении «русская трапеза».
-Записать слово, поставить ударение, сделать звукобуквенный анализ, придумать и записать предложение под диктовку, проверить написание, найти главные члены предложения.
Б) Работа по учебнику (введение в тему).
Наблюдение за написанием ЖИ – ШИ.
Вывод (слайд 5).
- Проверим, запомнила ли Баба-Яга правило. (слайд 6)
- Ребята, она придумала для вас задание. (слайд 7)
В) Работа по теме урока.
Сказка о том, как поссорились буквы.
Жили-были на свете шипящие Ж,Ш,Ч,Щ, а рядом – гласные У,Ю,Ы,И,А,Я. Жили очень дружно. И вот однажды буквы решили сыграть в прятки. Выпало водить шипящим, а остальные побежали прятаться. Сидят гласные буквы, ждут, когда их найдут. Шипящие во все щели заглянули – многих нашли. Вот только не смогли найти гласные Ы,Ю,Я. Искали, с ног сбились. Усталые и голодные поздно вечером возвращались они домой. Вдруг видят: сидят гласные Ы,Ю,Я, пью чай с пряниками и телевизор смотрят. Обиделись шипящие – и с тех пор дружба у них врозь. Никогда не стоят они больше с гласными Ы,Ю,Я, а только дружат с гласными И,А,У. Так в русском языке и появились сочетания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЖИ-ШИ.
Г) Изучение нового материала (слайд 8).
- Отгадать загадки, записать отгадки, подчеркнуть сочетания ЖИ – ШИ.
Слайд 9. - Прочитать рифмовку.
Чижи, ужи, ежи, стрижи,
Жирафы, мыши и моржи,
Машины, шины, камыши –
Запомни слоги ЖИ и ШИ.
Их с буквой И всегда пиши!
Бежит ежик – тупу-туп,
Весь колючий, остер зуб.
Ежик, ежик, ты куда?
Что с тобою за беда?
Ежик ножками туп-туп.
Ежик глазками луп-луп.
Слышит ежик – всюду тишь,
ЧУ, скребется в листьях мышь!
Беги, беги, ежик,
Не жалей ты ножек!
Ты лови себе мышей –
Не лови наших детей!
Д) Поиграем в слова.
- Читается стихотворение вслух, а дети прохлопывают сочетания с ЖИ –ШИ.
Чуть колыша камыши,
Дремлет озеро в тиши.
Отраженья в нем живут,
Тучи в озере плывут.
- Соедини стрелками (у доски).
Каранда Чи Малы
Жи
-
ШИ
КАМЫ ___ЗНЬ ___РАФ
- Читаем слова с орфограммами (все вместе). Следим за указкой. Слайд 9.
- Исправь ошибки.
Лужы, жымолость, чижы,
Лыжы, мышы, камышы,
Шымпанзе, шыпы, машына,
Шышка, ежыки, пружына.
- Работа с предложением. Слайд 10.
По вариантам составить и записать предложение.
Работают в тетрадях.
Работают в тетрадях.
Работа у доски.
Один человек у доски, остальные – работают с карточками.
Работают в тетрадях.
Слайд 4.
Слайд 5.
Слайд 6.
Слайд 7.
Слайд 8.
Слайд 9.
Слайд 9.
Слайд 10.
5. Итог урока.
- Чем сегодня занимались на уроке?
- Какие задания вам больше всего понравились? Показались трудными?
- Как вы думаете, хорошо ли мы поработали на уроке?
- Вы были очень дружными сегодня, и Баба-Яга благодарит вас.
Познакомились с написанием орфограммы ЖИ – ШИ.
6. Домашнее задание.
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ