Конспект урока по русскому языку для 2 класса «Правописание сочетаний ЖИ – ШИ»

















Мозжегорова Стелла Александровна

МАОУ СОШ№4,г.Новый Уренгой

Учитель начальных классов

























Конспект урока по русскому языку для 2 класса.

Тема урока: «Правописание сочетаний ЖИ – ШИ».

Форма урока: урок-игра.

Цель урока: знакомство с правилом написания буквосочетаний ЖИ – ШИ.

Задачи: - Формировать знания детей о шипящих звуках [ж],[ш]; формировать умение правильно обозначать на письме сочетания с шипящими звуками; расширять лексический запас через введение в речь новых слов; навыки слогового анализа и синтеза при проведении звукобуквенного анализа слова ужин; узнавать предмет по определениям; учить отвечать на вопрос полным предложением;

- развивать логическое мышление в процессе выделения лишнего слова из группы и при отгадывании загадок; повторять в конце урока названия картинок посредством зрительной памяти; внимание при восстановлении текста; фонематического восприятия через узнавание, чтение и проговаривание сочетаний ЖИ – ШИ; восприятие через синтез слов из отдельных слогов; пространственные представления при выполнении физпаузы; развитие орфографической зоркости; расширение кругозора;

- воспитание интереса к урокам русского языка через применение разнообразных пособий (карточек, схем, таблиц, мультимедийной презентации), а также приемы учебно-игровой деятельности, чувство товарищества в парной работе.

Оборудование: мультимедийная установка, индивидуальные карточки.

Ход занятия.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1. Организационный момент.


Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

- Я начну, а вы продолжите; кто не ошибется, тот садится.

Звук [ж] – согласный,…, обозначим буквой Ж.

Звук [ш] – согласный,…, обозначим буквой Ш.

Звук [ы] - звук [и] – с опорой на схемы.

- На уроке на глаза …

На уроке наши уши …

Наши руки …



Наша голова …

- Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют много гостей и среди них Баба-Яга, которая хочет учиться вместе с нами. Слайд 1.

Наша задача – показать ей, что учиться интересно и полезно, а для этого от вас требуется, чтобы вы были активными, внимательными, дисциплинированными и постарались показать все свои знания и умения.

- Давайте сделаем гимнастику для глаз и наших пальчиков.

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.

- Открыли тетради, обозначим в них дату на середине строки.










Звонкий



Глухой



внимательно смотрят

внимательно слушают.

не мешают, а помогают.


хорошо думает.













Выполняют гимнастику для глаз и для развития мелкой моторики.



Работают в тетрадях.





















Мультимедиа.



Слайд 1.

2. Постановка учебной задачи.


- Посмотрите на слайд 2, выполнив это задание, можно будет определить тему урока.



Слайд 2.

3. Каллиграфическая минутка (слайд 3).


- С чего мы начинаем урок русского языка? Зачем?

- Писать нужно всегда аккуратно, красиво, а главное – разборчиво: выполняя верно написания букв и их соединений, соблюдая единое расстояние между буквами и словами. Что вы видите на слайде? Что вы можете о них сказать?






- Из каких элементов состоит буква Ш?




- Красиво и аккуратно пропишите показ. На второй строке пропишите слова с этими буквами: уши, стрижи, ужи.

- Давайте поиграем в игру «Учитель-ученик» (поменялись тетрадями). Подчеркните самые красивые буквы. Чья пара готова – возьметесь за руки и поднимите их вверх.

- Кто написал на 5? (4? Не постарался?).










Заглавные и строчные буквы Ш и Ж.

Буква Ж состоит из 5 элементов: двух полуовалов, прямой линии, двух наклонных прямых.

Крючок, 3 наклонные линии с закругление внизу вправо.





Обмениваются тетрадями, проверяют правильность написания.


4. Работа по теме урока.


























































Физминутка.


А) Словарная работа.

- Баба-Яга предлагает познакомиться с новым словарным словом (слайд 4).

Ужин – древнерусское – ужина (полдник). Время появления слова в русском языке неизвестно. В современном русском языке слово ужин употребляется в значении «русская трапеза».

-Записать слово, поставить ударение, сделать звукобуквенный анализ, придумать и записать предложение под диктовку, проверить написание, найти главные члены предложения.

Б) Работа по учебнику (введение в тему).

Наблюдение за написанием ЖИ – ШИ.

Вывод (слайд 5).

- Проверим, запомнила ли Баба-Яга правило. (слайд 6)

- Ребята, она придумала для вас задание. (слайд 7)

В) Работа по теме урока.

Сказка о том, как поссорились буквы.

Жили-были на свете шипящие Ж,Ш,Ч,Щ, а рядом – гласные У,Ю,Ы,И,А,Я. Жили очень дружно. И вот однажды буквы решили сыграть в прятки. Выпало водить шипящим, а остальные побежали прятаться. Сидят гласные буквы, ждут, когда их найдут. Шипящие во все щели заглянули – многих нашли. Вот только не смогли найти гласные Ы,Ю,Я. Искали, с ног сбились. Усталые и голодные поздно вечером возвращались они домой. Вдруг видят: сидят гласные Ы,Ю,Я, пью чай с пряниками и телевизор смотрят. Обиделись шипящие – и с тех пор дружба у них врозь. Никогда не стоят они больше с гласными Ы,Ю,Я, а только дружат с гласными И,А,У. Так в русском языке и появились сочетания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЖИ-ШИ.

Г) Изучение нового материала (слайд 8).

- Отгадать загадки, записать отгадки, подчеркнуть сочетания ЖИ – ШИ.

Слайд 9. - Прочитать рифмовку.

Чижи, ужи, ежи, стрижи,

Жирафы, мыши и моржи,

Машины, шины, камыши –

Запомни слоги ЖИ и ШИ.

Их с буквой И всегда пиши!


Бежит ежик – тупу-туп,

Весь колючий, остер зуб.

Ежик, ежик, ты куда?

Что с тобою за беда?

Ежик ножками туп-туп.

Ежик глазками луп-луп.

Слышит ежик – всюду тишь,

ЧУ, скребется в листьях мышь!

Беги, беги, ежик,

Не жалей ты ножек!

Ты лови себе мышей –

Не лови наших детей!


Д) Поиграем в слова.

- Читается стихотворение вслух, а дети прохлопывают сочетания с ЖИ –ШИ.

Чуть колыша камыши,

Дремлет озеро в тиши.

Отраженья в нем живут,

Тучи в озере плывут.

- Соедини стрелками (у доски).

Каранда Чи Малы

Жи

ШИ

КАМЫ ___ЗНЬ ___РАФ

- Читаем слова с орфограммами (все вместе). Следим за указкой. Слайд 9.

- Исправь ошибки.

Лужы, жымолость, чижы,

Лыжы, мышы, камышы,

Шымпанзе, шыпы, машына,

Шышка, ежыки, пружына.

- Работа с предложением. Слайд 10.

По вариантам составить и записать предложение.














Работают в тетрадях.






































Работают в тетрадях.
































Работа у доски.









Один человек у доски, остальные – работают с карточками.



Работают в тетрадях.



Слайд 4.
















Слайд 5.


Слайд 6.


Слайд 7.


























Слайд 8.



Слайд 9.





































Слайд 9.







Слайд 10.

5. Итог урока.


- Чем сегодня занимались на уроке?




- Какие задания вам больше всего понравились? Показались трудными?

- Как вы думаете, хорошо ли мы поработали на уроке?

- Вы были очень дружными сегодня, и Баба-Яга благодарит вас.


Познакомились с написанием орфограммы ЖИ – ШИ.


6. Домашнее задание.








Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ