Конспект урока на тему "Неопределенная форма глагола"

Тема урока: Неопределенная форма глагола.


Цель: познакомить детей особенностями глаголов неопределённой формой; развивать умения самостоятельно формировать выводы на основе своих наблюдений и сравнений; учить правильно, ставить вопросы Что делать? Что сделать? к глаголам в неопределённой форме; развивать речь детей, их мышление и воображение, а также творческие способности, развивать скоропись; Прививать устойчивый интерес к предмету, любовь к русскому языку; воспитывать чувства товарищества и взаимопонимания.

Ход урока:


I.Организационный момент.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка?


II. Чистописание.

- Запишем число, классная работа, сочетания букв:

ть, ти, чь инфинитив

- Почему их написали? Где они нам могут встретиться? Что знаете о новом слове? (предположения детей)


III. Актуализация знаний о глаголе.

1. Интервью.

Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы, прочитайте ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.

Что вы больше всего любите?

Люблю действовать.

Что вы больше всего не любите?

Не люблю предлоги и известную всем частицу.

Что бы вы пожелали ребятам?

Чтобы русский все ребята.

на "десятку" знали.

На письме и в разговоре

Меня употребляли.

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду-

Всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады.

И хлеб в полях растёт.

- О какой части речи пойдёт речь на уроке?

- Конечно же - это знакомый незнакомец Глагол.

- Почему я так сказала? (потому что мы его немножко знаем, но ещё не всё)

2. (составление схемы )

- Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.

- Что такое глагол?

- Что обозначает глагол?

- На какие вопросы отвечает глагол?

- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?

- Изменяется ли глагол по числам? Как определить число глагола?

- Какие три времени имеет глагол? Как отличить одно время от другого?

- Что узнали о глаголе прошедшего времени на прошлом уроке?

-А хотели бы вы, еще больше знать о глаголе? Что бы вы хотели узнать? Давайте предположим….


IV. Сообщение темы и постановка учебной задачи.

-Прочитайте написанные на доске слова:


Выкопал, выдержал, угрожают, зашагает, стемнеет, сбегут, решить, беречь, привезти


- Найдите в них общее. ( глаголы, все слова имеют безударную гласную)

- Какие можете назвать различия? ( число, с приставками и без приставок, время)

- Распределите данные слова по временам.


п.в. н.в. б.в.

(1 у доски, остальные на листочках)

-Проверяем.

- С чем согласны? Какие слова вызвали затруднения?

- Слова « решить, беречь, привезти» в какой столбик записали вы?

- Какая перед нами возникла проблема?

- Почему эти глаголы оказался лишними, не попали ни в одну из трех групп. Ваши предположения……
- Кто уже догадался, что мы будем исследовать на уроке?

Глаголы, у которых нельзя определить время и число.

- Мы будем исследовать неизвестную нам форму глагола, узнаем, чем они отличаются от других глаголов.

- Чему хотите научиться на уроке?

- А где мы можем узнать о новой форме глагола?

-А я предлагаю самим постараться найти ответ. Согласны?


V. Изучение нового материала.


- Давайте вернемся к нашим глаголам и попробуем определить время. (Время определить нельзя) Число? (Число также нельзя определить)
- Куда поместим глаголы? (В отдельный столбик.)
- А как бы вы назвали глагол, у которого не определяется время и число?
(Дети дают свои ответы.)

- Форма глагола, которая не указывает на время и число называется неопределенной формой глагола. (СЛАЙД 1)

- С какой же формой глагола мы познакомились на уроке? Какова же тема нашего урока?

Тема: Неопределенная форма глагола.

- Чем эти глаголы отличаются от других глаголов? (Вопросами)

_ На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы?

(Слайд 1)


Первичное закрепление. Игра «Кто самый Внимательный».


Я зачитываю слова, среди которых есть разные части речи.
Записать глаголы в неопределенной форме.
Ходить, ходит, кость, косит, косить, кровать, нести, носят, носить, скатерть, стричь, плести, кости, ногти, везти, грусть, лошадь, медь, стеречь.


- Обратить внимание на буквосочетания на конце глаголов в неопределенной форме. Назовите их.

- На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме?

-Имеют окончания: - ти, - ть

и оканчиваются на - чь

- Кто попробует сделать вывод ?

- Откройте учебники на стр. 180, прочитайте вывод.

- Что можете сказать?. Какое противоречие вам встретилось? (суффикс….)

Существует две школы – мы придерживаемся Московской школы…


Такие глаголы имеют 3 названия (СЛАЙД 2)

Начальная форма глагола

Неопределённая форма глагола



Инфинитив

Какое из этих названий вам незнакомо?

Инфинитив – лат. слово "неопределённый". Почему эта форма глагола называется неопределённой?

- Для чего нам нужны эти знания?


VI. Физкультминутка для глаз. (СЛАЙД 3)


VII. Закрепление изученного

1. Упр. 413 с.181( 4 ученика самостоятельно)

- Какие глаголы мы писали?

2. Игра «Будь внимателен!» (Коллективно) (Слайд 4)

  • Зарубить на носу; - запомнить

  • Клевать носом; - дремать

  • Пропустить мимо ушей; - прослушать

  • Вставлять палки в колёса; - мешать

  • Делать из мухи слона; - преувеличивать

  • Обвести вокруг пальца; - обмануть

  • Держать язык за зубами. - молчать


Замените фразеологизмы глаголами неопределенной формы.


3. Карточка. (Индивидуально 3 человека)

Списать текст. Глаголы, данные в скобках, заменить глаголами неопределенной формы. Подчеркнуть глаголы.


Полезные советы.

Когда просыпаешься, нельзя (лежу) в постели. Надо сразу (встаю) и (сделаю) зарядку. Упражнения нужно (выполняю) медленно. Между упражнениями необходимо (делаю) небольшие паузы для отдыха. Нельзя (задерживаю) дыхание, надо (дышу) ровно, спокойно. Зарядку нужно (делаю) при открытой форточке.


VIII. Итог урока


- Сегодняшнее исследование глаголов заканчивается. Что нового вы узнали о глаголе?

- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

- Какие окончания имеют данные глаголы?

- Почему эти глаголы так названы? (не указывают на время и число)

(СЛАЙД 5)


- Что заметили на схеме?

- Как понимаете слово «ИНФИНИТИВ»? (СЛАЙД 6)

IX. Рефлексия (СЛАЙДЫ 7,8)

 - Какое открытие вы для себя сделали?

- Интересно ли вам было на уроке?

-   С каким настроением вы работали?

Какое задание оказалось самым трудным? Что помогло преодолеть трудность?

 - Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных заинтересованных детей. А если у кого-то что-то не получилось – не беда. Вы всё равно узнали, что-то новое, значит, стали умнее.


X. Домашнее задание. (СЛАЙД 9)


1) Выписать 10 пословиц с глаголами неопределенной формы;

2) Упр. 417, составить два предложения.


5


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ