Конспект урока на тему «Пересказ сказки Н.Павловой «Котята»

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

средняя общеобразовательная школа № 821









Конспект урока на тему

«Пересказ сказки Н.Павловой «Котята»









подготовила

учитель-логопед первой категории

Булгакова Ольга Борисовна













Москва

2014

Цели:

Коррекционно-образовательная:

- обучать детей выразительно пересказывать текст с опорой на картинный план.

Коррекционно-развивающие:

- активизировать предметный словарь и словарь признаков;

- учить подбору синонимов к прилагательным, обозначающим цвет;

- закреплять навык словообразования относительных прилагательных;

- развивать у детей умение использовать в речи сравнения;

- развивать наглядно- образное мышление.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей понимание того, что даже слабый может победить сильного и страшного, обладая находчивостью и смелостью.

Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка.

Межпредметные связи:

Осуществлялась межпредметная связь занятия по связной речи с

- развитием речи;

- ознакомлением с окружающим;

- художественной литературой.

Материал к занятию: картинка с изображением радуги, листы цветного картона (образцы цвета); пособие «Цвет в образе», мольберты, сюжетная картина с замаскированными персонажами, картина с персонажами сказки Н.Павловой «Котята», серия опорных картин для пересказа текста.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Логопед демонстрирует детям картинку с изображением радуги.

- Ребята, что это?

- Радуга.

- Какая она?

- Она разноцветная.

- Какие цвета вы видите?

- Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.

-Сегодня мы с вами поиграем с цветами. Вы узнаете, как по-разному можно называть один и тот же цвет. Увидите, как иногда, пользуясь своим цветом, прячутся животные.

2) Активизация предметного словаря и словаря признаков. Обучение применению в речи сравнений. Развитие навыка словообразования. Подбор синонимов к прилагательным.

Логопед загадывает детям загадку:

- Явился в жёлтой шубке,

Прощайте две скорлупки. (Цыплёнок)

Логопед показывает картинку и задает вопрос: «Какой этот цыплёнок?» (Он жёлтый).

- Он жёлтый, как что? (Как солнышко, как золото, как песок, как солома и т.д.)

- Как ещё можно сказать о жёлтом цвете, он какой? (солнечный, песочный, золотой)

Логопед загадывает следующую загадку:

- Пушистый и зелёный хвост

На грядке горделиво рос,

Ухватился Ваня ловко:

- Вылезай на свет…(Морковка)

Логопед показывает картинку и спрашивает детей: «Какого цвета морковь?»

(Она оранжевая)

-Она оранжевая, как…(лиса, огонь, кирпич, апельсин и т.д.)

Как ещё можно назвать оранжевый цвет, какой он? (Рыжий, огненный, кирпичный, морковный)



- Следующая загадка:

Осень в сад к нам пришла, красный факел зажгла,

Здесь дрозды, скворцы снуют,

И, галдя, его клюют. (Рябина)

Логопед показывает картинку и спрашивает: «Рябина какая?» (Красная)

- Она красная, как…(земляника, вишня, коралл, кровь и т.д.)

- Как ещё можно назвать красный цвет, он какой? ( Земляничный, вишнёвый, коралловый, рябиновый)

Логопед загадывает следующую загадку:

- Колосится в поле рожь,

Там, во ржи, цветок найдешь.

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый. (Василёк)

Логопед показывает детям картинку и спрашивает: «Василёк какой?» (Он синий).

- Он синий, как…(небо, море, сапфир, колокольчик и т.д.)

- Как ещё можно назвать синий цвет? Он какой? (Небесный, лазурный, сапфировый, васильковый).

Логопед загадывает загадку:

- Чёрный, темноты темней,

Нету птиц, его умней.

На высокой ели – вон он.

Это старый, мудрый…(Ворон).

Логопед показывает детям картинку и спрашивает: «А какой ворон?» (Он чёрный).

- Он чёрный, как….(ночь, смола, уголь, земля)

- Как по-другому можно назвать чёрный цвет? (Угольный, вороной (конь), смоляной)



Логопед загадывает последнюю загадку:

- Не барашек и не кот, носит шубу круглый год.

Шуба серая для лета, для зимы, - другого цвета. (Заяц)



Логопед показывает детям картинку и спрашивает: «Заяц зимой какой?» (Белый).

- Он белый, как…(снег, молоко, облако, пух, вата и т.д.)

- Как ещё можно назвать белый цвет? (белоснежный, молочный, светлый).

Развитие зрительного внимания:

Логопед знакомит детей с картиной, на которой изображены персонажи, замаскированные предметами того же цвета, и просит детей найти на картинке Огонька, Уголька, Снежка, Черныша и других героев.





Дети подходят к мольберту, чтобы внимательно рассмотреть картину и находят персонажей.



  1. Знакомство с текстом сказки Н.Павловой «Котята» с последующим обсуждением.

Жили-были три котёнка: Огонёк, Уголёк и Снежок. Огонёк был рыжий-рыжий, как огонь. Уголёк был чёрный-чёрный, как уголь, а Снежок - белый и пушистый, как снег. Как-то раз их хозяйка ушла, а калитку закрыть забыла. Во двор вбежал огромный, злой пёс Буян. Что делать малышам? Умные котята вот что придумали: Снежок подбежал к белой двери и остановился, Огонёк прижался к кирпичной стене, а Уголёк спрятался за ведёрко с углём. Стоит Буян , головой вертит . а котят не видит. Тут и хозяйка вернулась. Чужую собаку прогнала со двора, а котят позвала обедать. Едят котята, про своё приключение вспоминают и над Буяном смеются.

Логопед беседует с детьми о содержании сказки:

- Кто главные герои сказки?

- Главные герои - три котёнка: Огонёк, Уголёк и Снежок.

- Почему котят назвали Уголёк, Огонёк и Снежок?

- Огонёк был рыжий, как огонь. Уголёк - чёрный, как уголь, а Снежок - белый и пушистый, как снег.

- Почему пса назвали Буян?

- Потому что пёс обижал малышей, дрался и буянил.

- Как по-другому можно было назвать пса?

- Его можно было назвать Драчун, Задира, Забияка.

- Что забыла сделать хозяйка, когда уходила?

- Хозяйка забыла закрыть калитку.

- Кто вбежал во двор?

- Во двор вбежал злой пёс Буян.

- Где спрятались котята и почему?



- Снежок подбежал к белой двери и остановился, потому что белого котёнка не видно на белом фоне. Огонёк прижался к кирпичной стене, так как его шёрстка была рыжая, как кирпич. Уголёк спрятался за ведёрко с углём, потому что цвет его шёрстки был похож на уголь.

- Что сделала хозяйка, когда вернулась?

- Хозяйка чужую собаку прогнала со двора, а котят позвала обедать.

- Что можно сказать о котятах, какие они?

- Котята умные, сообразительные, находчивые, смышлёные, храбрые, смелые, отважные.

- А пёс? Какой он?

- Пёс сердитый, злой, грубый, задиристый, глупый, трусливый.

4) Физкультминутка:

Вот идет черный кот,

(Шагаем, высоко поднимая ноги)

Притаился – мышку ждет.

(Приседание, руки к коленям)

Мышка норку обойдет,

(Встаём, поворачиваемся)

И к коту не пойдет.

(Руки в стороны)

5) Пересказ сказки. Воспроизведение сказки с опорой на серию сюжетных картин. (Логопед ставит на мольберт картинки, дети вспоминают по одному предложению из текста).



- Пересказ по серии сюжетных картин.

6) Итог занятия:

- Как вы думаете, кто из героев сказки был бы сильнее в драке? А кто победил? Почему?

Вывод:

- Можно побеждать не только при помощи кулаков, но и обладая смелостью и находчивостью.



Список использованной литературы:

1) Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР». - СПб.: ДETCТВО-ПРЕСС, 2004. (загадки).

2) Павлова Н. «Готовимся к школе. Сказки с заданиями и упражнениями». – М.: ОЛИСС, «Эксмо», 2006. (сказка, иллюстрации).



Использованные материалы:

  1. Пособие Булгаковой О.Б. «Цвет в образе». Иллюстрации Булгаковой О.Б., Самохваловой П.В.

  2. Иллюстрации к сказке (серия сюжетных картин) Самохваловой П.В., Булгаковой О.Б.

  3. http://magley.org/sport/fizminutki/chyorniy-kot

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ