Конспект урока на тему «Правописание частицы НЕ с глаголами»
Тема урока: «Правописание частицы НЕ с глаголами»
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель:
Создать условия для усвоения детьми новых знаний по теме урока.
Задачи:
образовательная:
познакомить с правилом написания частицы НЕ с глаголами;
формировать умение раздельно писать частицу НЕ с глаголом
развивающая
способствовать развитию речи, орфографической зоркости, мышления, внимания
воспитательная
воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной работе, работе в паре.
Формировать УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: умение определять и сохранять учебную задачу урока; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем; оценивание своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Методы обучения:
словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная;
парная;
индивидуальная.
Средства обучения:
учебник Л.А. Ефросинина «Русский язык» 2 класс, часть 2;
мультимедийный проектор;
презентация к уроку.
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Универсальные учебные
действия
I. Мотивация к учебной деятельности
Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
- установить тематические рамки;
- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.
Слайд 2
- Посмотрите на слайд. О чём он нам говорит?
- А может быть, лучше поиграть с друзьями?
-Итак:
Нам предстоит большая работа,
Всё, что мы делаем – нужно,
Значит, мы будем трудиться
Усердно и дружно!
Слайд 3
- Сегодня на уроке русского языка мы продолжаем исследовать слова.
Чтобы ваши исследования прошли успешно, какими нужно быть?
Слайд 4
Девиз урока: «Всё получится!
Почему сегодня у нас такой девиз?
– Да, вы правы, сегодня у нас урок открытия нового знания,
- Какие мы делаем шаги при открытии нового знания?
Отвечают на вопросы
-Сейчас я буду учиться, буду узнавать что-то новое.
-Нет, я хочу учиться!
Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.
Проговаривают девиз урока.
Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности
«Что я не знаю?»,
«Сам найду способ»
Регулятивные: волевая саморегуляция.
Личностные: действие самоопределения, смыслообразования.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Цели:
- организовать актуализацию умений определять число глаголов, изменять глаголы по числам, правильно употреблять их в речи
- организовать выполнение учащимися пробного учебного действия;
- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.
– С чего начинается работа на уроке?
(Сначала мы повторяем то, что нам понадобится для «открытия» нового знания.)
– Я называю слово, вы определяете число, в котором употреблено это слово и записываете его в другом числе
Поёт, летят, журчит, вьёт
Слайд 5.
- Проверьте записанные вами пары слов.
- Какое задание вы бы предложили к данным словам?
- Что можно сказать о данных слова?
- Расскажите друг другу, что вы знаете о глаголах
-О ком или о чём можно сказать, используя в речи любой из этих глаголов?
-Какой темой можно объединить эти слова?
- Послушайте пословицу
Одна ласточка весны не делает.
- Как вы понимаете смысл пословицы?
2.Выполнение пробного действия
- Запишите её в тетрадь.
3. Фиксация индивидуального затруднения.
Слайд 6
- У нас получились разные варианты. Почему? не делает.
неделает
Проговаривают последовательность действий на уроке
Записывают слова в тетрадь.
Самопроверка
-Выделить орфограммы
- Это глаголы
Работа в паре
Проговаривают, что повторили.
- Темой весны
Высказывают свои мнения
Выполняют задание
Фронтальная проверка.
Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не знаю).
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.
Познавательные:
общеучебные: умение структурировать знания;
логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.
Регулятивные:
контроль, коррекция
III. Выявление места и причины затруднения
Цели:
- выявить место затруднения;
- зафиксировать во внешней речи причину затруднения
- В каком месте возникло затруднение?
- Почему возникло затруднение?
Под руководством учителя выявляют место затруднения.
Проговаривают причину затруднения с помощью учителя
- При написании не с глаголом.
-Мы не знаем как пишется не с глаголом
Познавательные:
умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
IV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
Цели:
- организовать постановку цели урока;
- организовать составление совместного плана действий;
- определить средства.
Слайд 7
- Какую цель ставим?
- Наметим наш план действий:
Слайд 8
1. Сами попробуем выполнить задание: узнать
Чем является слово НЕ.
Написание НЕ с глаголами
2. Сопоставим свои предположения с учебником, спросим у учителя.
3. Устраним затруднение.
4. Применим новое знание.
Результаты исследования будем оформлять в виде схемы, которая находится в карте исследования.
- Что нам поможет?
-Итак, нам предстоит большая работа, но прежде, чем мы к ней приступим, я предлагаю вам отдохнуть
Физкультминутка
С помощью учителя, ставят цель урока.
-Узнать, как пишется не с глаголом.
Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя.
Называют средства
- Свой опыт, учебник, учитель
Выполняют движения
Регулятивные:
целеполагание,
планирование,
Коммуникативные: умение отвечать на вопросы.
V. Реализация построенного проекта
Цели:
- реализовать построенный проект в соответствии с планом;
- зафиксировать новое знание в речи и знаках;
- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;
Для ответа на вопрос: Чем является слово НЕ,
выполним 1 задание.
Выполните задания, нужную букву впишите в кружок.
Исследуйте ряд букв - ш, ж, ч, ц, подчеркните «лишнюю» букву
Разгадайте ребус, выделите орфограмму.
Подберите антоним к слову темнота, подчеркните в нём первую букву.
Подчеркните орфограмму в слове крот.
Исправьте ошибку в слове стрежи, выделите орфограмму.
Отгадайте загадку
Букву «пэ» перевернули,
Справа хвостик пристегнули,
Завернули на конце,
Получилась буква....
Вставьте и подчеркните пропущенную букву щ…вель.
Слайд 9
Вывод: НЕ – это частица
Запишите вывод в схему
-Теперь нам нужно выяснить, какой частью речи является частица НЕ: служебной или самостоятельной?
-Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос?
- Что вы знаете о самостоятельных частях речи?
-Назовите самостоятельные части речи.
- А служебные?
- Куда же можно отнести частицу?
- Какой будет третий вывод?
Вывод: частица НЕ - служебная часть речи.
Запишите вывод в схему
Слайд 10
- Какие будут предположения: как писать не с глаголом?
- Найти ответ на этот вопрос нам поможет грамматическая сказка.
Гордую частицу не полюбил благородный Глагол. Печальной была его любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю».
Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Но Глагол был постоянным в своих чувствах.
- Какое правило написания частицы сформулировано в этой сказке?
- Правописание частицы НЕ с глаголами – это орфограмма
Запишите вывод в схему
- Какое значение придаёт предложению частица НЕ?
-Какое значение придаёт глаголу НЕ?
- Оформите это утверждение в схеме.
- Ребята, наша схема полностью заполнена. Что это значит?
- Зачитайте результаты нашего исследования.
Прочитайте, как в учебнике написано о частице НЕ
Устранение затруднения.
Можете ли, вы теперь определить, как правильно записать предложение
Одна ласточка весны не делает.
- Исправьте ошибку, если вы её допустили.
Под руководством учителя выполняют составленный план действий.
Работа в паре
(карта исследования)
Самопроверка.
Заполняют схему
Отвечают на вопросы
Фронтальная работа
- Нет, не можем.
-Они отвечают на вопросы, являются членами предложения
-Существительное, прилагательное, глагол.
-К ним нельзя поставить вопросы, они не являются членами предложений, служат для связи слов в предложении
-К частице нельзя поставить вопрос, она не является членом предложения, она служит для связи слов в предложении. Значит, частица - служебная часть речи.
Заполняют схему
Высказывают предположения
Чтение текста – сказки
(карта исследования)
Работа в паре
-НЕ с глаголами пишется отдельно
Заполняют схему
- Отрицательное
-Отрицает действие
Заполняют схему
- Мы закончили исследование
Работа по схеме.
Читают правило с.78
Фиксируют новое знание в речи
Индивидуальная работа
Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.,высказывать своё предположение.
Познавательные:
общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез
Регулятивные: контроль, коррекция
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Цель:
- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
Слайд 11
1.Стр.78 № 136
2. В данные пословицы перед глаголом вставьте частицу НЕ так, чтобы у пословиц появился смысл
Откладывай безделье, да откладывай дело.
Не стыдно знать, стыдно учиться.
Выполняют задания в тетрадях
(индивидуально)
Работа в паре
Самопроверка
Коммуникативные:
управление поведением партнера;
умение выражать свои мысли.
Личностные:
нравственно-этическое оценивание
Регулятивные: контроль, коррекция
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цели:
- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;
- организовать самопроверку по эталону, самооценку;
- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
Слайд 12
- Выберите задание, которое вы хотите выполнить
1. Запиши пословицу
Как (не)злись метелица, весной повевает.
2.Собери пословицу
Весною, (не)вернёшь, день, упустишь, годом.
3.Составить правила поведения весной
Самопроверка
Слайд 13
- У кого всё правильно?
- У кого есть ошибки?
- В чём причина?
Выполняют задание самостоятельно в тетради.
Выполняют самопроверку по эталону.
Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки.
Выполняют самооценку с помощью смайликов
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения;
Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
Личностные: самоопределение.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
- Какая тема урока была?
- Какую цель ставили? Достигли цели?
-Чему вы научились на уроке?
Слайд 14
Расскажите по схеме:
знаю
Я запомнил
смог
-Оцените свою деятельность на уроке, используя смайлики
Выставление оценок
Домашнее задание
Слайд 15
Отвечают на вопросы учителя.
По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.
Выполняют самооценку
Познавательные:
Рефлексия деятельности
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Регулятивные: Регулятивные: волевая саморегуляция;
оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ