Конспект классного часа «Слова - паразиты»



Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №55» города Перми









Конспект классного часа

«Слова - паразиты»







Подготовила учитель математики МАОУ « СОШ № 55» города Перми

Рошиор Галина Александровна



г. Пермь

2013

Классный час «Слова- паразиты»

Цель классного часа: привлечь внимание к культуре общения как составной части нравственного облика человека, провести профилактику проблемы в речи слов «паразитов», бранных слов, информировать о влиянии таких слов на всё живое, рассказать об истоках их возникновения.

Задачи:

познакомить с губительным воздействием бранных слов на моральное и физическое здоровье личности

привлечь внимание к необходимости работать над своим нравственным имиджем.

Оснащение классного часа: ПК, мультимедиапроектор, экран, компьютерная презентация классного часа.

Оформление классной доски: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками» — И.С.Тургенев

Ход классного часа

(Слайд №1-название классного часа)

Преподаватель: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости. Нашу встречу мне хотелось бы начать со строк, автором которых является Вадим Шефнер.

Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести,
Словом можно продать и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.

Вдумайтесь в эти строки!

(Слайд- №2-эпиграф классного часа, слайд №3-цель классного часа).

Слово... Звук, живущий доли секунды и пропадающий в пространстве. Где он? Пойди, поищи эти звуковые волны. Слово... Почти нематериальное явление. Кажется, и говорить-то не о чём. Но люди давным-давно заметили, что «злое слово убить может», а доброе слово «и кошке приятно».

Ребята, проверим домашнее задание: подобрать пословицы о добрых и злых словах.

Дети озвучивают свои пословицы.

(На экране появляется слайды № №4,5-пословицы о добром слове)

Доброе слово дом построит, а злое разрушит

Слово выпустишь, так и крюком не втащишь. 
И дорого б дал за словечко, да не выкупишь. 
Лучше ногой запнуться, чем языком. 
Бойся Вышнего, не говори лишнего. 

Доброе молчание лучше худого ворчания. 

Недоброе слово больней огня жжёт.

От лишней чарки болит голова, от лишнего слова – совесть

Слова-паразиты, слова-пустышки – это проблема, за которой скрываются наши нерешительность, неосмотрительность и даже глупость. Стать « людоедом» не сложнее, чем раньше, – надо просто перестать работать над собою. На этот счёт даже есть стихотворение А. Шабаева «Язык родной, дружи со мной». Послушайте отрывок:

Вы, это самое, того,
Когда вы говорите,
То, значит, это, как его,
Ну, в общем, не тяните.
Вот, это значит, так сказать,
Что мне хотелось вам сказать...

 Что такое сквернословие? (слайд № 6) В.И. Даль в своём «Словаре живого великорусского языка» так определил значение слова скверна: «мерзость, гадость, пакость, всё гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; всё богопротивное.» Вот куда мы добровольно погружаемся, легкомысленно относясь к словам. Сквернословие на Руси во все времена считалось грехом. Брань рассматривалась как проявление бесовского начала, а сквернословящих людей называли богохульникам. Те, которые оскверняли себя бранными словами, не имели права заходить в церковь, с ними не садились за общий стол. Считали, что такие люди притягивают беды и несчастья, потому что Бог наказывает их. В старину считали, что когда человек говорит плохие слова, от него отлетает ангел.

 Современная наука пришла к выводу, что слово мощная энергетическая сила, способная воздействовать на живые и неживые объекты и преобразовывать пространство вокруг себя. Учёные, используя новейшее оборудование, пытались доказать вредное воздействие мата. Проводились, например, опыты на растениях: на одни растения направляли добрые, ласковые слова, молитвы, классическую музыку. На другие – матерщину. В результате «несчастные» обруганные растения хуже развивались, больше болели и давали меньший урожай. Подобные опыты учёные проводили с водой. Вода, заряженная молитвой, становилась целебной, святой. Вода, на которую лилась матерная брань, становилась ядовитой. Слова оказывают мощное воздействие на энергетическое поле человека. Добрые слова и мысли усиливают его. Нецензурные слова и выражения ослабляют энергетическое поле человека, способствуют возникновению ряда заболеваний, в том числе и рака.

Дети показывают сценку И. А. Агаповой «Слова-паразиты»

Действующие лица:

Маня

Катя

Изабелла

Серёжа

Советы постановщику

Школьники одеты современно. Изабелла держит в руках трое пяльцев для вышивания.

С разных сторон выбегают три девочки: Маня, Катя и Изабелла.

Маня: Привет, Катя!

Катя: А, типа, привет, Маня!

Изабелла: Употреблять в разговоре слово "типа", как бы, уже не в моде.

Катя: А, типа, что же модно?

Изабелла: Как бы, модно вообще поменьше говорить, чтобы, как бы, не обременять других людей, как бы, лишними словами.

Маня: Я, в принципе, вообще считаю, что лучше вязать или вышивать принципиально крестиком, чем, в принципе, вот так бестолково трепаться.

Изабелла: И я, как бы, к вам пришла, чтобы предложить, бы, вышивание. Вот у меня уже и, как бы, пяльцы в руках.

Раздаёт девочкам пяльцы. Девочки имитируют движения вышивания.

Маня: В принципе, я разучила совершенно новый рисунок. Принципиально новый. Вот, поглядите!(Показывает, говорит заносчиво.)Я сама лично его придумала!

Катя(ехидно):Он к тебе, типа, сам прицепился, из мыслей?

Изабелла: Вы, как бы, сейчас поругаетесь?

Входит Серёжа.

Серёжа: Девчонки, вы тут что, вышиваете?

Катя: В принципе, да.

Маня: Типа, вышиваем, а тебе что?

Изабелла: Тебе, Серёжа, должно быть ,как бы, всё равно.

Серёжа: Вышивайте на здоровье! Я ничего вам не говорю. Вот только не кажется ли вам, что ребятам слушать вашу болтовню очень смешно?

Катя: Это, в принципе, почему?

Изабелла: Им, как бы, нравится!

Серёжа: Девочки! Проанализируйте свою речь и ответьте, какое слово вы чаще всего употребляете в разговоре.

Изабелла: Я, как бы, это...

Серёжа: Как бы -Изабелла!

Катя: Ты, типа, потише...

Серёжа: Типа-Катя!

Маня: Ты, в принципе, принципиально нарываешься на скандал?

Серёжа: И в принципе-Маня.

Изабелла: Ну и что, как бы?

Серёжа: А то, что эти слова-вредные. Их так и называют: "слова-паразиты". Они бестолковые и только засоряют наш язык и лексикон. Их чаще всего употребляют люди, у которых речевой запас небольшой.

Изабелла: Слова-паразиты? Это, как бы, например, тараканы?

Серёжа: Да. От них нужно отвыкать, потому что речь из-за них становится некрасивой. человека, который их часто употребляет, называют косноязычным, то есть неспособным правильно и распространённо говорить.

Маня: А, как бы, отвыкнуть, в принципе, от них , типа, сразу?

Серёжа: Следите за своей речью.

Маня: Следить...это....м-м-м очень трудно, так э-э-э и хочется...вставить слово-паразит.

Серёжа: Хорошо. Давайте сыграем в игру-паразитологию. Ты, Маня. будешь вставлять в свою речь вместо любимого" в принципе"-слово "блоха"!

Маня: Идёт. Блоха! Блоха!

Изабелла: А, как бы ,а? Как мне быть?

Серёжа: А ты будешь вместо слова" как бы" говорить "таракан".

Изабелла: Согласна, как бы, то есть -таракан!

Серёжа: А ты, Катя...

Катя: А я в ваших играх не участвую.

Серёжа: Хорошо. Тогда к вам просьба, Изабелла и Маня, начните разговор о погоде.

Маня: Погода сегодня. блоха, очень тёплая.

Изабелла: Таракан, я с тобой не согласна.

Маня: Почему?

Изабелла: Потому что с утра был, таракан, дождь, а после обеда-таракан, ветер. И очень холодный этот, таракан!

Маня: Какая-то, блоха. получается непонятная вещь. Солнце, блоха, светит...

Изабелла: Но ветер-то, таракан, дует1

Катя: Хватит! Хватит!

Серёжа: И в самом деле , все зрители сейчас от смеха на пол повалятся.

Катя: Девчонки, я всё поняла. Мы так некрасиво разговариваем! И эти слова и , в самом деле , очень вредные. Вот поглядите. Вы их употребляете в каждом предложении и почти после каждого слова.

Изабелла: Мы и сами заметили, что эти "тараканы" и" блохи", проще говоря, слова-паразиты, портят всё дело.

Маня: Спасибо тебе, Серёжа, что ты объяснил нам весь вред слов "как бы", "в принципе", "типа"...

Серёжа: А ещё-"так сказать" и многих других.

Изабелла: Поэтому, дорогие зрители, если кто-то из ваших знакомых или вы сами заметите в своём лексиконе вредное" слово-паразит", немедленно избавляйтесь от него.

Катя: Можно так же весело, как это сделали мы, заменив его на слово "блоха" или "таракан".

Серёжа: И кто знает, может быть, наконец, правильно говорить без слов-паразитов научатся и наши политики, и актёры, и дикторы телевидения.

Катя: Потому что лично мы-за красивую и грамотную речь.

Изабелла и Маня: Да здравствует русский язык, красивый и могучий!

Учитель:

А сейчас представьте себе, что нужно составить памятку «Как избавиться от сквернословия». Какие бы пункты вы включили в эту памятку. Обсудите в группах и запишите. Психологи утверждают, что достаточно в такой памятке 4 пунктов.

Работа в группах.

Предположительные варианты, предложенные группами:

  • Перестать ругаться самому, выработать у себя брезгливость и отвращение к бранным словам.

  • Избегать общения с людьми, употребляющими бранные слова.

  • Читать русскую классическую литературу.

  • Произносить больше добрых слов.

  • Искоренять слова – паразиты.

Обсуждение. Выступление представителей групп.

Резюме:

Похвала, интерес к личности другого человека могут служить защитой от сквернословия. Как избавляться от сквернословия?

Как беречь чистоту речи? Надежных рецептов здесь нет, но есть несколько положений, с которыми, если их принять, легче преодолеть эту беду.

1. Не говорить плохих слов самому. Не нужно бояться выглядеть белой вороной. «Все — пусть говорят, а я не буду». Конечно, для этого требуется мужество. Над тобой будут смеяться, подтрунивать, шутить, если ты в чем-то превосходишь своих друзей. Ах, ты не пьешь? До сих пор не куришь? Не ругаешься? Так если ты мне друг, я заставлю тебя выпить, я сам куплю тебе сигарет, я не позволю тебе быть чище, чем я.

Попробуй устоять в такой позиции.

Мы не властны над речью других, но над собственной речью мы властны, это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным.

2. Желание достойной среды несовместимо с недостойным словом. Нужно осознавать и ценить меру своего авторитета, свой рейтинг (профессиональный, социальный, семейный).

«Не то, что входит в уста, оскверняет их, но то, что выходит из уст». Если же копировать других, говорить «как все», то нечего потом удивляться, что у вас не все в жизни ладится: не вас послали в загранкомандировку, не вас повысили в должности, не вас поощрили. Человек виден даже тогда, когда совсем не думает об этом.

3. Сквернословие не есть способ расслабиться, а расслабление не означает вседозволенности.

4. Как быть с теми, кто сквернословит? Мы не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие внутри семьи, класса, группы можно.

5. Как раньше боролись со сквернословием?

Говорили так: «Не сквернословь… Потому что, когда человек говорит плохие слова, от него отлетает ангел». Защиты не будет. Крыши не будет над тобой.

Давайте научимся просить прощения, если что-то с языка вдруг сорвалось.

Моя речь — это мое зеркало, мое достоинство. Настоящий контроль — это контроль изнутри. Посмотрите на себя со стороны, как вы смотритесь, когда из вас выливается тирада грязных, не свойственных человеческой природе, слов? Кем вы себя ощущаете: царем природы или разбойником из подворотни? Сквернословие — это инфекция, которая поражает вашу психику, внедряется в ваше сознание и нарушает все, что вокруг вас происходит.

(Слайд 7 со стихами)

Когда ты хочешь молвить слово, мой друг, подумай – не спеши.
Оно бывает то сурово, то рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьется, то медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвесишь, не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить и радость людям отравить.
Им можно лед зимой расплавить и камень в крошку раздробить.
Оно одарит иль ограбит, пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить того, кто слушает тебя!

(Слайды № № 8-14 с инструкцией)



Инструкция

1

Чтобы овладеть правильной устной речью, читайте больше хорошей литературы – не современные дамские романы и детективы, авторы которых сами зачастую не в ладах с русским языком, а классику – хотя бы тех авторов, которых изучают в школе.

2

Учитесь пересказывать понравившиеся вам книги и фильмы, излагая их подробно или передавая основную суть. Следите за реакцией слушателей – если они заскучали и задают вопросы не по теме разговора, значит, вам не удается передать свои впечатления от произведения. Подумайте, почему это происходит: возможно, вы злоупотребляете личными местоимениями, так что собеседники уже не в силах понять, кто эти многочисленные «он», «она» и «они».

3

Избавляйтесь от лишних слов, т.е. тех, которые не добавляют ничего к смыслу текста и не несут отдельной информации. Типичный пример употребления лишних слов: «Не май месяц» (май не может быть годом, часом или минутой), «поднимать вверх», «отступать назад», «минута времени» и т.д.

4

Избегайте тавтологии – повторения однокоренных или близких по смыслу слов: «масло масляное», «спросить вопрос». Для практики анализируйте речь своих собеседников, политических деятелей, теледикторов и шоуменов. Подумайте, какие ошибки они допускают и чем можно заменить неудачные словосочетания. После этого вам будет легче следить за собственной речью и правильно выстраивать предложения.

5

Искореняйте в своей речи слова-паразиты и междометия-связки. Словесный мусор вроде «типа», «как бы», «ну, это» делает речь маловразумительной и невыразительной. Эти связки и междометия требуются, если оратору трудно найти в своем лексиконе слово, которое точно выражало бы его мысли и ощущения. Выход один: изучать словарь синонимов, чтобы ваша речь не было вялой, многословной и маловыразительной.

6

Не употребляйте слов, значение которых вам неизвестно. Иначе вы рискуете уподобиться деду Щукарю, который считал, что «бордюр» – это девушка легкого поведения, а «абажур», напротив, хорошая девушка. Толковый словарь русского языка и словарь иностранных слов помогут вам расширить ваш лексикон. Обращайте внимание на ударения в словах.

7

Подумайте об уместности употребления профессионального или молодежного сленга. На работе или в дружеской компании вас поймут, однако в официальной речи или в беседе с людьми из другой социальной группы эти выражения будут неуместны.

 Подытоживая разговор о скверных словах, повторим в качестве кредо:

(Слайд №15 )

«Я – исключение. Мои мысли, моя речь – это моё зеркало, и оно будет чистым. Настоящий контроль – это контроль изнутри. 
Не скупитесь на добрые, ласковые слова. И люди вокруг вас тоже будут добрые и внимательные.»





















































Литература:

Волович А. Основы этикета и искусство общения. // Воспитание школьников. №5, 2004. Харченко В.К. Молодёжи о сквернословии. // Приложение к журналу СПО. №3, 2009.

И. А. Агапова Сценка «Слова-паразиты»

Интернет-ресурсы:

1. http://www.inpearls.ru/

2.www.sunhome.ru

3.www.lenagold.ru/fon/ clipart/alf.html



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ
КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ Олимпиады по 35 предметам Тесты для учителей