Конспект урока на тему "Предложный падеж имён существительных"

Дата:18.12.14г

Тема урока: Предложный падеж имён существительных.

Цель урока: формирование представлений о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа (вопросы, предлоги, роль в предложении);

Задачи урока:

  • способствовать развитию связной речи учащихся, логического мышления, обогащение словаря;

  • развивать умение решать проблему, делать выводы, анализировать, сравнивать.

  • воспитание коммуникативных качеств;

  • создание комфортного микроклимата, ситуации успеха.

Оборудование урока: портрет М. В. Ломоносова, карточки с названиями падежей, маршрутный лист, портрет девочки с карточками.

Ход урока:

I Организация внимания.

II Мотивация к учебной деятельности.

Эпиграф урока.

Учите, дети, русский к ряду.

Учите с душой, с усердием, трудом.

Вас ждёт великая награда

И та награда в нём самом…

(М. В. Ломоносов)

- С какой просьбой обращается Ломоносов к детям?

- Как вы понимаете значение слова «награда»?

(Награда – новые открытия, знания о языке.)

III. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

- Посмотрите на доску. Что вы заметили?

И. п. кто? что?

Р. п. кому? чему?

Д. п. кого? что?

В. п. кого? чего?

Т. п. кем? чем?

- Давайте наведём порядок. Вы заметили, что какого-то падежа нет. Какого?

- Какова тема нашего урока?

IV. Формулирование цели и задач урока.

- Определите задачи урока.

Откройте тетради и запишите восемнадцатое декабря, Классная работа

Каллиграфическая минутка с какой буквы начинается наш падеж, вот ее и запишите

V. Построение проекта выхода из затруднения.

- Составим маршрут нашего движения к новым знаниям.

Маршрут движения.

Название падежа.

  1. Вспомогательное слово.

  2. Вопросы падежа.

  3. Предлоги падежа.

  4. Член предложения.

VI. Реализация построенного проекта.

- Я не случайно взяла эпиграфом к уроку слова М. В. Ломоносова. Именно М. В. Ломоносов дал название шестому падежу русского языка. В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться о ком-то. Затем его назвали местным, так как предложный падеж указывал на место действия.

- Почему Ломоносов назвал этот падеж предложным?

- Какое вспомогательное слово помогает отличить этот падеж от других?

Работа по учебнику.

- Чем характеристика существительных, стоящих в форме П. п. отличается от характеристики существительных, стоящих в форме Т.п.? с 64 (сказка о падежах)

- Какой падеж имён существительных всегда употребляется без предлогов? А какой только с предлогами? с68, с69

VII. Первичное закрепление знаний.

  1. Работа по учебнику.

- Найдите упражнение 202 на странице 75 учебника.

- Работаем «цепочкой». Указать падеж всех выделенных существительных.

- В каком падеже стоят все выделенные имена существительные? С какими предлогами употреблены? Какого предлога не хватает?

VIII. Физкультминутка. Гимнастика для глаз.

IX. Продолжение работы.

Групповая работа. Работа по карточкам.

- Найти имена существительные, стоящие в предложном падеже. Указать падеж и подчеркнуть предлоги.

I вариант

Блестела на траве, проехать по улице, выбрались из чащи, думал о котенке .

II вариант

Рассказ о книге, запахло сыростью, идём по дороге, видел белку.

- Проверьте работу своего товарища. Если согласны, поставьте рядом со словосочетанием «+», если не согласны – «-».

X. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Перед вами девочка. Как вы думаете, о чём она мечтает?

- Восстановим предложения и узнаем, о чём она думает.

Я скучаю.

Что ж, я лучше помечтаю,

Очень я люблю мечтать,

Вот бы мне царевной стать!

Я мечтаю о (корона).

Буду в ней сидеть на (трон).

Я мечтаю о (слон),

Чтоб кататься при (луна).

Я мечтаю о (серёжки)

Вечерами в (полутьма).

Я мечтаю об (орёл0.

Буду с ним летать на (воля),

Буду я учиться в (школа).

Ой, мечтаю я уже

О предложном падеже!

- В каком падеже употреблены все вставленные имена существительные? С какими предлогами?

XI. Итог урока. Рефлексия.

- Какие учебные задачи стояли на уроке?

- Можете ответить на поставленные вопросы?

- Оцените свои успехи в оценочных листах.

Оценочный лист

Мне понравилось работать на уроке.



Мне было трудно.



У меня остались пробелы в знаниях.

Д/З с68 упр184, с64-65 выучить правило







http://s014.radikal.ru/i326/1105/ec/72893b3952b1.gif


Кто такой Ломоносов?

Имя Михаила Васильевича Ломоносова известно каждому Кто-то, может быть, даже и не знает, какие открытия он сделал и что написал, но то, что Ломоносов - выдающийся русский ученый, знают все. Кто такой Ломоносов?

Родился Михаил Ломоносов 8 ноября (по старому стилю) 1711 года в семье крестьянина Архангельской губернии Василия Дорофеевича Ломоносова и его жены Елены Ивановны (в девичестве Сивковой). Когда подрос, стал вместе с отцом заниматься рыбацким промыслом. Грамоте начал учиться поздно, только с 11 лет, а уже через восемь лет Михаил Ломоносов вместе с обозом, на котором везли рыбу, уходит в Москву и сразу же поступает в Славяно-греко-латинскую академию.

Через пять лет Михаила Ломоносова в числе лучших двенадцати учеников отправляют в Петербургскую Академию для продолжения учебы, но не прошло и месяца, как его в числе уже трех лучших учеников посылают в Германию для изучения горного дела и химии.

Очень скоро Михаил Васильевич Ломоносов становится крупнейшим ученым. Он занимается химией и физикой, астрономией и горным делом, историей и литературой. Открывает всеобщий закон природы, который назвал законом сохранения материи и движения. С помощью телескопа, который сам и построил, Михаил Васильевич обнаруживает, что планета Венеpa так же, как и Земля, окружена атмосферой.

Трудно поверить, что один человек мог сделать столько открытий, причем в разных областях знаний, сколько их сделал

Ломоносов. Он добивался того, чтобы все его научные идеи применялись на практике и служили на благо России.

Занимался М.В. Ломоносов и географией. Когда он руководил комиссией по созданию «Российского атласа», то не только организовал географические экспедиции во многие российские отдаленные губернии, но еще составил и разослал анкеты из 30 вопросов о полезных ископаемых, о том, сколько населения проживает в той или иной местности, какой они национальности и чем занимаются и т.д. Уже два века назад он проводил свои исследования так, как это делают современные ученые.

Такие примеры можно продолжать бесконечно. Михаил Васильевич Ломоносов серьезно изучал российскую историю и ораторское искусство. Составлял рецепты изготовления разноцветного стекла, из которого потом делал удивительные мозаичные картины. Например, изображение Полтавской битвы на портрете Петра I.

До Ломоносова все книги в России писали только на церковнославянском языке. Он написал первую «Российскую грамматику» и свои собственные стихи и оды писал только на русском языке.

По проекту М.В. Ломоносова в 1755 году открывается Московский университет, который сейчас носит его имя.




Оценочный лист

Мне понравилось работать на уроке.



Мне было трудно.



У меня остались пробелы в знаниях.



Оценочный лист

Мне понравилось работать на уроке.



Мне было трудно.



У меня остались пробелы в знаниях.

Оценочный лист

Мне понравилось работать на уроке.

Мне было трудно.



У меня остались пробелы в знаниях.

Оценочный лист

Мне понравилось работать на уроке.

Мне было трудно.



У меня остались пробелы в знаниях.

Оценочный лист

Мне понравилось работать на уроке.



Мне было трудно.



У меня остались пробелы в знаниях.





I вариант

Блестела на траве, проехать по улице, выбрались из чащи, думал о котенке .

II вариант

Рассказ о книге, запахло сыростью, идём по дороге, видел белку.

I вариант

Блестела на траве, проехать по улице, выбрались из чащи, думал о котенке .

II вариант

Рассказ о книге, запахло сыростью, идём по дороге, видел белку.

I вариант

Блестела на траве, проехать по улице, выбрались из чащи, думал о котенке .

II вариант

Рассказ о книге, запахло сыростью, идём по дороге, видел белку.

I вариант

Блестела на траве, проехать по улице, выбрались из чащи, думал о котенке .

II вариант















Падеж

Вспомогательное слово

Падежный вопрос

 Именительный

 есть

 кто? что?

 Родительный

 нет

 кого? чего?

 Дательный

 дать

 кому? чему?

 Винительный

 вижу

 кого? чего?

 Творительный

 доволен

 кем? чем?

 Предложный

 говорить

 о ком? о чём?



































Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ