Конспект урока на тему "Рассуждение"

Риторика

Рассуждение

Урок 27.

Тема: Рассуждение.


Цель:

знакомим с текстами простейших рассуждений;

формируем потребность доказывать, объяснять высказанное мнение.



Этапы урока


Ход урока

Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания

учебных успехов)


Ι. Актуализация знаний.



Повернитесь друг к другу. Улыбнитесь.

Прикоснитесь ладонями, почувствуйте тепло и уверенность друг в друге. Мы преодолеем трудности при работе вместе, вы готовы к работе вместе?

Речевая разминка

1) постановка дыхания (задуть 9 свечей враз и по отдельности);

2) гимнастика для губ (“надуем щеки”- обидимся, “улыбаемся” одними губами);

работа над произношением

На доске написано стихотворение:

Шел Серёжка по траве,
Бил цветы по голове,
Бил панамкой, бил ладошкой.
Не хотим играть с Серёжкой!

- Прочитайте стихотворение медленно.

- Прочитайте с осуждением.

Актуализация знаний.

- Можно ли это стихотворение назвать текстом?

- Почему? (предложения связаны по смыслу)

- Что можно определить у текста? (Тип).

- Какие типы текстов вы знаете? (Описание, повествование)

- Послушайте тексты и определите их типы.

Предлагаются тексты.

Я давно мечтал о заводной игрушке. И вот на день рождения мама подарила мне ослика.

- Какой текст?

(Повествовательный, передает факты и события. Отвечает на вопрос ЧТО ПРОИЗОШЛО?)

Ослик был очень симпатичный: серенький, маленький, с беленькими мягкими ушками. Он забавно вертел хвостом. На конце хвостика крутилась пушистая кисточка.

- Какому типу относится этот текст?

(Текст-описание, отвечает на вопрос КАКОЙ? КАКАЯ?

Помогает представить события в ярких красках).

- Давайте вернёмся к первому тексту.

Почему ребята не хотят играть с Серёжкой?

- Как называется текст, который отвечает на вопрос ПОЧЕМУ?

(Текст-рассуждение. Даёт возможность каждому выразить своё отношение к событию или предмету.)


Познавательные УУД

1. Развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.



6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.


Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.


ΙΙ. Постановка учебной проблемы.


Рассуждение - это очень сложный текст. Мы будем учиться создавать рассуждение, объяснять и доказывать.

Сформулируйте тему урока.



ΙΙΙ. Применение знаний.




















Работа в учебнике.

1) Инсценирование стихотворения “Бараны” (заранее подготовленными детьми), с. 56

- Какие чувства вызвала эта сценка?

- Почему утонули два барана?

(Два барана утонули, потому что они были упрямыми.)

- Какими качествами должны были они обладать, чтобы такой трагедии с ними не случилось?

(Терпимость, вежливость, уступчивость.)

- Как можно назвать ответ? (рассуждение)

2). Знакомство с частями, структурой текста-рассуждения.

- Из чего состоит рассуждение?

Давайте рассмотрим данное рассуждение внимательно.

Два барана утонули, потому что они были упрямыми

- Прочитайте первую часть.

- О чём она?

- Как можно назвать эту часть? (Что объясняется.)

- Прочитайте вторую часть.

- О чём она?

- Как можно её назвать? (Объяснение.)

- Какие слова соединяют обе части? (Потому что.)

Если нарисовать рассуждение в виде схемы, то получится следующее:

http://festival.1september.ru/articles/633842/img1.gif

- Прочитаем правило на с. 57.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

6. Закрепление изученного.

Работа в группах.

1) С. 57, № 76

- Прочитайте ответы ребят. Как вы думаете, на какие вопросы отвечали ребята?

2) С. 59,№ 80.(карточки)

- Рассуждения “рассыпались”, соберите их.

оловянный солдатик выдержал все испытания

потому что

он был мужественным и стойким

Емеля отпустил щуку

ведь

она обещала помогать ему

гадкий утенок боялся никому не понравиться

потому что

считал себя ужасно некрасивым

- Прочитайте “собранные” рассуждения.

- Из каких они сказок?

- Докажите, что это рассуждения.

Притча “Мальчик и морские звёзды”.

(Притча – небольшой поучительный рассказ.)

Чтение учителем притчи.

Однажды во время прилива принесло очень много морских звёзд.

Наступил отлив и огромное количество их стало высыхать на солнце.

Мальчик, гулявший по берегу, стал бросать звёзды в море,

чтобы они смогли продолжить свой жизненный путь.

К нему подошёл человек и спросил:

Зачем ты делаешь это? Невозможно спасти всех, большинство всё равно погибнет!

Конечно, но какую же я испытываю радость, спасая каждую из них!

Это просто глупо! — вскричал человек.

Оглянись! Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял морскую звезду, на мгновение задумался, бросил её в море и сказал:

Нет, мои попытки изменят очень много... для этой звезды....

Беседа по прочитанной притче.

- Прав ли мальчик?

- Почему?

- Даже если заведомо знаешь. что не сможешь спасти всех, надо спасать тех, кого еще можно спасти.

- А вы поступали подобным образом?

8. Заполнение “звёзд”.

Работа в группах.

- Напишите, какие качества вы бы хотели в себе воспитать?

Каждая группа прикрепляет свою звезду на доску.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.



ΙV. Итог урока.

Рефлексия


- На какие вопросы отвечает текст-рассуждение?

- Из каких частей оно состоит?

- Какие слова используются для связи этих частей?

- Что особенно понравилось на уроке?

- Какие качества вы хотели бы в себе воспитать?

Оцените свою работу на уроке.




ТООУ







Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ