Конспект урока на тему "Разделительные мягкий и твёрдый знаки"

План-конспект урока

по русскому языку

Тема: «Разделительные мягкий и твёрдый знаки»

Цель: познакомить с правилом правописания слов с разделительным мягким и твёрдым знаком.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • знакомство с правилом правописания слов с разделительными Ь, Ъ знаками;

  • уметь находить и обозначать орфограмму в слове.

  • формировать навык грамотного письма;

  • закрепить гигиенические навыки письма (посадка, положение тетради, владение ручкой).

Развивающие задачи:

  • способствовать развитию орфографической зоркости;

  • обогащать словарный запас учащихся;

  • формировать у учащихся различные виды самоконтроля и взаимопроверки;

  • развитие логического мышления, связной устной и письменной речи.

Воспитательные задачи:

  • способствовать формированию положительных мотивов обучения;

  • воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, аккуратность, взаимопомощь.






Планируемые результаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные

  • развиваем умения выказывать свою точку зрения, выражать свои эмоции;

  • умение оценить свою работу и работу товарища;

  • формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.



Регулятивные УУД:

  • развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

  • развиваем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

  • развиваем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний;

  • различать две функции Ь - показателя мягкости и разделительного и обосновывать свое мнение;

  • определять слова, в написании которых пишется разделительный Ъ знак, и обосновывать свое суждение;

  • использовать приобретенные умения при выполнении заданий.


Коммуникативные УУД:

  • доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

  • оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;

  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

  • формировать умение видеть орфограмму;

  • развивать орфографическую зоркость;

  • писать слова с разделительным ь и ъ знаком;

  • различать по написанию разделительный Ь и Ъ знаки;

  • распределять слова по группам в зависимости от функции Ъ знака.



Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы работы на уроке: словесные (беседы, диалог), игровые, работа с учебником, практические (упражнения), метод рефлексии.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, тренажер, памятки «Правописание Ъ и Ь знаков в словах» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1), учебник, тетрадь, ручка, карандаш.

УМК «Школа России»


Ход урока

Этап урока

Содержание урока

Время


Деятельность учителя

Деятельность ученика


1.Организационный этап

Здравствуйте ребята, присаживайтесь!

Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке: ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Учащиеся подготавливают свое рабочее место.

1 мин

2. Актуализация знаний

Начнем мы наш урок с минутки чистописания.

На доске запись:

гроза

ветер

луна

солнце

дождь

пыль

ночь

?

Найдите связь между верхними и нижними словами. Какое слово нужно поставить вместо вопроса?

Что общего в словах нижней строки?

Какую букву будем писать сегодня?

Показ учителем написания Ь.

Определите закономерность написания букв и напишите строчку до конца.

дь ль нь сь дь ль нь сь

Какую роль играет Ь в словах нижней строки?



Где пишется в словах Ь, обозначающий мягкость согласных?

















День









Буква Ь









Обозначает мягкость



Ьпоказатель мягкости согласных.

Ь, обозначающий мягкость согласных, пишется между согласными и гласными или на конце слов.

5 мин

3. Работа над новым материалом

Какую ещё важную роль играет Ь в словах?

Об этом мы и поговорим сегодня на уроке.

Игра «Разгадай кроссворд»

  1. Снежная буря.

  2. Домики для пчёл.

  3. Мать, отец, дети.

  4. Орудие для охоты.

  5. Ягоды, сваренные в сахаре.

1.

В

Ь





2.

У


Ь




3.

С



Ь



4.

Р



Ь



5.

В





Ь


Записать полученные слова.

Подчеркнуть Ь и букву, стоящую после него.

Попробуйте закрыть Ь в этих словах и прочитать их.

Что заметили?







Какую роль играет мягкий знак в словах?



Перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак? (е, ё, ю, я, и).

Определите количество букв и звуков в словах с мягким знаком из «Минутки чистописания» и кроссворда.

Что заметили?

















Почему?



















Вьюга

Улья

Семья

Ружьё

Варенье































Согласный сливается с гласным.



Он отделяет согласный от гласного.















Если Ь обозначает мягкость, то звуков меньше, а если он разделительный, звуков и букв одинаковое количество.



е, ё, ю, я – после Ь обозначают два звука, только буква и имеет один звук.

15 мин

Физминутка

Я буду произносить слова. Если в них есть мягкий знак, вы приседаете. Если произнесу слово без мягкого знака, хлопаете в ладоши.

Слова: счастье, съезд, льётся, вьётся, отъезд, съел, перья, листья, колья, стулья.





3 мин



Что заметили в словах без мягкого знака, когда выполняли физкультминутку?

Какую роль играет Ъ в словах?

Было «сели» - стало «съели».

Догадаться вы сумели,

Почему случилось так?

Кто виновник?...

Твёрдый знак

Нам нужен тоже,

Без него сказать не сможем:

Съезд, съедобный, объеденье,

И подъезд, и объясненье.

Выделенные слова запишем на доске и в тетради.

Подчеркните Ъ и буквы, которые он разделяет и приставку.

После чего пишется Ъ знак?





Перед какими буквами пишется разделительный твёрдый знак?

Что можно сказать о количестве букв и звуков в словах с разделительным Ъ?







В словах есть Ъ.

















Ъ















Работа в тетради.



После приставки оканчивающейся на согласную.

е, ё, ю, я





Количество букв и звуков одинаковое.

Гласные, которые стоят после твёрдого знака, будут иметь два звука, один из которых (Й).





4. Закрепление нового материала

1. Работа с мультимедийной доской (тренажер)

2. Задание на карточке (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

3. Тест (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)


Учащиеся работают над заданием.

10 мин

5. Итог урока

Наш урок подходит к концу. 
 Вы хорошо потрудились на уроке.

Какие выводы мы можем сделать из нашего урока?

1.Разделитель-ный мягкий знак показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Он пишется после согласного перед гласными е, ё, ю, я, и.

2.Разделитель-ный твёрдый знак пишется после согласного перед гласными е, ё, я или ю.



6. Рефлексия

Я вам предлагаю необычную мишень. Поставьте точки в те секторы, которые помогут оценить вашу работу на уроке.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 4)



2 мин

7. Домашнее задание

Выучить правило. Выполнить 2 задания из учебника по изученной теме на выбор.

Учащиеся записывают домашнее задание.

1 мин


































ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Памятка «Правописание Ъ и Ь знаков в словах»

http://ru.static.z-dn.net/files/d73/5b473cf1d147035fcef718adb542854a.jpg









ПРИЛОЖЕНИЕ 2



Заполни таблицу, в нужной колонке поставьте знак «+».


Разделительный

Мягкий знак

Твёрдый знак

Руж ё



Раз яснить



Тат яна



Под ём



Здоров е



Обез яна



Об единение



С едобный



Птич е



Об яснить





ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Тест.


1.УКАЖИТЕ СЛОВА С РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ Ь ЗНАКОМ

  а) от..езд                                                                  

  б) с..ел                                                                    

  в) в..юга                                                              

  г) обез..яна  


2.УКАЖИТЕ СЛОВА С РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ Ъ ЗНАКОМ

а) об..единение                                       

  б) вал..с                                    

  в) об..яснил                                                 

  г) скам..я 


3.УКАЖИТЕ СЛОВА, В КОТОРЫХ НЕ ПИШЕТСЯ Ь ЗНАК.

  а) прачеч..ная                                                            

  б) камен..щик                                                      

  в) мурав..и                                                                

  г) коч..ка 


4. В КАКОМ РЯДУ ВО ВСЕХ СЛОВАХ БУДЕТ УПОТРЕБЛЯТЬСЯ Ъ ЗНАК: 

    а) под..езд, раз..езд, об..явление                      

    б) б..ётся, об..ехать, кос..ть                              

    в) ноч..ка, бел..ё, комп..ютер  


5. УКАЖИТЕ СЛОВА, В КОТОРЫХ КОЛИЧЕСТВО БУКВ И ЗВУКОВ СОВПАДАЕТ:  

     а) пень                                                               

     б) жильё                                                             

     в) тьма                                                               

     г) муравей                    















ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Поставьте точки в те секторы, которые соответствуют оценке твоей работы на уроке.





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ