Конспект урока на тему "Разделительные мягкий и твёрдый знаки"
План-конспект урока
по русскому языку
Тема: «Разделительные мягкий и твёрдый знаки»
Цель: познакомить с правилом правописания слов с разделительным мягким и твёрдым знаком.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Задачи:
Образовательные задачи:
знакомство с правилом правописания слов с разделительными Ь, Ъ знаками;
уметь находить и обозначать орфограмму в слове.
формировать навык грамотного письма;
закрепить гигиенические навыки письма (посадка, положение тетради, владение ручкой).
Развивающие задачи:
способствовать развитию орфографической зоркости;
обогащать словарный запас учащихся;
формировать у учащихся различные виды самоконтроля и взаимопроверки;
развитие логического мышления, связной устной и письменной речи.
Воспитательные задачи:
способствовать формированию положительных мотивов обучения;
воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, аккуратность, взаимопомощь.
Планируемые результаты:
Личностные
Метапредметные
Предметные
развиваем умения выказывать свою точку зрения, выражать свои эмоции;
умение оценить свою работу и работу товарища;
формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД:
развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
развиваем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
развиваем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний;
различать две функции Ь - показателя мягкости и разделительного и обосновывать свое мнение;
определять слова, в написании которых пишется разделительный Ъ знак, и обосновывать свое суждение;
использовать приобретенные умения при выполнении заданий.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
формировать умение видеть орфограмму;
развивать орфографическую зоркость;
писать слова с разделительным ь и ъ знаком;
различать по написанию разделительный Ь и Ъ знаки;
распределять слова по группам в зависимости от функции Ъ знака.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы работы на уроке: словесные (беседы, диалог), игровые, работа с учебником, практические (упражнения), метод рефлексии.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, тренажер, памятки «Правописание Ъ и Ь знаков в словах» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1), учебник, тетрадь, ручка, карандаш.
УМК «Школа России»
Ход урока
Этап урока
Содержание урока
Время
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1.Организационный этап
– Здравствуйте ребята, присаживайтесь!
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке: ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Учащиеся подготавливают свое рабочее место.
1 мин
2. Актуализация знаний
– Начнем мы наш урок с минутки чистописания.
На доске запись:
гроза
ветер
луна
солнце
дождь
пыль
ночь
?
– Найдите связь между верхними и нижними словами. Какое слово нужно поставить вместо вопроса?
– Что общего в словах нижней строки?
– Какую букву будем писать сегодня?
Показ учителем написания Ь.
– Определите закономерность написания букв и напишите строчку до конца.
дь ль нь сь дь ль нь сь
– Какую роль играет Ь в словах нижней строки?
– Где пишется в словах Ь, обозначающий мягкость согласных?
День
Буква Ь
Обозначает мягкость
Ь – показатель мягкости согласных.
Ь, обозначающий мягкость согласных, пишется между согласными и гласными или на конце слов.
5 мин
3. Работа над новым материалом
– Какую ещё важную роль играет Ь в словах?
Об этом мы и поговорим сегодня на уроке.
Игра «Разгадай кроссворд»
Снежная буря.
Домики для пчёл.
Мать, отец, дети.
Орудие для охоты.
Ягоды, сваренные в сахаре.
1.
В
Ь
2.
У
Ь
3.
С
Ь
4.
Р
Ь
5.
В
Ь
Записать полученные слова.
– Подчеркнуть Ь и букву, стоящую после него.
– Попробуйте закрыть Ь в этих словах и прочитать их.
– Что заметили?
– Какую роль играет мягкий знак в словах?
– Перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак? (е, ё, ю, я, и).
Определите количество букв и звуков в словах с мягким знаком из «Минутки чистописания» и кроссворда.
– Что заметили?
– Почему?
Вьюга
Улья
Семья
Ружьё
Варенье
Согласный сливается с гласным.
Он отделяет согласный от гласного.
Если Ь обозначает мягкость, то звуков меньше, а если он разделительный, звуков и букв одинаковое количество.
е, ё, ю, я – после Ь обозначают два звука, только буква и имеет один звук.
15 мин
Физминутка
Я буду произносить слова. Если в них есть мягкий знак, вы приседаете. Если произнесу слово без мягкого знака, хлопаете в ладоши.
Слова: счастье, съезд, льётся, вьётся, отъезд, съел, перья, листья, колья, стулья.
3 мин
– Что заметили в словах без мягкого знака, когда выполняли физкультминутку?
– Какую роль играет Ъ в словах?
Было «сели» - стало «съели».
Догадаться вы сумели,
Почему случилось так?
Кто виновник?...
Твёрдый знак
Нам нужен тоже,
Без него сказать не сможем:
Съезд, съедобный, объеденье,
И подъезд, и объясненье.
Выделенные слова запишем на доске и в тетради.
Подчеркните Ъ и буквы, которые он разделяет и приставку.
– После чего пишется Ъ знак?
– Перед какими буквами пишется разделительный твёрдый знак?
– Что можно сказать о количестве букв и звуков в словах с разделительным Ъ?
В словах есть Ъ.
Ъ
Работа в тетради.
После приставки оканчивающейся на согласную.
е, ё, ю, я
Количество букв и звуков одинаковое.
Гласные, которые стоят после твёрдого знака, будут иметь два звука, один из которых (Й).
4. Закрепление нового материала
1. Работа с мультимедийной доской (тренажер)
2. Задание на карточке (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
3. Тест (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
Учащиеся работают над заданием.
10 мин
5. Итог урока
Наш урок подходит к концу.
– Вы хорошо потрудились на уроке.
– Какие выводы мы можем сделать из нашего урока?
1.Разделитель-ный мягкий знак показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Он пишется после согласного перед гласными е, ё, ю, я, и.
2.Разделитель-ный твёрдый знак пишется после согласного перед гласными е, ё, я или ю.
6. Рефлексия
Я вам предлагаю необычную мишень. Поставьте точки в те секторы, которые помогут оценить вашу работу на уроке.
(ПРИЛОЖЕНИЕ 4)
2 мин
7. Домашнее задание
– Выучить правило. Выполнить 2 задания из учебника по изученной теме на выбор.
Учащиеся записывают домашнее задание.
1 мин
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Памятка «Правописание Ъ и Ь знаков в словах»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Заполни таблицу, в нужной колонке поставьте знак «+».
Разделительный
Мягкий знак
Твёрдый знак
Руж ё
Раз яснить
Тат яна
Под ём
Здоров е
Обез яна
Об единение
С едобный
Птич е
Об яснить
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Тест.
1.УКАЖИТЕ СЛОВА С РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ Ь ЗНАКОМ
а) от..езд
б) с..ел
в) в..юга
г) обез..яна
2.УКАЖИТЕ СЛОВА С РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ Ъ ЗНАКОМ
а) об..единение
б) вал..с
в) об..яснил
г) скам..я
3.УКАЖИТЕ СЛОВА, В КОТОРЫХ НЕ ПИШЕТСЯ Ь ЗНАК.
а) прачеч..ная
б) камен..щик
в) мурав..и
г) коч..ка
4. В КАКОМ РЯДУ ВО ВСЕХ СЛОВАХ БУДЕТ УПОТРЕБЛЯТЬСЯ Ъ ЗНАК:
а) под..езд, раз..езд, об..явление
б) б..ётся, об..ехать, кос..ть
в) ноч..ка, бел..ё, комп..ютер
5. УКАЖИТЕ СЛОВА, В КОТОРЫХ КОЛИЧЕСТВО БУКВ И ЗВУКОВ СОВПАДАЕТ:
а) пень
б) жильё
в) тьма
г) муравей
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Поставьте точки в те секторы, которые соответствуют оценке твоей работы на уроке.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ