Конспект урока на тему "Разделительный мягкий знак"

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Проверка готовности к уроку.

Мотивация к учебной деятельности.

- Ребята, сегодня на уроке я принесла, угадайте что?

(учитель показывает копилку)

- Вижу, что вас это заинтересовало.

- Как вы думаете, что мы будем собирать в эту копилочку?

(знания, умения)

Я видела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал в ваших глазах. Удачи вам!

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

- Откройте тетради, запишите число и классная работа.

- Начнем урок с минуты чистописания

- На доске записаны буквы.

е, ё, ю, я, и, ь.

- Что объединяет все эти буквы?

(они все обозначают мягкость согласного)

- На какие две группы можно разделить эти буквы?

(гласные и ь знак )

- Давайте красиво пропишем эти буквы и их соединения ьь, ьь, ьь, и, е, ё, ю ,я ,ья ,ьи ,ью, ье, ьё.

(учащиеся прописывают соединения)

- Минутка чистописания поможет нам определить тему нашего урока.

Рефлексия: оцените свою работу на минутке чистописания.

  1. Формирование темы и постановка учебной задачи.

- Прочитайте высказывание

Ученье – свет, а неученье – тьма.


- Что это?

- Да это пословица, мудрое изречение.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

(учащиеся поясняют смысл пословицы)

- Можно сказать: учение – это знание

неучение – не знание.

- Давайте попробуем на примере пословицы, определить где знание и не знание

- Что мы знаем?

( ь знак – показатель мягкости согласного, не имеет звука, в русском языке нет слов, которые бы начинались с ь знака?)

- В каком слове ь знак является показателем мягкости?

(тьма)

- Тогда какова его роль в словах ученье, неученье?

( он разделительный)

- Мы знаем когда пишется разделительный мягкий знак?

- Не знаем.

- Мы смогли отделить знание от не знания.

- Попробуйте сформировать тему нашего урока.


Тема урока: Правило написания разделительного мягкого знака.

- Какую задачу мы должны решить?

( узнать когда пишется разделительный мягкий знак)

- Какую цель вы бы себе поставили?

(научиться писать слова с разделительным мягким знаком)

  1. Работа над темой и построение проекта выхода из затруднения.

- Ребята, пришло время пополнить нашу копилочку знаниями.

-

Где?

Сейчас мы с вами будем работать в группах, собирая по крупицам наши знания о разделительном мягком знаке.

1гр. – -Будет работать над вопросам где, в какой значимой части слова

пишется разделительный мягкий знак?

2

?

гр. – Ь - ответить на вопрос после, каких согласных пишется

разделительный мягкий знак?

3

?

гр. - Ь - Займется поиском ответа на вопрос, перед какими

гласными он пишется

4

звуки

гр. - Ь - Мы дадим задания сложное, узнать какие звуки мы

слышим после мягкого знака.

5

Новые слова

гр. - - Поработаем со словарем, и расскажет нам в каких

словарных словах пишется разделительный мягкий

знак.

- Учащиеся в группах выполняют знание, определенное учителем.

ХЛОПЬЯ

ЖИЛЬЁ

ПЛАТЬЯ

ВОРОБЬИ

ВЬЮГА

- Подошло к концу время вашей работы.

- Вы готовы сообщить нам о результатах работы.

Молодцы, пополняем нашу копилочку новым знанием о разделительном мягком знаке.

1гр.- Мы определили, что разделительный мягкий знак пишется в корне слова.

Пишется в корне слова

Молодцы, пополняем нашу копилочку первым знанием о разделительном мягком знаке.

2гр.- Мы выяснили, что разделительный мягкий знак пишется после мягкого согласного.

П’ Л’ Т’ Б’ В’

Пишется после мягкого согласного



3гр. – Мы узнали, что разделительный мягкий знак пишется перед буквами я, ё, е, и, ю.

Пишется перед буквами я, ё, е, и, ю.



4гр. – Мы узнали, что после разделительного мягкого знака буквы е, ё, ю, я, и. имеют два звука.

- Какие? Буква е -[ й’э]

ё -[й’о]

я -[й’а]

и -[й’и]

ю -[й’у]

- У нас осталась группа, которая работала над поиском новых слов. Мы чуть позже попросим их рассказать о своих наблюдениях.

- Скажите ребята, можем ли мы теперь ответить на вопрос.

- Когда пишется разделительный мягкий знак?

- Попробуйте сформулировать правило написания разделительного мягкого знака?

Вывод: (делают ребята)

  1. Первичное закрепление во внешней речи.

(проговаривают правило)

- Разделительный мягкий знак пишется в корне слова после мягкого согласного перед буквами е, ё, ю, я, и, которые имеют при звучании два звука.

- Давайте проверим правильно ли сформулировали правило о разделительном мягком знаке.

- Откройте учебник на с.56

- Прочитайте правило.

- Молодцы!

Рефлексия: Вы проделали большую работу, вывели правило, работая в группах, каждый из вас внёс частицу знаний, поэтому оценивайте себя за эту работу.

Физминутка

- Давайте отдохнём

Игра «Угадай»

- Учитель читает слова с мягким знаком и разделительным мягким знаком.

- Учащиеся определяют на слух роль мягкого знака:

- Показатель мягкости согласного – хлопайте в ладоши

- Если в слове разделительный мягкий знак, то приседайте.

ПАЛЬТО, СТУЛЬЯ, ВАРЕНЬЕ, КОНЬКИ, ПЕНЬ, ПЬЮТ.

  1. Включение в систему знаний.

- Мы открыли новое знание, сформулировали правило написания разделительного мягкого знака.

- Давайте попробуем смоделировать это правило.


е

ь

ё

→ ю

я

и

- Этот алгоритм поможет нам писать слова с разделительным мягким знаком.

- А теперь пришло время ребятам рассказать о словах, которые они нашли в словаре.

- Об этих словах они вам расскажут в форме загадок.

1ая загадка.

То сидит на задних лапках,

То на четырех идет.

А-то с веточки на ветку.

Прыгает как скороход.

Очень любит покататься

На большой лиане

Вы, наверно, угадали – это

(обезьяна)

2ая загадка

Что за друг такой? Железный,

Интересный и полезный.

Дома скучно, нет уюта,

Если выключен… (компьютер).

- Какие слова для нас открыли ребята?

(Обезьяна, Компьютер)

- Мы должны запомнить написание этих слов.

- Давайте запишем эти слова, подобрать к ним подходящие по смыслу прилагательные.

( ловкая обезьяна, новый компьютер) (учащийся у доски)

-Составьте предложение с одним из словосочетаний.

- Запишем предложение.

( По деревьям скачет ловкая обезьяна) (учащийся у доски)

- Какие знакомые орфограммы вы встретили при записи предложения.

(учащиеся рассказывают)

- Найдите в предложении главные члены: сказуемое и подлежащее выделите их.

- Ребята обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга.

- Ребята наша копилочка полна знаниями. Пора закрепить эти знания.

- На партах карточки.

- будем работать в парах.

- Прочитайте задания и приступайте к работе.

- Что нужно сделать?

(вставить где нужно разделительный мягкий знак)

-Двое учащихся работают у компьютера в электронном учебнике.

- Давайте проверим свою работу, смотрите на экран, если допустили ошибку, исправьте.

- Запишите в тетрадях только слова с разделительным мягким знаком, выделите орфограмму.

- Один учащийся работает у доски.

Полью, солью, колья, оленьи, воробьи, волчья, сорочья, соловья, компьютерные.

Рефлексия: Оцените свою работу.

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Назовите тему нашего урока.

- Какую задачу должны были решить?

( узнать в каких словах пишется мягкий знак)

- Какую цель ставили перед собой?

(научится писать слова с разделительным мягким знаком)

- Справились ли вы с этим?

- Когда пишется разделительный мягкий знак?

- Ребята, на протяжении урока, на разных его этапах вы оценивали себя, свою работу. Я соберу ваши оценочный листы и тоже оценю вашу работу на уроке.

- А закончит наш урок Лида, она вам приготовила подарок – стихотворение

- Рассказывает стихотворение о разделительном мягком знаке и раздает детям листочки со стихотворением.

Домашним заданием вам будет выписать из этого стихотворения все слова с разделительным мягким знаком.

- Спасибо за работу!

Слайд № 9


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ