Конспект урока на тему "Согласные звуки [л], [л’], [м], [м’], строчные буквы л, м. Написание заглав¬ных и строчных букв Лл, Мм"

Обучение грамоте

Урок 39.

Тема: Согласные звуки [л], [л’], [м], [м’], строчные буквы л, м. Написание заглав­ных и строчных букв Лл, Мм.


Цели:


формируем умение выделять звук в слове;

формируем умение находить слова с заданным звуком;

формируем умение различать звуки и буквы: буква как знак звука;

формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов;

формируем умение писать предложения;

формируем умение анализировать текст.


Оборудование: индивидуальные карточки со схемами-«человечками» в чёрной шапочке и в звоночке.

Символы:

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД


Ι. Актуализация знаний


Как называются маленькие слова, с которыми мы ознакомились на прошлом уроке?

Какая роль у них в русском языке?

Давайте откроем «Буквари» и посмотрим, что мы будем делать сегодня. Составьте план работы на уроке.



План (примерный) 3 2

  1. Выделение в слове звуков [с] и [с’].

  2. Знакомство с новой буквой.

  3. Письмо букв, слогов и слов.

  4. Чтение слогов и слов.

  5. Составление схем слов.

  6. Работа с предложением.

7. Работа с текстом.



Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;


2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.










Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.





















Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.












Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
















Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.
















































































































ТООУ


























ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

1. Работа в «Букваре». 1

1) Выделение звуков [л], [л’], [м], [м’] в звучащих словах.

Произнесите слова, которые называют предметы на картинках

в «Букваре» (с. 66). Выделите голосом первый звук.

Повторите выделенные звуки. Что можете о них сказать?


2) Звуко-буквенный анализ слов, выделение первого звука в слове.

а) Сожмите губы и произнесите твёрдые звуки [м], [л].

б) Сожмите губы, произнесите мягкий звук [м’].

Что заметили? (Язык поднялся вверх.)

в) Произнесите мягкий звук [л’].

Что заметили? (Губы не сжаты, язык поднялся вверх.)

Знакомство с графическим изображением букв. Наблюдение над сходством и различием.

Подберите слова, начинающиеся с одного из этих звуков.

Подберите слова, в которых эти звуки будут последними.

А теперь – в середине слова.

Кто знает, какими буквами обозначаются эти звуки?

Найдите их на ленте букв.

Посмотрите на печатную букву Л. На что она похожа? (Предположения детей.)

На что похожа буква М?

г) Завершение схем-«человечков», характеристика согласных звуков.

Что мы видим в середине между буквами? (Схемы-«человечки».)

Всё у них в порядке? Дорисуйте их.

2. Работа в тетради для печатания.

Откройте тетради для печатания на с. 19. Постарайтесь сами написать буквы Л и М.

Догадайтесь, какие слова написаны ниже. Допишите слоги.

Что мы сейчас с вами делали? (Составляли схемы слов.)

В прописи тоже кто-то трудится и составляет слова. Кто же это? Давайте посмотрим. Откройте прописи на с. 10.

3. Работа в прописи. 1 2

Составление рассказа по рисунку.

Кого видим на картинке?

Есть ли в этом слове новый звук?

Где он стоит, в начале, в середине или в конце слова?

Чем занят гном? А что можно построить из букв? (Слова.) Да, буквы – это своего рода кирпичики, из которых получаются слова на письме.

Заштрихуйте те предметы на рисунке, в названии которых есть звуки [л], [л’] – жёлтым цветом, [м], [м’] – коричневым.

Чем отличаются буквы, которые везёт гном, от тех, которые не­сут птички? (У гнома – печатные буквы, а у птичек – письменные.)

Сравнение письменных и печатных букв Л и М.

Какой элемент к этим буквам несёт в клюве птичка?

Встречался ли он в уже изученных буквах?


Анализ элементов в буквах Л и М. (В букве М спряталась буква Л.)

Показ учителем на доске буквы Л. Написание букв Л и М в прописи

на с. 10, 11 в табло.

Знакомство с нижним соединением (лл, мм).

Где будут соединяться две л? (Предыдущая буква всегда соединяется с буквой л или буквой м внизу, потому что эти буквы начинаем писать снизу.)

Пишут несколько соединений по образцу.

Учитель показывает на доске соединения ол, ом. Ученики обводят в прописи на с. 10 и 11.

Какие соединения встречаются в словах:

молоть – ол;

ком – ом;

солить – ол;

ломать – ом?

Чему новому мы сейчас научились?

ΙΙΙ. Применение нового знания

1. Работа в «Букваре». 5 6

Чтение слогов (с. 66).

Прочитайте слоги первой строчки. Что общего у всех слогов этой строки?

Отметьте красной точкой гласные звуки.

Каким цветом отметите согласный?

Прочитайте слоги 1-го столбика. Что общего у слогов этого стол­бика?

Отметьте красной точкой гласные звуки.

Каким цветом отметите согласный?

Аналогично читают остальные строчки и столбики.

Для чего нужно уметь делить слово на слоги, читать слоги?


2. Работа в тетради для печатания.

А что для вас труднее: списывать или писать под диктовку?

Попробуем написать слоги, которые вы прочитали, под диктовку.

Откройте тетради для печатания на с. 19.

Ла ма, ул – ум, ли – ми, ил – им, ал – ам.


Работа в парах. Взаимопроверка: что понравилось, что посоветовали бы соседу.


3. Работа в прописи. 3

Найдите строчку соединений гласных с буквой М на с. 11.

Послушайте слова, найдите и обведите соответствующее соединение: самокат (обводят ам), умный (ум), зима (им), малина (ма), мыло (мы), сильным (ым), милый (ми).

Назовите цветы, в названии которых есть звуки [м], [м’], [л], [л’].

(Ромашка, мальва, маргаритки, лилия...)

Назовите продукты, в названии которых есть эти звуки. (Мясо, молоко, лимонад, масло, сметана, вермишель, манка…)

А сможете ли вы прочитать слова? Давайте откроем «Буквари».


4. Работа в «Букваре». Чтение слов. 6 3 2

1-й столбик (про себя, затем вслух):

Прочитайте слова, в которых ударный 1-й слог. По­ставьте ударение.

Прочитайте слова, в которых ударный 2-й слог.

Прочитайте слова, которые начинаются со звука [м]. Отметьте

со­гласные звуки цветными точками. Какой цвет потребуется?

Прочитайте слова, где согласные звуки произносятся мягко.

В каких словах можно переставить буквы и получить новое сло­во? (Липа – пила; лиса – сила.)

В каком слове букв больше, чем звуков? (Во всех словах одинако­вое количество звуков и букв.)

2-й столбик: Чтение слов громко – тихо.

Мыл (громко), мил (тихо) и т.д.

Что интересного заметили? (Все слова начинаются с буквы м, а кон­чаются буквой л. Во всех словах один слог, так как один гласный. В сло­ве мил первый звук произносится мягко, а в остальных словах твёрдо.)

Что значит слово мил? А как ещё можно сказать? (Милый.) Это какой?

3-й столбик:

Прочитайте слова, которые написаны с заглавной буквы. Поче­му? (Это имена.)

Подчеркните эту букву.

Подчеркните буквы гласных звуков. Определите место гласного звука в слове.

Прочитайте слова, где звук [л’] стоит третьим.

Подчеркните буквы, которые обозначают мягкий звук, зелёным цветом.

Прочитайте слово, где звук [м] стоит первым.

– …третьим. (Малина, лимоны.)

Какие это звуки?

Каким цветным карандашом обозначим? (Синим.)

Позовите слова к себе в гости, поставьте ударение.

Какую работу сейчас выполняли?

Чему учились? 4 4

Прочитали слова. Чему теперь должны научиться? 2 1

Где будем писать слова? Откройте прописи на с. 11.


5. Работа в прописи. 1 2

Наблюдение над произношением и написанием слов: класс, ли­мон, молоко.

Найдите слова в рамочке.

Найдите слово, которое обозначает кислый предмет.

Слово, которое обозначает жидкий белый предмет.

Комната для уче­ников – это...

Что интересного заметили в написании этих слов?

Или:

В каком слове три буквы О? Отметьте гласные звуки красными точками.

Какие из них безударные? Обведите их красной ручкой.

В каком слове есть удвоенная буква?

Какое слово с удвоенной сс уже встречали? (Кросс.) Подчеркните удвоенную согласную.

Какие гласные звуки в слове лимон? Отметьте красными точками.

Звуко-буквенный анализ слов.

Запись слов. Перечитывание по слогам.

Проверка записи.

В каком слове шесть букв? Пять букв?

Назовите буквы в слове класс.

Как называют суп, сваренный из молока?

А как называют запах лимона?

А как называют доску, которая находится в классе?

Проговорите эти слова ещё орфографически.

Орфографическое упражнение.

Учитель читает слова орфоэпически, а дети проговаривают их

ор­фографически: тонна, картина, капуста, осина, сорока, стакан, кросс, класс, лимон, молоко.

Физкультминутка.


6. Работа в «Букваре».

Чтение текста «Гном» на с. 66.

1) Работа с текстом до чтения. 7 3 1

Рассмотрите иллюстрацию, прочитайте заглавие.

Чем гном отличается от всех волшебных человечков?

А чем занимается гном?


2) Работа с текстом во время чтения.

Прочитайте текст про себя.

Читаем текст вслух. Слушаем самих себя. Учимся голосом ста­вить точку.

1-е предложение.

Что мы узнали о гноме?

Какое самое маленькое слово в предложе­нии? (И.) Это союз. Он соединяет слова мал и мил.

А почему автор написал мал и мил, а не маленький и милый?

2-е предложение.

Прочитайте предложение. Там, где вы видите запятую, нужно чуть заметно повысить голос, показывая тем самым, что вы предло­жение ещё не закончили. Голосом поставьте точку.

Какие цветы растут у гнома? Правильно ли мы высказали

пред­положение перед чтением текста?

Выделите маленькое слово-предлог. Подчеркните пробел между предлогом и словом.

Прочитайте слово с предлогом.



3-е предложение.

Как записан предлог со словом в 3-м предложении? Подчеркните пробел.

Прочитайте слово с предлогом.

Как пишутся предлоги со словами?

В каком предложении слово гном можно заменить местоиме­нием?

Каким? Прочитайте, какое получится предложение. (У него астры, маки, маргаритки.)

В каких словах встретились буквы м и л?

Какое предложение написано с красной строки? Почему?

Составим схему 2-го предложения. (Перед тем как составлять схему, можно предложить выбрать её из нескольких готовых и попросить объяснить выбор.)

3) Работа с текстом после чтения.

Каким предложением вы подписали бы иллюстрацию к тексту?

Какой же был гном? Что мы о нём узнали, прочитав «между строк»? (Он добрый и очень любит цветы.)

Что мы сейчас с вами читали? (Текст.)

Из чего состоит текст?

А сможете ли вы написать предложения? Где мы сейчас будем работать?


7. Работа в прописи. 3 2

Выборочное списывание.

Прочитайте предложения на с. 11. Это действительно предложе­ния?

К какому слову в первом предложении относится предлог? (У при­горка.)

Что знаете про предлоги?

Подчеркните пробел между предлогом и словом.


Запишем слово с предлогом.

Есть ли слова с предлогами в других предложениях? (У ракиты.)

Что такое ракита?

Запишите эти два слова.

А как прикрепляют гамак?

Давайте изменим 1-е предложение, чтобы в нём говорилось про нашего знакомого гнома. У осины и сосны гамак гнома.

Запишем это предложение.

Прежде чем записать, дети ещё раз повторяют предложение, считают количество слов в предложении, вспоминают правила оформления предложения, перед записью каждого слова произносят его по слогам и записывают, диктуя себе вслух.

Проверим. Перечитайте предложение ещё раз. Подсчитайте количество слов, правильно ли оно оформлено, есть ли пробелы между предлогами.

В кружке справа оцени свою работу: «выполнено хорошо» заштрихуйте зелёным цветом, «выполнено с недочётами» – жёлтым.

7. Работа в «Букваре».

Чтение рассказа Ю. Мориц «Дом гнома, гном – дома!». 5

1) Работа с текстом до чтения. 1 1 3 1 3

Это стихотворение или проза? Как определили?

Прочитайте название стихотворения.

Название состоит из двух частей. О чём говорит первая часть на­звания? А вторая часть названия?

Знаком ли вам автор? (Да, мы читали стихотворение «Первое сентября».)

Рассмотрите иллюстрации к стихотворению. Почему две картин­ки нарисовал художник? Понятно ли по иллюстрации, из чего по­строен дом гнома? (Не очень.)

Может, из текста поймём?

2) Работа с текстом во время чтения.

а) Чтение стихотворения учителем с комментированием.

Дом гнома, гном – дома!

Стоит в лесу тесовый дом,

Дом гнома! (Вот из чего, из тёса. Тесовый дом – это дом, у

которого на брёвнах нет коры. Её сняли, стесали.)

А в нём живёт весёлый гном,

Гном – дома! (Хозяин!)

Он кормит белок шишками, (Заботливый!)

За стол садитcя с мишками,

С пушистыми зайчишками

Да с мышками-норушками! (Гостеприимный.)

Он делится игрушками

С кукушками-болтушками,

С енотами и с дятлами,

С совой, обросшей патлами! (То есть длинными седыми волосами.)

(Запомнили, кто гости гнома?)

Он делится орешками

С косулями, с олешками, (То есть с оленями.)

С кротами кропотливыми, (А что они кропотливо –

то есть очень старательно – делают?)

С бобрятами смешливыми.

Последним зимним яблоком

Он поделился с маленьким,

Совсем озябшим зябликом! (Это птица такая.

Почему так много разных лесных друзей

у гнома? А если бы он жил в городе, кто

были бы его друзья?)



Но сказками-побасками,

Книжками-раскрасками,

Длинными былинами,

Шутками-малютками,

Сладкими загадками

Он делится с детишками,

С девчонками, с мальчишками. (А почему не со зверушками, а с

ребятишками этим делится гном?)

Откройся, дом тесовый,

Пусть выйдет гном весёлый!


б) Проверка первичного восприятия.

Захотелось подружиться с таким гномом?

Какая картинка у вас встаёт перед глазами во время чтения? На­рисуйте словами. А какой представили сову?

Какие слова Ю. Мориц находит для описания зверюшек?

(Мышки-норушки, кукушки-болтушки.)

Как Ю. Мориц называет кротов? А что любят бобрята?

Что удалось узнать о гноме? (Он делится не только игрушками, орешками с забавными зверюшками, но и последним яблоком, гном согрел озябшего зяблика.)


в) Перечитывание текста учениками. Выборочное чтение.


3) Работа с текстом после чтения.

Какие строчки можно подписать под картинками?

Похожи ли гномы из двух текстов? Чем?



ΙV. Итог


Какие новые звуки узнали, какие буквы научились писать? 4 4

Что ещё нового узнали?

Какие действия, которые пригодятся нам и на других предметах, выполняли? (Если требуется, обращаемся к дневнику на с. 118120.)


Все ли пункты плана выполнили?

Кому сегодня было легко?

Кому ПОКА было трудновато?

Кто или что вам помогало справиться?

Кто доволен сегодня своей работой?

Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

Отметки ученикам первого класса не ставят. А каким словом вы бы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?

Отметьте своё настроение в дневнике.



ТООУ


V. Домашнее задание (по желанию)


Если вам понравилось стихотворение, выучите его наизусть. Можно подготовить выразительное чтение по книге.

Творческое задание: нарисуйте друзей гнома или тесовый дом, в котором всем уютно.



















Рекомендации по оцениванию достижений учащихся


Ι. Актуализация знаний

* Отметить учеников, которые правильно называли звуки и давали им характеристику.


ΙΙ. Постановка учебной проблемы

1. Работа в «Букваре»

* Отметить учеников, которые правильно выделяли звуки и подбирали слова.

2. Работа в прописи


* Отметить учеников, которые аккуратно и красиво записывали буквы.



ΙII. Развитие умения применять новое знание

1. Работа в прописи


* Отметить учеников, которые аккуратно и красиво записывали слоги и буквы.

2. Работа в «Букваре»

* Отметить учеников, которые правильно читали слоги, слова и предложения.

* Отметить учеников, которые отвечали на вопросы по тексту.

14



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ