Конспект урока на тему "Согласные звуки [л], [л’], [м], [м’], строчные буквы л, м. Написание заглав¬ных и строчных букв Лл, Мм"
Обучение грамоте
Урок 39.
Тема: Согласные звуки [л], [л’], [м], [м’], строчные буквы л, м. Написание заглавных и строчных букв Лл, Мм.
Цели:
– формируем умение выделять звук в слове;
– формируем умение находить слова с заданным звуком;
– формируем умение различать звуки и буквы: буква как знак звука;
– формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов;
– формируем умение писать предложения;
– формируем умение анализировать текст.
Оборудование: индивидуальные карточки со схемами-«человечками» в чёрной шапочке и в звоночке.
Символы:
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
Ι. Актуализация знаний
– Как называются маленькие слова, с которыми мы ознакомились на прошлом уроке?
– Какая роль у них в русском языке?
– Давайте откроем «Буквари» и посмотрим, что мы будем делать сегодня. Составьте план работы на уроке.
План (примерный) 3 2
Выделение в слове звуков [с] и [с’].
Знакомство с новой буквой.
Письмо букв, слогов и слов.
Чтение слогов и слов.
Составление схем слов.
Работа с предложением.
7. Работа с текстом.
Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;
7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение работать в паре.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Духовно-нравственное развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
2) гражданско-патриотическое воспитание;
3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;
4) воспитание здорового образа жизни;
5) экологическое воспитание;
6) эстетическое воспитание.
ТООУ
ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания
1. Работа в «Букваре». 1
1) Выделение звуков [л], [л’], [м], [м’] в звучащих словах.
– Произнесите слова, которые называют предметы на картинках
в «Букваре» (с. 66). Выделите голосом первый звук.
– Повторите выделенные звуки. Что можете о них сказать?
2) Звуко-буквенный анализ слов, выделение первого звука в слове.
а) – Сожмите губы и произнесите твёрдые звуки [м], [л].
б) – Сожмите губы, произнесите мягкий звук [м’].
– Что заметили? (Язык поднялся вверх.)
в) – Произнесите мягкий звук [л’].
– Что заметили? (Губы не сжаты, язык поднялся вверх.)
Знакомство с графическим изображением букв. Наблюдение над сходством и различием.
– Подберите слова, начинающиеся с одного из этих звуков.
– Подберите слова, в которых эти звуки будут последними.
– А теперь – в середине слова.
– Кто знает, какими буквами обозначаются эти звуки?
– Найдите их на ленте букв.
– Посмотрите на печатную букву Л. На что она похожа? (Предположения детей.)
– На что похожа буква М?
г) Завершение схем-«человечков», характеристика согласных звуков.
– Что мы видим в середине между буквами? (Схемы-«человечки».)
– Всё у них в порядке? Дорисуйте их.
2. Работа в тетради для печатания.
– Откройте тетради для печатания на с. 19. Постарайтесь сами написать буквы Л и М.
– Догадайтесь, какие слова написаны ниже. Допишите слоги.
– Что мы сейчас с вами делали? (Составляли схемы слов.)
– В прописи тоже кто-то трудится и составляет слова. Кто же это? Давайте посмотрим. Откройте прописи на с. 10.
3. Работа в прописи. 1 2
Составление рассказа по рисунку.
– Кого видим на картинке?
– Есть ли в этом слове новый звук?
– Где он стоит, в начале, в середине или в конце слова?
– Чем занят гном? А что можно построить из букв? (Слова.) Да, буквы – это своего рода кирпичики, из которых получаются слова на письме.
– Заштрихуйте те предметы на рисунке, в названии которых есть звуки [л], [л’] – жёлтым цветом, [м], [м’] – коричневым.
– Чем отличаются буквы, которые везёт гном, от тех, которые несут птички? (У гнома – печатные буквы, а у птичек – письменные.)
Сравнение письменных и печатных букв Л и М.
– Какой элемент к этим буквам несёт в клюве птичка?
– Встречался ли он в уже изученных буквах?
Анализ элементов в буквах Л и М. (В букве М спряталась буква Л.)
Показ учителем на доске буквы Л. Написание букв Л и М в прописи
на с. 10, 11 в табло.
Знакомство с нижним соединением (лл, мм).
– Где будут соединяться две л? (Предыдущая буква всегда соединяется с буквой л или буквой м внизу, потому что эти буквы начинаем писать снизу.)
Пишут несколько соединений по образцу.
Учитель показывает на доске соединения ол, ом. Ученики обводят в прописи на с. 10 и 11.
– Какие соединения встречаются в словах:
молоть – ол;
ком – ом;
солить – ол;
ломать – ом?
– Чему новому мы сейчас научились?
ΙΙΙ. Применение нового знания
1. Работа в «Букваре». 5 6
Чтение слогов (с. 66).
– Прочитайте слоги первой строчки. Что общего у всех слогов этой строки?
– Отметьте красной точкой гласные звуки.
– Каким цветом отметите согласный?
– Прочитайте слоги 1-го столбика. Что общего у слогов этого столбика?
– Отметьте красной точкой гласные звуки.
– Каким цветом отметите согласный?
Аналогично читают остальные строчки и столбики.
– Для чего нужно уметь делить слово на слоги, читать слоги?
2. Работа в тетради для печатания.
– А что для вас труднее: списывать или писать под диктовку?
– Попробуем написать слоги, которые вы прочитали, под диктовку.
– Откройте тетради для печатания на с. 19.
Ла – ма, ул – ум, ли – ми, ил – им, ал – ам.
Работа в парах. Взаимопроверка: что понравилось, что посоветовали бы соседу.
3. Работа в прописи. 3
– Найдите строчку соединений гласных с буквой М на с. 11.
– Послушайте слова, найдите и обведите соответствующее соединение: самокат (обводят ам), умный (ум), зима (им), малина (ма), мыло (мы), сильным (ым), милый (ми).
– Назовите цветы, в названии которых есть звуки [м], [м’], [л], [л’].
(Ромашка, мальва, маргаритки, лилия...)
– Назовите продукты, в названии которых есть эти звуки. (Мясо, молоко, лимонад, масло, сметана, вермишель, манка…)
– А сможете ли вы прочитать слова? Давайте откроем «Буквари».
4. Работа в «Букваре». Чтение слов. 6 3 2
1-й столбик (про себя, затем вслух):
– Прочитайте слова, в которых ударный 1-й слог. Поставьте ударение.
– Прочитайте слова, в которых ударный 2-й слог.
– Прочитайте слова, которые начинаются со звука [м]. Отметьте
согласные звуки цветными точками. Какой цвет потребуется?
– Прочитайте слова, где согласные звуки произносятся мягко.
– В каких словах можно переставить буквы и получить новое слово? (Липа – пила; лиса – сила.)
– В каком слове букв больше, чем звуков? (Во всех словах одинаковое количество звуков и букв.)
2-й столбик: Чтение слов громко – тихо.
Мыл (громко), мил (тихо) и т.д.
– Что интересного заметили? (Все слова начинаются с буквы м, а кончаются буквой л. Во всех словах один слог, так как один гласный. В слове мил первый звук произносится мягко, а в остальных словах – твёрдо.)
– Что значит слово мил? А как ещё можно сказать? (Милый.) Это какой?
3-й столбик:
– Прочитайте слова, которые написаны с заглавной буквы. Почему? (Это имена.)
– Подчеркните эту букву.
– Подчеркните буквы гласных звуков. Определите место гласного звука в слове.
– Прочитайте слова, где звук [л’] стоит третьим.
– Подчеркните буквы, которые обозначают мягкий звук, зелёным цветом.
– Прочитайте слово, где звук [м] стоит первым.
– …третьим. (Малина, лимоны.)
– Какие это звуки?
– Каким цветным карандашом обозначим? (Синим.)
– Позовите слова к себе в гости, поставьте ударение.
– Какую работу сейчас выполняли?
– Чему учились? 4 4
– Прочитали слова. Чему теперь должны научиться? 2 1
– Где будем писать слова? Откройте прописи на с. 11.
5. Работа в прописи. 1 2
Наблюдение над произношением и написанием слов: класс, лимон, молоко.
– Найдите слова в рамочке.
– Найдите слово, которое обозначает кислый предмет.
– Слово, которое обозначает жидкий белый предмет.
– Комната для учеников – это...
– Что интересного заметили в написании этих слов?
Или:
– В каком слове три буквы О? Отметьте гласные звуки красными точками.
– Какие из них безударные? Обведите их красной ручкой.
– В каком слове есть удвоенная буква?
– Какое слово с удвоенной сс уже встречали? (Кросс.) Подчеркните удвоенную согласную.
– Какие гласные звуки в слове лимон? Отметьте красными точками.
● Звуко-буквенный анализ слов.
● Запись слов. Перечитывание по слогам.
● Проверка записи.
– В каком слове шесть букв? Пять букв?
– Назовите буквы в слове класс.
– Как называют суп, сваренный из молока?
– А как называют запах лимона?
– А как называют доску, которая находится в классе?
– Проговорите эти слова ещё орфографически.
Орфографическое упражнение.
Учитель читает слова орфоэпически, а дети проговаривают их
орфографически: тонна, картина, капуста, осина, сорока, стакан, кросс, класс, лимон, молоко.
Физкультминутка.
6. Работа в «Букваре».
Чтение текста «Гном» на с. 66.
1) Работа с текстом до чтения. 7 3 1
– Рассмотрите иллюстрацию, прочитайте заглавие.
– Чем гном отличается от всех волшебных человечков?
– А чем занимается гном?
2) Работа с текстом во время чтения.
– Прочитайте текст про себя.
– Читаем текст вслух. Слушаем самих себя. Учимся голосом ставить точку.
1-е предложение.
– Что мы узнали о гноме?
– Какое самое маленькое слово в предложении? (И.) Это союз. Он соединяет слова мал и мил.
– А почему автор написал мал и мил, а не маленький и милый?
2-е предложение.
– Прочитайте предложение. Там, где вы видите запятую, нужно чуть заметно повысить голос, показывая тем самым, что вы предложение ещё не закончили. Голосом поставьте точку.
– Какие цветы растут у гнома? Правильно ли мы высказали
предположение перед чтением текста?
– Выделите маленькое слово-предлог. Подчеркните пробел между предлогом и словом.
– Прочитайте слово с предлогом.
3-е предложение.
– Как записан предлог со словом в 3-м предложении? Подчеркните пробел.
– Прочитайте слово с предлогом.
– Как пишутся предлоги со словами?
– В каком предложении слово гном можно заменить местоимением?
– Каким? Прочитайте, какое получится предложение. (У него астры, маки, маргаритки.)
– В каких словах встретились буквы м и л?
– Какое предложение написано с красной строки? Почему?
– Составим схему 2-го предложения. (Перед тем как составлять схему, можно предложить выбрать её из нескольких готовых и попросить объяснить выбор.)
3) Работа с текстом после чтения.
– Каким предложением вы подписали бы иллюстрацию к тексту?
– Какой же был гном? Что мы о нём узнали, прочитав «между строк»? (Он добрый и очень любит цветы.)
– Что мы сейчас с вами читали? (Текст.)
– Из чего состоит текст?
– А сможете ли вы написать предложения? Где мы сейчас будем работать?
7. Работа в прописи. 3 2
Выборочное списывание.
– Прочитайте предложения на с. 11. Это действительно предложения?
– К какому слову в первом предложении относится предлог? (У пригорка.)
– Что знаете про предлоги?
– Подчеркните пробел между предлогом и словом.
– Запишем слово с предлогом.
– Есть ли слова с предлогами в других предложениях? (У ракиты.)
– Что такое ракита?
– Запишите эти два слова.
– А как прикрепляют гамак?
– Давайте изменим 1-е предложение, чтобы в нём говорилось про нашего знакомого гнома. У осины и сосны гамак гнома.
– Запишем это предложение.
Прежде чем записать, дети ещё раз повторяют предложение, считают количество слов в предложении, вспоминают правила оформления предложения, перед записью каждого слова произносят его по слогам и записывают, диктуя себе вслух.
– Проверим. Перечитайте предложение ещё раз. Подсчитайте количество слов, правильно ли оно оформлено, есть ли пробелы между предлогами.
– В кружке справа оцени свою работу: «выполнено хорошо» заштрихуйте зелёным цветом, «выполнено с недочётами» – жёлтым.
7. Работа в «Букваре».
Чтение рассказа Ю. Мориц «Дом гнома, гном – дома!». 5
1) Работа с текстом до чтения. 1 1 3 1 3
– Это стихотворение или проза? Как определили?
– Прочитайте название стихотворения.
– Название состоит из двух частей. О чём говорит первая часть названия? А вторая часть названия?
– Знаком ли вам автор? (Да, мы читали стихотворение «Первое сентября».)
– Рассмотрите иллюстрации к стихотворению. Почему две картинки нарисовал художник? Понятно ли по иллюстрации, из чего построен дом гнома? (Не очень.)
– Может, из текста поймём?
2) Работа с текстом во время чтения.
а) Чтение стихотворения учителем с комментированием.
Дом гнома, гном – дома!
Стоит в лесу тесовый дом,
Дом гнома! (Вот из чего, из тёса. Тесовый дом – это дом, у
которого на брёвнах нет коры. Её сняли, стесали.)
А в нём живёт весёлый гном,
Гном – дома! (Хозяин!)
Он кормит белок шишками, (Заботливый!)
За стол садитcя с мишками,
С пушистыми зайчишками
Да с мышками-норушками! (Гостеприимный.)
Он делится игрушками
С кукушками-болтушками,
С енотами и с дятлами,
С совой, обросшей патлами! (То есть длинными седыми волосами.)
(Запомнили, кто гости гнома?)
Он делится орешками
С косулями, с олешками, (То есть с оленями.)
С кротами кропотливыми, (А что они кропотливо –
то есть очень старательно – делают?)
С бобрятами смешливыми.
Последним зимним яблоком
Он поделился с маленьким,
Совсем озябшим зябликом! (Это птица такая.
Почему так много разных лесных друзей
у гнома? А если бы он жил в городе, кто
были бы его друзья?)
Но сказками-побасками,
Книжками-раскрасками,
Длинными былинами,
Шутками-малютками,
Сладкими загадками
Он делится с детишками,
С девчонками, с мальчишками. (А почему не со зверушками, а с
ребятишками этим делится гном?)
Откройся, дом тесовый,
Пусть выйдет гном весёлый!
б) Проверка первичного восприятия.
– Захотелось подружиться с таким гномом?
– Какая картинка у вас встаёт перед глазами во время чтения? Нарисуйте словами. А какой представили сову?
– Какие слова Ю. Мориц находит для описания зверюшек?
(Мышки-норушки, кукушки-болтушки.)
– Как Ю. Мориц называет кротов? А что любят бобрята?
– Что удалось узнать о гноме? (Он делится не только игрушками, орешками с забавными зверюшками, но и последним яблоком, гном согрел озябшего зяблика.)
в) Перечитывание текста учениками. Выборочное чтение.
3) Работа с текстом после чтения.
– Какие строчки можно подписать под картинками?
– Похожи ли гномы из двух текстов? Чем?
ΙV. Итог
– Какие новые звуки узнали, какие буквы научились писать? 4 4
– Что ещё нового узнали?
– Какие действия, которые пригодятся нам и на других предметах, выполняли? (Если требуется, обращаемся к дневнику на с. 118–120.)
– Все ли пункты плана выполнили?
– Кому сегодня было легко?
– Кому ПОКА было трудновато?
– Кто или что вам помогало справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Отметки ученикам первого класса не ставят. А каким словом вы бы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?
– Отметьте своё настроение в дневнике.
ТООУ
V. Домашнее задание (по желанию)
– Если вам понравилось стихотворение, выучите его наизусть. Можно подготовить выразительное чтение по книге.
– Творческое задание: нарисуйте друзей гнома или тесовый дом, в котором всем уютно.
Рекомендации по оцениванию достижений учащихся
Ι. Актуализация знаний
* Отметить учеников, которые правильно называли звуки и давали им характеристику.
ΙΙ. Постановка учебной проблемы
1. Работа в «Букваре»
* Отметить учеников, которые правильно выделяли звуки и подбирали слова.
2. Работа в прописи
ΙII. Развитие умения применять новое знание
1. Работа в прописи
2. Работа в «Букваре»
* Отметить учеников, которые правильно читали слоги, слова и предложения.
* Отметить учеников, которые отвечали на вопросы по тексту.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ