Конспект урока на тему «Состав слова. Повторение»

Тема урока: «Состав слова. Повторение»


Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Цели:

1. Образовательная цель: обобщить полученные знания о составе слова, закрепить умение находить в слове приставку, суффикс, корень, окончание; подбирать однокоренные слова, графически обозначать части слова.


2. Коррекционно -развивающая цель: развивать умение образовывать новые слова, изменять форму слова, проверять написание безударной гласной в корне слова; развивать словарный запас, обогащать речь;

корригировать внимание путём выполнения заданий теста, коррекция и развитие усидчивости и выдержки, умения выражать свои чувства.


3. Воспитывающая цель: воспитывать интерес к учебному предмету, умение работать в коллективе, прививать любовь к родному языку.


Оборудование: компьютер, проекционный экран;

Толковый словарь С. И. Ожегова;

учебник русского языка для 6 класса.



План урока:

Содержание этапов урока:


1. Оргмомент
 
2. Мотивация деятельности. Постановка целей.
3. Деятельность учащихся по теме урока.

4. Физминутка.
5. Подведение итогов. Выставление оценок.
6. Рефлексия.


Ход урока.

  1. Организационный момент.


- Я рада вас видеть готовыми к уроку и думаю, что все испытания сегодня мы преодолеем успешно. Успехов вам и удач!


  1. Сообщение темы и цели урока (слайд №1)


- Ребята, сегодня к нам на урок придут герои известного мультфильма «В стране невыученных уроков» Витя Перестукин и его верный друг Кузя.

Чтобы попасть домой, мальчику необходимо ответить на ряд вопросов по теме «Состав слова», и мы с вами можем ему в этом помочь. Ведь на предыдущих уроках рассмотрели именно эту тему. Давайте дружно поработаем и вспомним то, что уже изучили.

Задания помещены на слайде, где на каждый вопрос есть три варианта ответа. Необходимо выбрать правильный ответ. Если ответ правильный, то он сопровождается колокольным звоном и перекрашивается в красный цвет, а если неправильный, то ответ исчезает. Чтобы перейти к следующему слайду, нужно нажать на управляющую кнопку.

Для того чтобы ответить верно, нужно разобрать слово по составу, подобрать однокоренные, изменить форму слова. Поэтому некоторые виды работ будем записывать в рабочие тетради.


  1. Работа по теме урока. Закрепление изученного.


Выполняем задания тестов, выбирая один правильный ответ.

(слайд №2) Главная часть слова, в которой заключено лексическое значение, - это…

приставка суффикс корень

(слайд №3) Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов,- это…

приставка окончание суффикс

(слайд №4) Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов,- это…

окончание приставка суффикс

(слайд №5) Изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении, - это..

приставка окончание суффикс

(слайд №6) Укажи проверочное слово к слову «доброта»

удобрение добрый добрейший

(слайд №7) В каком ряду родственников нет «чужого» слова:

горный, гора, горе, гористый, пригорок

полет, летчик, лето, летать, летучий

вода, водяной, водичка, водный, наводнение

(слайд №8) В какой строке все слова пишутся с буквой д?

кле…ка, моне…ка, сле…

верблю…, гу…ки, салю…

горо…, яго…ка, прово…

(слайд №9) Догадайся, какого корня не хватает: -ок

-иль-ник

-н –оват-ый

-стар- -холод- -свет-

(слайд №10) Подумай, какому слову соответствует схема:

походный яблочный моряк

(слайд №11) Какая группа слов не имеет окончания?

ветерок, лесник, поход

позвонил, побелка, лесной

перезвон, дворняжка, кормушка


  1. (слайд №12) Физминутка.


Давайте сделаем небольшой перерыв, отдохнём и подвигаемся под музыку.

Один ученик выходит и перед классом показывает движения.

(слайд №13) Укажи слова, в которых ЗА – является частью корня:

забота, заря, завтра

задний, затвердеть, затрубить

задержать, загадка, замычать

(слайд №14) В каком ряду перечислены части слова:

существительное, прилагательное, глагол

подлежащее, сказуемое, второстепенные члены

приставка, корень, суффикс, окончание

(слайд №15) Найди слова только с приставками:

(до)бежать (за)грибами (от)крыть

(за)брать (до)дороги (на)родину

(до)бежать (у)летать (на)правлять

(слайд №16) Выполняем в тетрадях следующее задание. Находим однокоренные слова, выделяем корень.

Сколько родственных слов в тексте?

Санька любовался, как отец косил у лесной опушки. Он легко, точно играя, размахивал косой. И мальчик стал подражать косарю. Косу старался держать твёрдо.

К вечеру он смог аккуратно выкосить свою часть луга.

2 3 4

(слайд №17) Догадайся, какое слово задумано : в нём приставка такая же, как в слове подруга. Корень , как в слове игрушка. Суффиксы такие же, как в слове читал

перепрыгнул поиграл перелетные

(слайд №18) Укажи часть слова, без которой не может существовать слово:

приставка окончание корень

(слайд №19) Какая буква пропущена в словах: выт...нуть, пл...сал, напр...глась, объ...снение, п...тёрка?

е и я

(слайд №20) Каково значение слова гимнастёрка ? Это

девочка, которая учится в гимназии

военная форменная рубашка

спортивная одежда гимнастов

Чтобы ответить правильно, воспользуйтесь толковым словарём.

(исследовательская работа учащихся)

(слайд №21) Выбери ряд слов, у которых у всех есть приставка под-:

подышал, подарок, подорожник

подсолнух, подумать, подушка

подрыв, подножка, подосиновик

(слайд №22) Укажите словакоторые можно переносить.

сдать, сдуть, ушёл, влез

принёс, поддержать, обдумать

уполз, сшить, подмёл

(слайд №22) Вот и подошли к концу наши испытания. По довольному выражению лица Вити ясно, что мы с вами справились успешно со всеми заданиями. Он благодарит, ребята, вас и прощается.


  1. Подведение итогов. Выставление оценок.


  1. Рефлексия.


- Что понравилось на уроке?

1)Урок-тест был полезный, познавательный…

2) На уроке чувствовал себя…

3) Я доволен (не доволен) своей работой на уроке…


Использованные источники.


  1. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь 1 по русскому языку. Состав слова. М., «Просвещение», 2002.

  2. Волина В. Учимся играя. М., «Новая школа», 1994.

  3. Кобзарева Л. Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР. Воронеж, «Учитель», 2003.

  4. Ушакова О.Д. Разбор слова по составу. Словари школьника., Издательство «Литера», 2009.

  5. Фон презентации – скриншоты из мультфильма «В стране невыученных уроков»

  6. [http://efachka.ru/post154143855/] танцующие анимашки



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ