Конспект урока на тему "Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении"

Тема: Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении

Цели:

Личностные: осознание алгоритма успешного учебного действия;

осознание практической важности данного правила;

ценностное отношение к умению выявлять проблему, определять цель урока, выбирать действия по достижению цели, контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

Регулятивные: умение понимать и сохранять учебную задачу;

устанавливать целевые приоритеты;

планировать собственную деятельность в соответствии с учебной задачей.

Предметные: умение различать союзы и союзные слова;

знать средства связи частей в СПП;

умение находить главное и придаточное предложения в СПП.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

-Умение различать союзы и союзные слова

-Умение применять полученные знания на практике

-Умение находить главное и придаточное предложение в СПП

Регулятивные

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные

-умение структурировать знания

-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Коммуникативные

Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

-Развитие учебно-познавательного интереса к предмету

-Понимание роли и значения знаний по русскому языку

-Оценивание собственной учебной деятельности


Тип урока: урок «открытия» нового знания

Формы работы учащихся: групповая, коллективная, индивидуальная


Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Мотивация к учебной деятельности

Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне


Приветствие учащихся. Создание ситуации для психологического настроя.

Задание: распределите слова на две группы: сочинительные и подчинительные союзы.

-Почему некоторые слова встречаются два раза?







-Как вы считаете, если наречия, местоимения являются средством связи частей сложного предложения, можно ли их назвать подчинительными союзами?

- А как их называют?

- Какова тема нашего урока?

Учащиеся выполняют задание. Два человека у доски, остальные в тетради.







- Может быть, эти слова могут быть не только подчинительным союзом, но и другой частью речи. Например, слово «что» является местоимением.

- Нет, нельзя











-Союзные слова.

-Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении.

Записывают тему в тетрадь.

Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.

Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное её нахождение

  1. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цель:готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия

  1. Постановка цели урока и планирование деятельности в соответствии с учебной задачей

  2. Выполнение работы в группах

-Перед тем, как выполнять работу в группах, вспомним структуру сложноподчинённого предложения.

-Из каких частей состоит сложноподч.предложение?

-Какое предложение называется главным, а какое придаточным?

-Какое место по отношению к главному может занимать придаточное предложение?

-Пред вами части сложноподчинённых предложений. Ваша задача- «собрать» предложения, подчеркнуть в них грамматические основы, определить место придаточного по отношению к главному

Учащиеся формулируют цель урока





















-Из главного и придаточного предложений.

-Главное то, от которого задаём вопрос, придаточное – на вопрос отвечает.

-Придаточное может стоять перед главным, после главного и в середине главного.





Учащиеся работают в группах













Проверка

Целеполагание.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие.

Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений.

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: выявление обучающимися новых знаний, освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Организация уч-ся по исследованию проблемной ситуации.

Мини-исследование.

-Сравните предложения.

-С помощью какого средства связи придаточное предложение присоединяется к главному?

-Выделите грамм.основы.

-Являются ли слова «которое» и «который» членами предложения?

-Сделайте вывод: какое из этих слов будет союзом, а какое союзным словом.



- прочитайте информацию в учебнике (параграф 20, стр. 61)











- С помощью слов «которое» и «который».





Слова «который» и «которое» являются членом предложения. Это союзные слова.



Читают материал учебника

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные: коррекция, контроль, саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация

  1. Закрепление материала

Цель: самопроверка умения применять знания в типовых условиях.

  1. Организация учащихся по составлению алгоритма определения союзного слова







  1. Организация учащихся по выполнению упражнения. Первый вариант выписывает предложения с подчинительным союзом, второй – с союзным словом. Подчёркивают грамм.основы, выделяют смысловые части, средство связи заключают в овал.































  1. Минутка релаксации

  2. Подготовка к ГИА





  1. Работа по развитию речи.

-Перед вами иллюстрации к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Посмотрите на неё и составьте сложноподчинённое предложение, средством связи в котором могут быть как подчинительные союзы, так и союзные слова.

  1. Учащиеся называют последовательность действий, чтобы определить средство связи придаточного и главного предложений (союз или союзное слово)

  2. Учащиеся выполняют упражнение по вариантам.

(Два человека у доски)

































Учащиеся выполняют задание с последующей самопроверкой.





































Примерные варианты предложений.

На картине я вижу Онегина, который объясняется в любви Татьяне. Мне интересно, какие чувства испытывала Татьяна, находясь в лапах медведя. На картине я вижу Татьяну в тот момент, когда она написала письмо Евгению.


Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую.

Регулятивные: коррекция, контроль.

Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов.

5.Рефлексия.

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке.

-Перед вами три карточки с изображениями чемодана, корзины для мусора и лупы. Выберите ту, которая, на ваш взгляд, отражает степень полезности полученных знаний. Если вы считаете, что получили полезные знания и они пригодятся вам в жизни, выбираете чемодан. Если знания получены в недостаточной степени, материал ещё нужно рассмотреть, изучить, доработать, выбираете лупу. Если считаете, что полученная информация не представляет ценности и не пригодится вам, выбираете корзину



6.Домашнее задание

Упр. 93 или 96 (на выбор). Параграф 20.








Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ