Конспект урока на тему "Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении"
Тема: Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении
Цели:
Личностные: осознание алгоритма успешного учебного действия;
осознание практической важности данного правила;
ценностное отношение к умению выявлять проблему, определять цель урока, выбирать действия по достижению цели, контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.
Регулятивные: умение понимать и сохранять учебную задачу;
устанавливать целевые приоритеты;
планировать собственную деятельность в соответствии с учебной задачей.
Предметные: умение различать союзы и союзные слова;
знать средства связи частей в СПП;
умение находить главное и придаточное предложения в СПП.
Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
-Умение различать союзы и союзные слова
-Умение применять полученные знания на практике
-Умение находить главное и придаточное предложение в СПП
Регулятивные
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные
-умение структурировать знания
-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
Коммуникативные
Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
-Развитие учебно-познавательного интереса к предмету
-Понимание роли и значения знаний по русскому языку
-Оценивание собственной учебной деятельности
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Формы работы учащихся: групповая, коллективная, индивидуальная
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Мотивация к учебной деятельности
Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне
Приветствие учащихся. Создание ситуации для психологического настроя.
Задание: распределите слова на две группы: сочинительные и подчинительные союзы.
-Почему некоторые слова встречаются два раза?
-Как вы считаете, если наречия, местоимения являются средством связи частей сложного предложения, можно ли их назвать подчинительными союзами?
- А как их называют?
- Какова тема нашего урока?
Учащиеся выполняют задание. Два человека у доски, остальные в тетради.
- Может быть, эти слова могут быть не только подчинительным союзом, но и другой частью речи. Например, слово «что» является местоимением.
- Нет, нельзя
-Союзные слова.
-Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении.
Записывают тему в тетрадь.
Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.
Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное её нахождение
Актуализация знаний и пробное учебное действие.
Цель:готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия
Постановка цели урока и планирование деятельности в соответствии с учебной задачей
Выполнение работы в группах
-Перед тем, как выполнять работу в группах, вспомним структуру сложноподчинённого предложения.
-Из каких частей состоит сложноподч.предложение?
-Какое предложение называется главным, а какое придаточным?
-Какое место по отношению к главному может занимать придаточное предложение?
-Пред вами части сложноподчинённых предложений. Ваша задача- «собрать» предложения, подчеркнуть в них грамматические основы, определить место придаточного по отношению к главному
Учащиеся формулируют цель урока
-Из главного и придаточного предложений.
-Главное то, от которого задаём вопрос, придаточное – на вопрос отвечает.
-Придаточное может стоять перед главным, после главного и в середине главного.
Учащиеся работают в группах
Проверка
Целеполагание.
Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие.
Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения.
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений.
Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: выявление обучающимися новых знаний, освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности
Организация уч-ся по исследованию проблемной ситуации.
Мини-исследование.
-Сравните предложения.
-С помощью какого средства связи придаточное предложение присоединяется к главному?
-Выделите грамм.основы.
-Являются ли слова «которое» и «который» членами предложения?
-Сделайте вывод: какое из этих слов будет союзом, а какое союзным словом.
- прочитайте информацию в учебнике (параграф 20, стр. 61)
- С помощью слов «которое» и «который».
Слова «который» и «которое» являются членом предложения. Это союзные слова.
Читают материал учебника
Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.
Регулятивные: коррекция, контроль, саморегуляция в ситуации затруднения.
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация
Закрепление материала
Цель: самопроверка умения применять знания в типовых условиях.
Организация учащихся по составлению алгоритма определения союзного слова
Организация учащихся по выполнению упражнения. Первый вариант выписывает предложения с подчинительным союзом, второй – с союзным словом. Подчёркивают грамм.основы, выделяют смысловые части, средство связи заключают в овал.
Минутка релаксации
Подготовка к ГИА
Работа по развитию речи.
-Перед вами иллюстрации к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Посмотрите на неё и составьте сложноподчинённое предложение, средством связи в котором могут быть как подчинительные союзы, так и союзные слова.
Учащиеся называют последовательность действий, чтобы определить средство связи придаточного и главного предложений (союз или союзное слово)
Учащиеся выполняют упражнение по вариантам.
(Два человека у доски)
Учащиеся выполняют задание с последующей самопроверкой.
Примерные варианты предложений.
На картине я вижу Онегина, который объясняется в любви Татьяне. Мне интересно, какие чувства испытывала Татьяна, находясь в лапах медведя. На картине я вижу Татьяну в тот момент, когда она написала письмо Евгению.
Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую.
Регулятивные: коррекция, контроль.
Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов.
5.Рефлексия.
Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке.
-Перед вами три карточки с изображениями чемодана, корзины для мусора и лупы. Выберите ту, которая, на ваш взгляд, отражает степень полезности полученных знаний. Если вы считаете, что получили полезные знания и они пригодятся вам в жизни, выбираете чемодан. Если знания получены в недостаточной степени, материал ещё нужно рассмотреть, изучить, доработать, выбираете лупу. Если считаете, что полученная информация не представляет ценности и не пригодится вам, выбираете корзину
6.Домашнее задание
Упр. 93 или 96 (на выбор). Параграф 20.
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ