Урок русского языка в 3 классе "Глагол, его роль в языке"






Конспект урока русского языка

в 3 классе школы VII вида

УМК «Школа России»


Тема урока: «Глагол, его роль в языке».








Короткова Галина Викторовна,

ГОУ ЦВР «Синяя птица» СЗУО,

педагог дополнительного образования,

студентка Московской Открытой Социальной Академии факультета коррекционной педагогики и специальной психологии.












Цель: знакомство с новой частью речи – глаголом, определение роли глагола в языке.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей частью речи – глаголом, его ролью в языке, научить детей находить глагол в тексте с помощью вопроса, расширить словарный запас, формирование навыка самопроверки.

Коррекционно-развивающие: корригировать внимание, корригировать и развивать мыслительную деятельность и связную устную речь при сравнении двух текстов, письменную речь при работе над деформированным текстом, корригировать и развивать зрительное и слуховое восприятие, личностные качества учащихся.

Воспитательные: воспитывать интерес и бережное отношение к родному языку, воспитывать самостоятельность, аккуратность при выполнении письменной работы, трудолюбие.


Оборудование:

  • демонстрационная таблица «Части речи»,

  • таблица «Глагол»,

  • картина «Апрель»,

  • магнитные карточки с глаголами,

  • раздаточный материал: карточки трех цветов с разными вариантами текста (разложить на парты до урока в перевернутом виде),

  • конверт для сюрпризных моментов.

  • карточки со словами: дует, закачалось, ловил, пряла, просидел, примерз, съела, сказала, прикрыла.


  1. Оргмомент.

  2. Чистописание.

Записать число:

9 апреля.

Классная работа.

Отгадайте загадку:

Крылатый, горластый - красные ласты.
В воде купался - сух остался.
Щиплет за пятки - беги без оглядки.
(Гусь)

-Какая буква стоит в начале слова? Сегодня мы её пропишем.

-Из каких элементов состоит строчная буква «г»?

- В каких буквах есть такой же элемент?

--Из каких элементов состоит заглавная буква «г»?

- Пропишем Гг.


  1. Повторение пройденного.

Про какое время года это стихотворение:

По пОлям бЕгут ручЬи,

На дОрогах лужИ,

Скоро выйдут муравЬи

После зимнЕй стужИ.

-Какое сейчас время года? (Весна).

-Месяц? (Апрель) (На доске появляется картинка с Апрелем. С обратной стороны картинки прикреплен конверт для сюрпризных моментов.)

- Сейчас мы запишем это четверостишье под диктовку, но сначала разберём слова, которые необходимо проверить: назовите на какое правило это слово, если надо – подбираете проверочное:

(Слова на доске, буквы пропущены.

Дети объясняют и вписывают буквы)

по п.лям руч.и луж.

б.гут мурав.и стуж.

д.рогах


-Запишем стихотворение под диктовку, ещё раз прочитайте эти слова, я их сейчас закрою.

Инструкция к диктовке:

  • Диктовать по строчкам со знаками препинания, каждую строчку писать с большой буквы.

  • После диктанта: открыть слова.

-Даю 1 минуту на проверку, у кого нет ошибок в этих словах – поднимите руку.

- Ещё раз прочитайте стихотворение: какие знакомые части речи там найдёте?

- Как вы думаете, в русском языке есть ещё какие-нибудь части речи?

- Сегодня мы познакомимся с ещё одной важной частью речи, и в этом нам поможет физминутка. Слушайте внимательно, запоминайте.


  1. Физкультминутка:

Ваша задача – запомнить движения и затем их повторить.

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок всё тише, тише,

Деревцо всё выше, выше.


  1. Объяснение нового материала.

- Скажите, что делает ветер? (дует)

- Что делало деревце? (закачалось)


На доске из конверта появляются слова: дует, закачалось.

- На какой вопрос отвечают эти слова?

- Кто знает, как называется эта часть речи?

- Это тема нашего урока. (На доске вывешивается тема: Глагол)

- Откройте правило на стр.195. Прочитайте его.

- Прочитайте, что обозначает глагол?

- Прочитайте, на какие вопросы отвечает?

- Это правило необходимо выучить наизусть.


- Подумайте и скажите, для чего в речи нужен глагол?

- Давайте попробуем обойтись без него.

- Братец-Апрель приготовил рассказ. (Достать из конверта карточку с текстом на розовом листе.) Возьмите такую же карточку.

Розовая карточка: Прочитайте текст: (затем текст ещё раз читает хорошо читающий ученик)

1 вариант:

На реке жёлтые кувшинки. Над водой водяная кашка. Дикая утка у осоки со своими утятами. Над водой белые и синие стрекозы. Над цветами деловитые пчёлы. В траве под водой зубастый щурёнок.

- Понятно ли, что в этом рассказе происходит?

- Кто что делает в этом рассказе?

Учитель достаёт желтую карточку из конверта. Ученики берут карточку такого же цвета.

- Прочитайте этот рассказ.

На реке раскрылись жёлтые кувшинки. Цветёт над водой водяная кашка. Дикая утка вывела из осоки своих утят. Летают над водой белые и синие стрекозы. Над цветами гудят деловитые пчёлы. В траве под водой притаился зубастый щурёнок.

-Как изменился текст?

-Почему неподвижная картина ожила и стала понятной?

-Какие слова помогли в этом? ( задать вопрос к каждому глаголу, ответ найти в тексте. (Напр.: кувшинки (что сделали?) раскрылись)

- Какая это часть речи?

-Что такое глагол?

- На какие вопросы он отвечает?

- Зачем глагол нужен в речи?


  1. Закрепление.

- У Апреля есть еще сюрприз. (достать белую карточку) . Возьмите такую же карточку.


- Прочитайте предложения, всё ли вам понятно?

- Какая часть речи пропущена в предложении?

- Какой вопрос поставим к этим словам: ставим вопрос и подбираем нужное слово.

Старик _____________ неводом рыбу. Старуха ____________ свою пряжу.

Волк _______ целую ночь в проруби, хвост у него и ________. Девочка ________ лесное яблоко и спасибо __________. Яблоня её __________

ветвями.

Подобрать глагол по смыслу. Карточки с глаголами выставляются на доску.

(по времени – перемешать слова-помощники на доске)

- Списать, вставляя пропущенные слова.

Проверка: слова какой части речи вставляли, подчеркните их двумя чертами (показать на доске).


  1. Подведение итогов:

-С какой частью речи ближе познакомились на уроке?

-Кто догадался, почему на чистописании мы писали букву Гг?

-Расскажите, что вы запомнили про глагол.

-Кто сможет привести свой пример? (задавайте вопросы)

-Что вам понравилось на уроке?


  1. Домашнее задание: стр. 195 правило, упр. 522


  1. Оценка учащихся




Приложение: карточки с заданиями.




Старик ___________ неводом рыбу. Старуха ___________ свою пряжу.

Волк _______ целую ночь в проруби, хвост у него и _______ .Девочка________ лесное яблоко и спасибо __________. Яблоня её __________ветвями.




На реке жёлтые кувшинки. Над водой водяная кашка. Дикая утка у осоки со своими утятами. Над водой белые и синие стрекозы. Над цветами деловитые пчёлы. В траве под водой зубастый щурёнок.




На реке раскрылись жёлтые кувшинки. Цветёт над водой водяная кашка. Дикая утка вывела из осоки своих утят. Летают над водой белые и синие стрекозы. Над цветами гудят деловитые пчёлы. В траве под водой притаился зубастый щурёнок.








Список использованной литературы:

  1. Рамзаева Т. Г.. «Русский язык». Учебник. Ч. 2. Дрофа, 2004

  2. Рамзаева Т. Г., Савинкина Л. П.. «Русский язык».
    Книга для учителя. Методическое пособие. Дрофа, 2004

  3. Тикунова Л.И. , Канакина В.П. «Сборник диктантов и творческих работ» М. Просвещение 1992

  4. Демонстрационный иллюстративный материал.


7


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ