Конспект урока на тему «Способы образования слов в русском языке»
МОУ «СОШ № 26» г. Зима
Учитель русского языка и литературы
Неудачина Наталья Викторовна
Урок русского языка в 5 классе
 
 
«Способы образования слов в русском языке»
 
 
Цели и задачи учебного задания:
- изучить основные способы образования слов в русском языке; 
- формировать умение определять способ образования слов, их морфемный состав; 
- формировать орфоэпические и орфографические навыки; 
- формировать умение определять часть речи, группировать слова по общему признаку; 
- формировать умение обобщать и делать выводы; 
- воспитывать интерес к предмету средствами русского языка, умение оценивать свою деятельность. 
Тип урока: урок усвоения нового материала с использованием ИКТ ресурсов.
Оборудование:
- мультимедийный проектор, компьютер, (интерактивная доска); 
- опорный конспект урока; 
- обучающая презентация; 
- карточки для словесного лото. 
Структура урока:
- Организационный момент 
- Всесторонняя проверка знаний 
- Изучение нового материала 
- Первичное закрепление материала 
- Физминутка 
- Формирование умений и навыков 
- Итог урока 
- Домашнее задание 
 
Ход урока
 
I. Орг. момент (слайд 1)
II. Всесторонняя проверка знаний
1. Орфографическая разминка (весь класс)
Задание: вставить пропущенные буквы, объяснить выбор орфограммы. (слайд 2)
Пр..ползти, бе..конечный, предл..гать, выт..рать, пр..большой, ра..сказать, предл..жение (проверка по цепочке у доски).
 
2. Орфоэпическая разминка (у доски одновременно с орфографической разминкой) – индивидуальное задание.
Баловать, квартал, щавель, позвонишь, включишь, каталог.
 
Проверить всем классом, если дети видят ошибку в постановке ударения, то хлопают в ладоши. Слова, в произношении которых были допущены ошибки, записать в тетрадь.
 
3. Распределительный диктант (весь класс)
Задание: распределить слова по группам: есть окончание, нет окончания. (слайд 3, 4)
Гореть, пригорок, горюшко, горный, горевать, выгореть.
 
Взаимопроверка.
 
Дополнительное задание:
Найти однокоренные слова.
 
III. Изучение нового материала
1. Словесное лото
Задание: определить, от каких слов образованы данные.
г орюшко горе
орюшко горе 
в ыгореть гореть
ыгореть гореть
п ригорок гора
ригорок гора 
 
Вопрос: какие морфемы участвовали в образовании слов? (приставка, суффикс, приставка + суффикс)
 
2. Вывод: вы определили основные способы образования слов в русском языке: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный. Еще раз повторим их. (слайд 5)
 
IV. Первичное закрепление материала.
Задание: определить, от каких слов образованы данные, определить способ словообразования (работа у доски).
с тароватый старый (суффиксальный)
тароватый старый (суффиксальный)
в ырасти расти (приставочный)
ырасти расти (приставочный)
д ачный дача (суффиксальный)
ачный дача (суффиксальный)
п одруга друг (приставочный)
одруга друг (приставочный)
п одснежник снег (приставочно-суффиксальный)
одснежник снег (приставочно-суффиксальный)
п одберезовик береза (приставочно-суффиксальный)
одберезовик береза (приставочно-суффиксальный)
 
V. Физминутка
Определить часть речи названного слова. Если это существительное – хлопаем, если глагол – топаем (учитель читает вслух).
Синева, бежать, горец, забыться, прилив, росток, вырасти, снегопад, облегчить, свитер, углубить, тишина.
 
VI. Формирование умений и навыков
1. Распределительный диктант
Задание: 1 ряд выписывает слова, образованные приставочным способом, 2 ряд – приставочно-суффиксальным, 3 ряд – суффиксальным.
Соавтор, приморский, краснота, подставить, краснота, настольный, мудрость, подоконник, премилый, горец.
 
Фронтальный опрос, сверить работу со слайдами. (слайд 6)
 
2


 . Схематический диктант (слайд 7, 8)
. Схематический диктант (слайд 7, 8)
Задание: не записывая слов, составьте их схемы. Например: зорька
Грибника, хохотушка, засветит, комариный, сохранишь, подорожник.
 
Самопроверка по слайдам.
Как вы оцените свою работу?
 
VII. Итог урока
Вопросы:
Сколько способов образования слов мы изучили? Назовите их.
В чем особенность приставочно-суффиксального способа словообразования?
 
VIII. Домашнее задание
Параграф 42, задание на выбор (слайд 9):
1. Составить рассказ о том, что нового узнали на уроке, как поняли материал.
2. Творческое задание: сочинить свою сказку о том, как образуются слова.
 
Список литературы:
- Учебник «Русский язык. Теория» под ред. В.В. Бабайцевой; 
- Учебник «Русский язык. Практика» под ред. В.В. Бабайцевой; 
- Г.А. Богданова «Опрос на уроках русского языка», 1996, стр. 223; 
- Н.Г. Ткаченко «Тесты по грамматике русского языка», ч.1, стр.8. 
 
 
    Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ