Конспект урока на тему «Способы образования слов в русском языке»

МОУ «СОШ № 26» г. Зима

Учитель русского языка и литературы

Неудачина Наталья Викторовна

Урок русского языка в 5 классе


«Способы образования слов в русском языке»


Цели и задачи учебного задания:

  • изучить основные способы образования слов в русском языке;

  • формировать умение определять способ образования слов, их морфемный состав;

  • формировать орфоэпические и орфографические навыки;

  • формировать умение определять часть речи, группировать слова по общему признаку;

  • формировать умение обобщать и делать выводы;

  • воспитывать интерес к предмету средствами русского языка, умение оценивать свою деятельность.

Тип урока: урок усвоения нового материала с использованием ИКТ ресурсов.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор, компьютер, (интерактивная доска);

  • опорный конспект урока;

  • обучающая презентация;

  • карточки для словесного лото.

Структура урока:

    • Организационный момент

    • Всесторонняя проверка знаний

    • Изучение нового материала

    • Первичное закрепление материала

    • Физминутка

    • Формирование умений и навыков

    • Итог урока

    • Домашнее задание


Ход урока


I. Орг. момент (слайд 1)

II. Всесторонняя проверка знаний

1. Орфографическая разминка (весь класс)

Задание: вставить пропущенные буквы, объяснить выбор орфограммы. (слайд 2)

Пр..ползти, бе..конечный, предл..гать, выт..рать, пр..большой, ра..сказать, предл..жение (проверка по цепочке у доски).


2. Орфоэпическая разминка (у доски одновременно с орфографической разминкой) – индивидуальное задание.

Баловать, квартал, щавель, позвонишь, включишь, каталог.


Проверить всем классом, если дети видят ошибку в постановке ударения, то хлопают в ладоши. Слова, в произношении которых были допущены ошибки, записать в тетрадь.


3. Распределительный диктант (весь класс)

Задание: распределить слова по группам: есть окончание, нет окончания. (слайд 3, 4)

Гореть, пригорок, горюшко, горный, горевать, выгореть.


Взаимопроверка.


Дополнительное задание:

Найти однокоренные слова.


III. Изучение нового материала

1. Словесное лото

Задание: определить, от каких слов образованы данные.

горюшко горе

выгореть гореть

пригорок гора


Вопрос: какие морфемы участвовали в образовании слов? (приставка, суффикс, приставка + суффикс)


2. Вывод: вы определили основные способы образования слов в русском языке: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный. Еще раз повторим их. (слайд 5)


IV. Первичное закрепление материала.

Задание: определить, от каких слов образованы данные, определить способ словообразования (работа у доски).

староватый старый (суффиксальный)

вырасти расти (приставочный)

дачный дача (суффиксальный)

подруга друг (приставочный)

подснежник снег (приставочно-суффиксальный)

подберезовик береза (приставочно-суффиксальный)


V. Физминутка

Определить часть речи названного слова. Если это существительное – хлопаем, если глагол – топаем (учитель читает вслух).

Синева, бежать, горец, забыться, прилив, росток, вырасти, снегопад, облегчить, свитер, углубить, тишина.


VI. Формирование умений и навыков

1. Распределительный диктант

Задание: 1 ряд выписывает слова, образованные приставочным способом, 2 ряд – приставочно-суффиксальным, 3 ряд – суффиксальным.

Соавтор, приморский, краснота, подставить, краснота, настольный, мудрость, подоконник, премилый, горец.


Фронтальный опрос, сверить работу со слайдами. (слайд 6)


2. Схематический диктант (слайд 7, 8)

Задание: не записывая слов, составьте их схемы. Например: зорька

Грибника, хохотушка, засветит, комариный, сохранишь, подорожник.


Самопроверка по слайдам.

Как вы оцените свою работу?


VII. Итог урока

Вопросы:

Сколько способов образования слов мы изучили? Назовите их.

В чем особенность приставочно-суффиксального способа словообразования?


VIII. Домашнее задание

Параграф 42, задание на выбор (слайд 9):

1. Составить рассказ о том, что нового узнали на уроке, как поняли материал.

2. Творческое задание: сочинить свою сказку о том, как образуются слова.


Список литературы:

    • Учебник «Русский язык. Теория» под ред. В.В. Бабайцевой;

    • Учебник «Русский язык. Практика» под ред. В.В. Бабайцевой;

    • Г.А. Богданова «Опрос на уроках русского языка», 1996, стр. 223;

    • Н.Г. Ткаченко «Тесты по грамматике русского языка», ч.1, стр.8.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ