Конспект урока на тему "Текст - что это такое?"

Тема урока: "Текст - что это такое?" Задачи: сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков; использовать компьютерные программы с целью активного вовлечения учеников в учебную деятельность, дифференциацию и индивидуализацию обучения; проконтролировать знания детей с помощью текста. 
Оборудование:
1. Строки из стихотворения А. С. Пушкина на плакате.
2. Магнитофон с записью музыки П. И. Чайковского.
3. Набор слов: "Логическая цепочка", "Однокоренные слова".
4. Иллюстрация - цветок "Яркие признаки текста".
5. Алфавит с нумерацией букв.
6. Два компьютера с компьютерными программами.
7. Раздаточный материал (текст "Никита - охотник").
8. Учебник по русскому языку А. В. Поляковой, II класс (1-4).
 

 

Ход урока

I. "Вхождение" в тему урока.

- Закройте, дети, глазки, послушайте музыку, настройтесь на работу.
(Звучит музыка П. И. Чайковского.)
Откройте глазки. Посмотрите на меня и послушайте стихи А. С. Пушкина. (Учитель читает стихи, написанные на плакате. На доске портрет поэта.)
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт - сын ошибок трудных,
И гений - парадоксов друг.

Как вы считаете, почему мы начали урок с этих слов? (Я думаю, нам предстоит сделать какие-то открытия. Я уверен, что мы сегодня узнаем что-то новое.)
Да, вам предстоит сегодня сделать несколько открытий. Вы будете учеными, которые исследуют и объясняют настоящее, связывают настоящее с прошлым, делаю открытия и познают новое.
Исследуйте это предложение и объясни те орфограммы. (Чу - пиши с гласной у, Ши - пиши с гласной и, Ь - показатель мягкости. Разделительный ь. Имена, отчества, фамилии людей пишутся с большой буквы.)
Дети называют слова с изученными орфограммами, а учитель подчеркивает их.
- Значения каких слов вам непонятны? (Просвещенья, парадоксов, гений.)
Обратимся к "Толковому словарю" В. И. Даля и разберем значения этих слов.
Учитель читает по словарю слова:
гений - человек, обладающий высшей степенью одаренности, таланта;
парадокс (греч. "неожиданный, странный") - мнение, суждение, противоречащее здравому смыслу;
просвещенье - распространение знаний, образование.
- Теперь я понял, что нас могут ждать и неожиданности, и чудеса на уроке, - отвечает ученик.
- Да, не только открытия, но и чудеса. Подберите и запишите однокоренные слова к слову чудный. Обозначьте корень.
(Все работают в тетради по русскому языку, а один ученик у доски выбирает однокоренные слова из группы слов и выставляет их на наборное полотно.)
- Проверьте у доски слова: 
чудный, чудо, чудак, чудить. (Дети проверяют.)
- Подберите синонимы (сходные по значению слова) к слову чудный. (
Прекрасный, красивый, великолепный.)
- Подберите антонимы (противоположные по значению слова) к слову чудный. (
Некрасивый, плохой, неинтересный.)
- Восстановите перепутанную логическую цепочку слов. (Учитель дает набор слов:
предложения, слоги, звуки, слова.)
Ученик у доски восстанавливает цепочку: звуки > слоги > слова > предложения. Все следят за правильностью выполнения, исправляя ошибки.
- Докажите на примере прочитанного предложения правильность цепочки, - продолжает учитель.
В этой цепочке не хватает одного слова. Отгадайте, какого слова не хватает? Это слово написано цифрами (20,6,12,9,20). Вспомните алфавит, чтобы выполнить правильно задание.
- Текст, - отвечают ученики. (Учитель выставляет это слово.)
- Как вы думаете, почему слово текст выделено красным цветом?
- Я думаю - это тема нашего урока, - сообщает ученик.

II. Раскрытие темы урока.

1) Главный вопрос урока.
- Прочитайте главный вопрос урока (на доске). (Текст - что это такое?)
- На этот вопрос мы постараемся ответить вместе. Как вы думаете, можно ли назвать текстом стихи А. С. Пушкина? (Да. Я тоже думаю, что эти стихи можно назвать текстом.)
- Приведите доказательства. (Можно выделить основную мысль. Основная мысль этого текста - говорится об открытиях.)
2) 
Работа со схемой-рисунком "Яркие признаки текста".
 На доске цветок с разноцветными лепестками. 
- Назовите яркие признаки текста. (Заголовок, начало, основная часть, концовка, ключевые (опорные) слова, абзац, тема. Основная мысль.)
Учитель срывает разноцветные лепестки и получается схема-рисунок.
- Объясните каждый признак. (Тема - это то, о чем или о ком говорится в тексте. Основная мысль - самое важное, главное, о чем говорит нам текст. Заголовок - заглавие, название. Начало, основная часть, концовка - структура текста. Красная строка. С красной строки пишут не любую часть текста, а ту, в которой содержится новая мысль. Ключевые (опорные) слова - слова, по которым можно понять основную мысль текста.)
Понять основную мысль текста - это как бы найти волшебный ключик к тексту, и текст откроется нам, поделится с нами своими мыслями, чувствами. Какой признак должен быть обязательно в тексте? (Тема. Основная мысль.)
3) Работа с деформированным текстом.
На доске справа - деформированный текст, слева (закрыт) - правильный текст.
Выскочила одна горошина.
http://www.zankov.ru/images/pictures/library/flower.gif

*Обезьяна несла две полные горсти гороху. 
**Выскочила одна горошина. 
Обезьяна хотела поднять ее и просыпала 20 горошинок. 
Она бросилась поднимать и просыпала все.
***... 
Выскочила одна горошина. 
Обезьяна несла две полные горсти гороху.
Она бросилась поднимать и просыпала все. 
Обезьяна хотела поднять ее и просыпала 20 горошинок.
Тогда она рассердилась разбросала весь горох. 
 

 -Теперь применим теоретические знания на практике. Прочитайте предложения (справа) на доске (открывается деформированный текст).
Ученик читает.
- Можно ли назвать это текстом? Докажите. (Я ничего не понял. Нельзя понять основную мысль. Я думаю, что это нельзя назвать текстом.)
Восстановите перепутанную логическую цепочку предложений. Два ученика будут выполнять это задание на компьютерах, а вы вместе со мной. Ваши предложения.
Дети под руководством учителя определяют порядок предложений, а учитель ставит номера предложений на доске.
- Посмотрите на эти предложения. (Открывается текст слева.) Что вы заметили? (Это текст. Я тоже думаю, что это текст, но у него нет концовки. А я заметил, что у текста нет заглавия.)
- Придумайте заглавие. (Обезьяна. Обезьяна и горох. Случай с обезьяной.)
- Придумайте концовку. (Можно взять из текста справа. А я свою придумал: "Ей стало весело, и обезьяна стала играть горошинами".)
- Докажите, что это текст. (В этом тексте есть все признаки текста, я назову их.)
- Объясните орфограммы в словах.
- Проверим, какой получился текст у учеников, работающих на компьютерах.
(За правильно выполненную программу компьютер оценил их ответы оценками "4" и "5".)
- Кто сможет ответить на главный вопрос урока? (Текст - это группа предложений, объединенных темой, основной мыслью. Текст - это несколько предложений, связанных по смыслу.)
- Предлагаю вам задание на выбор. Первый вариант. Выберите из текста и запишите предложение из 6-ти слов, разберите их по частям речи, подчеркните главные члены.
Второй вариант. Выберите из текста и запишите предложение из 3-х слов, разберите
их по частям речи, подчеркните главные члены.
Приступайте к работе. Два ученика работают у доски.
(Обезьяна несла две полные горсти гороху. Выскочила одна горошина.)
Проверка.
4) Минута отдыха.
- Хотите удивиться и отдохнуть? (Да?) (Дети встают, учитель показывает рисунок удивительного существа, которое состоит из частей разных животных; ученики называют и изображают их: корова, утка, кенгуру, олень, лошадь, петух, павлин и др.)
5) Корректировка текста. Введение понятия о там, что предложения в тексте имеют границы и определенную последовательность.
- Перед вами на листочках текст. Прочитайте его.
Никита-охотник.
Есть у Никиты деревянный тигр ещё есть крокодил резиновый и слон запрятал Никита тигра под кровать, а слона с крокодилом под стол сейчас он на них охотиться будет.
 (По Е. Чарушину.)
- Легко ли было читать текст? (Не легко. Очень трудно. Ничего не понятно.)
- Почему? (Нет знаков препинания. Нет границ предложений.)
- Граница - линия раздела между территориями, в нашем случае между предложениями. Знаки препинания человек придумал в XV веке после изобретения книгопечатания. Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов высказал мысль о том, что ставить их нужно по смыслу, как диктует текст. "Знаки препинания ставятся по силе разума!" - сказал он.
Представьте себе, что вы - корректоры. Возьмите в руки карандаш. Определите границы предложений, поставьте знаки препинания, напишите заглавные буквы, где это необходимо. (Самостоятельная работа учеников.)
- Проверьте друг друга. Сколько получилось предложений? (Четыре предложения.)
- Прочитайте текст. Докажите, что это текст. ("Есть у Никиты деревянный тигр. Ещё есть крокодил резиновый и слон. Запрятал Никита тигра под кровать, а слона с крокодилом под стол. Сейчас он на них охотиться будет". Это текст, так как можно выделить тему и основную мысль.)
- Сделайте вывод. (Предложения в тексте имеют границы. Они расположены в определенной последовательности.)
- Выпишите из текста имена существительные в два столбика. По какому признаку вы бы их разделили? (Два ученика работают у доски.)
Ученики:

1. Одушевленные 

 Неодушевленные 

тигр

 кровать

крокодил

стол

 

слон

2. Игрушки 

Мебель 

тигр

 кровать

крокодил

 стол

 

слон 

III. Проверка усвоения темы.

Тест "Верные и неверные высказывания".
Два ученика выполняют это задание на компьютерах, остальные работают с учителем. Учитель читает вопрос, а ученики на пальцах показывают ответ: знак " " - верное высказывание, знак "-" - неверное высказывание.
Учитель проверяет работу учеников на компьютерах. Им выставлены компьютером оценки: "Молодец!" (без ошибок), "Хорошо!" (одна ошибка). 

Учитель

Ученики

1. Текст состоит из  предложений

 

2. К тексту нельзя придумать заглавие

-

3. Все предложения в тексте имеют границы

 

4. Предложения в тексте не имеют определенной последовательности

-

5. В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится. 

 

6. Текст можно разделить на части

 

7. Каждая часть текста записывается с красной строки

 

IV. Работа по учебнику "Русский язык" А. В. Поляковой, II класс (1-4).

- Рассмотрите задание № 191 на странице 83. О чем хотите спросить у меня или у детей? (Я хочу спросить у класса, является ли стихотворение, написанное здесь, текстом?)
- Прочитайте стихотворение и докажите, что это текст.
Гордился рыжий Львёнок, 
Своей пушистой кисточкой 
На кончике хвоста. 
Наверно, я художник, 
Конечно, я художник, 
Раз у меня есть кисточка 
На кончике хвоста.
(Г. Сапгир.)
V. Итог.
- Какие открытия на уроке вы для себя сделали?
Ответы детей:
- Мне интересно было отгадать по цифрам слово текст.
- Я узнал, что каждое предложение имеет границы.
- Я запомнил признаки текста.
- Я обрадовался, когда меня попросили работать на компьютере.
VI. Домашнее задание (по выбору): дописать концовку к тексту "Никита-охотник"; придумать и записать свой текст на любую тему.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ