Конспект урока на тему "Заглавная буква А. Чтение и напи¬сание слов и предложений с заглавной буквой А"
Обучение грамоте
Тема: Заглавная буква А. Чтение и написание слов и предложений с заглавной буквой А.
Цели:
– формируем умение понимать роль заглавных букв в русском языке;
– формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов;
– формируем умение писать предложения;
– формируем умение анализировать текст.
Оборудование: буквы печатные и письменные.
Символы:
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Организационный момент
Цель: создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс
Слышишь звонкий голосок?
Нам пора начать урок!
Мы-умные!
Мы-дружные!
Мы-внимательные!
Мы- старательные!
Мы отлично учимся!
Все у нас получится!
- У нас сегодня много гостей. Издавна русские люди говорили «Гости в дом, радость в нем»
Тихо встали
Повернулись и гостям все улыбнулись.
Повернулись и друг другу улыбнулись.
Настроенье каково?
-Во!
Сядет тот чье имя начинается с гласного звука. Затем с согласного твердого. А теперь с согласного мягкого. Молодцы, никто не остался без места.
Актуализация знаний
Цель: снятие усталости
На уроках обучения грамоте нам приходится много говорить. Давайте подготовим наш речевой аппарат к работе.
Дыхательная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика.
- Что мы произносили с помощью язычка?
- Какие умения формировали?
Работа над скороговоркой.
- Мы подготовили наш речевой аппарат к работе и можем смело перейти к следующему этапу урока.
Повторение ранее изученного
Ребята, давайте составим кластер и вспомним, что вы уже знаете?
А чем отличается устная речь от письменной?
Какое правило про слоги знаете?
На какие 2 группы делятся все звуки?
А как отличить гласный звук от согласного?
А согласные звуки в свою очередь, на какие группы делятся?
А вспомните способ различения согласных по звонкости – глухости.
А ещё, на какие группы делятся согласные звуки?
А как отличить твердый звук от мягкого?
А ещё, что мы уже знаем? (З-Б)
- Мы повторили ранее изученные знания. Для чего мы это сделали?
- Какие умения мы формировали с вами на этом этапе урока?
Постановка проблемы
1. Откройте с. 90 «Букваря». Посмотрите на столбики слов.
– Что объединяет все слова? (Все слова с заглавной буквы А.)
– Сколько раз потребовалась заглавная буква А?
– Прочитайте только имена людей.
– Как ласково можно назвать Анну?
– В каких именах удвоенные буквы? Какие?
– А какие ещё слова помните с удвоенными буквами согласных?
– Прочитайте имена девочек.
- Прочитайте имена мальчиков.
2. – Предложения или текст написаны под словами? Почему?
– Сколько всего предложений?
– Прочитайте.
– Какие знакомые имена встретились в предложениях?
– Кто из вас любит комиксы? А кто такой Микки-Маус?
– Кто заболел ангиной?
– Что делала Алла?
– Кто учится в музыкальной школе?
– Какое полное имя у этой девочки?
– К какому предложению подходят картинки на кубиках?
– А как по-другому называют гиппопотама? (Бегемот.)
– Прочитайте все имена, которые встретились в предложениях.
Подберите предложение соответствующее схеме.
- Какие умения мы формировали с вами?
3. – Что обозначают слова 2-го столбика?
– Прочитайте название реки.
– Прочитайте название города.
– Как вы думаете, почему он получил такое название? (Находится на берегу реки Ангары.)
– Прочитайте название государства, которое находится в Африке.
4. Постановка ударения в словах 2-го столбика, выделение заглавной буквы.
Если учитель проводит индивидуальный опрос, то учит детей алгоритму самооценки.
Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить работу?
– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
5. – Какая буква нужна, чтобы записать слова 1-го и 2-го столбика в прописи?
– Догадались, какая тема урока? Назовите её сами.
- Какую цель мы поставим с вами?
- Как вы думаете, какой у нас урок «открытия новых знаний» или повторение ранее изученного?
6. Составление плана урока.
- Давайте составим план нашего урока.
План (примерный)
Чтение слов.
Звуко-буквенный анализ слов.
Чтение предложений и текстов.
Знакомство с написанием заглавной буквы А.
Письмо слов и предложений.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
– Какие умения мы формировали с вами?
Открытие нового знания
Работа в прописи.
Знакомство с заглавной буквой А (с. 8).
1) Анализ буквы А.
-Посмотрите в прописи на табло есть печатная и прописная буква А.
-Перечислите из каких элементов состоит заглавная буква А.
- Из каких элементов состоит прописная буква А?
- Чем отличаются печатная от прописной?
- Какие умения мы с вами формировали?
2) Анализ рисунка.
– Посмотрите на рисунок.
– Что делает старушка?
– А что произошло с ниточкой?
– Какое имя можно дать старушке?
– А какое имя ей дали авторы, узнаем позже.
– Обведите ниточку у старушки. Что заметили?
– А какую кличку дадим котёнку?
3) Показ образца учителем и объяснение последовательности написания буквы А:
– Начинаю писать, как и букву Л, чуть выше нижней линии рабочей строки, закругляю вправо и веду наклонную линию вверх (счёт: -и-), затем опускаю прямую наклонную линию до нижней строки (счёт: -раз-) и начинаю писать петлю: веду вверх по написанному, отвожу линию влево в сторону, загибаю вправо и пересекаю написанное (счёт: -и-).
4) Письмо в воздухе.
5) – А теперь на табло обведите эту букву. Точка и стрелки помогают определить направление движения.
Написание заглавной буквы А на строке. Учитель анализирует ошибки, показывает пути их исправления.
6) Написание заглавных букв К, Н.
– Посмотрите на третью строку. Какие буквы там написаны? Почему?
– Напишите на доске одинаковый элемент этих букв.
– Назовите по 5 слов, которые начинаются с этих заглавных букв.
– Напишите буквы разными цветами. Сначала зелёным цветом все буквы К, потом синим цветом все буквы Н.
7) Написание ол, ом. Отработка нижнего соединения.
– Какие соединения написаны на следующей строке?
– Напишите соединения ручками двух цветов каждое.
8) Написание соединений с заглавной буквой А.
9) Написание слов с этими соединениями: Аким, Анна, Алик.
– Мы выполнили с вами сложную работу. Кому из вас было нелегко? В чём? А что у вас хорошо получилось?
– Нарисуйте в конце страницы кружок и раскрасьте его тем цветом (символом), который скажет, как вы оценили свою работу в прописи.
Применение новыхо знаний
Работа в «Букваре».
1) Чтение слов, работа над их лексическим значением.
– Откройте «Буквари» на с. 90.
– Прочитайте слова, которые написаны над схемами.
– Что такое пустыри? (Это пустынное место, где ничего не растёт, кроме сорняков, нет построек.)
– Что такое пустыни? (Природная зона с песчаной поверхностью, без леса, со скудной растительностью и жарким климатом.)
– Чем похожи пустырь и пустыня?
– Что общего в значении этих слов? (У них общий корень -пуст-, от слова пустой. Значит, это однокоренные слова.)
– Кто такие туристы? (Люди, которые ходят в походы, путешественники.)
– В чём отличие: пустырь – пустыри; пустыня – пустыни?
2) Звуко-буквенный анализ слов пустыри, пустыни, туристы (работа в парах по вариантам)
Но сначала повторим правила сотрудничества:
Слушать друг друга;
Уметь уступать;
Уметь договариваться;
Распределять роли в группе.
Справившаяся группа показывает сигнал готовности. Оценивает себя
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе провести звуко-буквенный анализ?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты сделал всё сам или с чьей-то помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
Итог
– Какую букву научились писать?
– Какие необычные слова встретились сегодня на уроке?
– Все ли пункты плана выполнили?
– Чему научились на уроке?
– Кому сегодня было легко?
– Кому ПОКА было трудновато?
– Кто или что вам помогало справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– А каким словом вы бы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?
– Отметьте своё настроение в дневнике.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ