Конспект урока на тему "Заглавная буква в именах собственных"

Тема: « Заглавная буква

в именах собственных»



Цели:


1. Создать условия для формирования навыка правописания заглавной буквы в именах собственных.


2. Содействовать развитию фонематического слуха, мышления, внимания, устной речи учащихся.


3. Формировать УУД: ставить и решать учебную задачу, осуществлять самоконтроль.


4. Способствовать воспитанию культуры поведения.


5. Способствовать укреплению здоровья детей.








Мотивационный момент.


  1. Ребята, сегодня у нас много гостей. Давайте поздороваемся с ними.

( Дети поворачиваются). Молодцы. Садитесь.

2) Проверка готовности:

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка?

Пора за дело браться,

Придется постараться.

Чтобы грамотными стать,

Надо много правил знать.

-Проверьте, как вы сидите. Спина касается спинки стула, ноги стоят ровно.


Фонетическая разминка.


1) На слайде буквы: Е Ё Ю Я

- Что вы можете сказать об этих буквах гласных звуков? (в начале слова они обозначают два звука, обозначают мягкость согласного).

- Что ещё вы знаете об этих буквах? ( могут быть печатными и письменными, строчными и заглавными).


Актуализация знаний.


-Ребята, вы любите путешествовать? Тогда я приглашаю вас в путешествие в страну «Заглавных букв». Я предлагаю отправиться на паровозике «Букашка».

-Отправляясь в путь , путешественники берут с собой провизию и спасательные средства. Провизией в нашем научном путешествии будут… знания и умения. Спасательные средства – красивый почерк и грамотное письмо.

-Каждый путешественник ведёт дневник наблюдений, куда записывает все важные события путешествия. У каждого из вас свой дневник – это тетрадь. Писать в нём нужно красиво, разборчиво, аккуратно.


Минутка чистописания.


- Сегодня мы закрепляем написание петли и «клюшки».

-Пропишем слово ум так, чтобы буквы были параллельными.

- На следующей строке – слова. Что скажите о них? ( они родственные).

- Обведите эти слова по написанному, обращаем внимание на параллельность и соединения.


-Дата в дневнике наблюдений очень важна. Откройте свои тетради-дневники и запишите сегодняшнее число.

-Готовы отправиться в путь? Тогда поехали!


Клип.


-Итак, страна «Заглавных букв». Здесь всё подчинено правилам русского языка. Кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить? Может кто-то сможет сформулировать тему нашего урока?

- Тема нашего урока : «Заглавные буквы……»

-Какие знания мы с вами приобрели на уроках обучения грамоте по теме

«Заглавные буквы»? ( заглавная буква пишется в начале предложения, с заглавной буквы пишутся имена, фамилии…)

- А какие умения мы формировали на уроках обучения грамоте? ( мы учились писать имена, фамилии, клички животных …)

- У кого это получалось? Давайте проверим.


Собирала (М,м)аргаритка (М,м)аргаритки на горе.

Растеряла (М,м)аргаритка (М,м)аргаритки во дворе.


-Давайте проверим, кто выполнил задание правильно. ( самопроверка)

- Кто выполнил задание правильно? Но у нас есть ребята, у которых были затруднения. Чему будем учиться сегодня?


- Сегодня на уроке мы будем упражняться в написании имён собственных.


- У вас на партах лежат пропуски в страну «Заглавных букв». Заполните их.


ПРОПУСК


Фамилия ___________________________


Имя ___________________________









- Сейчас мои помощники проверят, все ли правильно справились с заданием.

- Все с заданием справились и жители города открывают нам ворота.

- Ребята, посмотрите. У ворот стоят и плачут герои мультфильма, которых не пускают в страну. Как вы думаете почему?


ПРОПУСК


Имя ____НЮША________


ПРОПУСК


Имя _____КРОШ__________









ПРОПУСК


Имя ____ЛОСЯШ_____







- Что нужно сделать? Давайте запишем имена сказочных героев в наш дневник наблюдений. Подчерните заглавную букву.

Работа в тетради.

- Каких Смешариков вы ещё знаете? Запишем их имена.


ФИЗМИНУТКА


- Ребята, а вы любите играть? Тогда будьте внимательны, я буду читать вам стихотворение, а вы, услышав имена собственные, подпрыгните на месте.

Подарили Пете, книжку о ракете,

Прочитал Петя – подарил Свете,

Света – Ване, Ваня – Тане,

Таня маленькой Марьяне.

Совершила книжка круг

И сказала: «Здравствуй, друг!»



Ребята, у каждого из нас есть не только имя, но и фамилия. Вам было дано задание – узнать, что такое фамилия. Фамилия – это то, что человеку передается по наследству, обычно от отца. А знаете ли вы, что еще лет 150-200 назад у большинства людей фамилий не было. Были прозвища и отчества: Петров, Иванов, Александров – это были сыновья Петра, Ивана, Александра.

Фамилии возникали от каких-то внешних признаков человека. Например, если у человека были белые волосы, его могли прозвать – Беляков. Или, если у человека была борода, его звали – Бородкин. Некоторые фамилии возникали от места жительства – Москвичев, Питерцев.


- Давайте образуем фамилии от слов, данных на доске. Как пишутся фамилии?


АНТОН, ФЁДОР, КОШКА, ЦВЕТОК


Запись в тетрадь: Антонов, Фёдоров, Кошкин, Цветков.

-Подчеркните заглавную букву.


- Что есть ещё у человека, о чём мы не говорили? Кто знает, как появились отчества?

Слово отчество означает имя по отцу. Человек получает отчество от отца, то есть к имени ребенка добавляется имя отца, указывающее, чьим сыном или дочерью он является. Отчество всегда дается по полному имени.

Отчества людей пишутся с заглавной буквы.

- У каждого из вас тоже есть отчества. Кто знает своё отчество? Давайте запишем их.


ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ


- Посмотрите, вон на полянке резвятся котята. Давайте позовём вон того котёнка с жёлтым ошейником. Кис-кис-кис.

-Ой, мы звали одного котёнка, а прибежали два .Смотрите, у них на ошейниках есть какие-то надписи. Что это?

У животных тоже есть свои имена – клички. Как они пишутся? Клички животных пишутся с большой буквы.

- Наших котят зовут Пушок и Барсик. Давайте запиши клички котят. Давайте придумаем клички животным.

Запись в тетрадь.


ФИЗМИНУТКА СО СМЕШАРИКАМИ


Закрепление знаний. Дифференцированная работа.

-Ребята, сейчас мы с вами разделимся на группы:

1 группа будет работать с листочком зеленого цвета, 2 группа с листочком желтого цвета, 3 группа с листочком голубого цвета, 4 группа с листочком оранжевого цвета.

Дети рассаживаются по группам.

Задание для зеленой карточки:




Задание для желтой карточки:


Задание для оранжевой карточки:




Задание для голубой карточки:



Проверка работы.


Релаксация


Реснички опускаются, глазки закрываются,

Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко,

Наши руки отдыхают, ноги тоже отдыхают,

Дышится легко, ровно, глубоко,

Шея не напряжена и расслаблена

Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать,

Вы полны сил и энергии

Вы много знаете и умеете

Вы единая команда и в вашем единстве - ваша сила

На счет «три» откройте глаза

Один, два, три.


Итог урока.


-Хорошо, ребята! Но наш урок подходит к концу. Чему же мы учились?

(находить и писать имена собственные с заглавной буквы)

- А сейчас давайте проверим ваши знания и умения по данной теме. Я предлагаю вам написать под диктовку предложение. Работать будем по алгоритму.


1. Слушаю предложение

2. Нахожу в нём имя собственное

3.Помню, что имена собственные пишутся с заглавной буквы

4. Пишу, проговаривая по слогам

5. Проверяю написанное

6. Подчёркиваю орфограмму


Пушистый кот Рыжик живёт у Серёжи.


Что запомнили на уроке? В своих ответах используйте слова:

Я запомнил…

Я узнал …

Ответы детей.

Все ребята работали хорошо, мне понравились ваши ответы.


Рефлексия.

-А сейчас, ребята, посмотрите на смайлики у каждого на парте. Нарисуйте рот, показывающий ваши эмоции по окончанию урока и прикрепите по своему усмотрению к солнышку или к тучке, в зависимости от своего настроения. Ребята прикрепляют свои листочки.

-Урок окончен, спасибо за урок.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ