Конспект урока на тему "Звук и буква С"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида № 10 «Золотая рыбка»
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи
"Звук и буква С".
Подготовила
Романова Наталья Сергеевна
учитель-логопед
Мегион, 2014г.
Логопедическое занятие по обучению грамоте с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ОНР – 3 уровня) седьмого года жизни.
Тема. Звук и буква С.
Цели: закрепить алгоритм произношения звука «с», графический образ звука; развивать моторную сферу, фонематические процессы, зрительное восприятие, память; воспитывать любовь к природе.
Оборудование: индивидуальные зеркала, акустико-артикуляционная схема звука «с», набор букв, слоговая таблица, предметные картинки в названии которых есть звук «с», пособие для проведения слогового анализа, изображение куклы Сони, пособие «Снеговик», раздаточный материал для работы с пособием «Снеговик», наборы для выполнения графического анализа предложения.
Ход занятия
1.Организационный момент.
-К нам в гости пришла Соня.
Соня очень любит спать.
Соню соней стали звать.
Соня-соня спит весь день.
Погулять ей даже лень.
-Ребята! Давайте вместе с Соней отправимся на прогулку в зимний парк. Но вначале оденемся.
2.Развитие общей моторики.
(Координация речи с движениями)
-Мы сапожки надеваем,
Шапочку надеваем,
Курточку застегиваем,
Рукавички надеваем.
Мы шли, шли,
В зимний парк пришли…
-Какой снег белый…. Давайте сделаем снеговика.
3.Развитие мелкой моторики.
1, 2, 3, 4 (большой палец соединяется со всеми по порядку, начиная с указательного)
Мы с тобой комок слепили («лепят»)
Круглый, крепкий, очень гладкий (соединяют большой палец и указательный, сжимают кулачки, гладят одну ладонь другой)
И совсем-совсем не сладкий. (грозят пальцем)
-Вот какой получился у нас снеговик!
4.Развитие зрительного восприятия, зрительной памяти.
-Рассмотрим его внимательно.
Запомните все детали снеговика.
-Ой, снеговик-то убежал…
-Ребята, присядьте на свои места и выложите на белые листы такого же снеговика, а мы с Соней посмотрим…
-Снеговик вернулся. Посмотрите на него, у вас должен быть такой же снеговик.
5.Развитие артикуляционной моторики (модель-голова снеговика).
-Ожил наш снеговичок, улыбается дружок. («Улыбка»)
-Зубов белых целый ряд, как снежиночек отряд. («Заборчик»)
-По язычку воздух бежит и снежиночка летит! (Дуют с языка на снежинку)
6.Развитие дыхания и голоса.
-Кто к нам прилетел? (Воробей)
-Почирикаем вместе с воробьем.
На дереве, на веточке воробышек сидит:
чирик чирик чирик
чирик чирик чирик кричит.
7.Объявление темы занятия.
Произношение звука изолированно.
-А сейчас пойдем на лыжах.
Палки в руки мы берем,
По снежку с вами идем.
С – с – с… (3 раза)
-Вы устали? Отдохните…
-Как скрипел снежок под лыжами?
С – с – с…
-Сегодня будем работать со звуком «с» и буквой С, а Соня послушает, как вы занимаетесь.
8.Акустико-артикуляционная характеристика звука «с».
-Посмотрите в зеркало, произнесите звук «с». А теперь посмотрите на схему и дайте характеристику этому звуку. (Когда мы произносим звук «с», губы в улыбке, зубы сближены, кончик языка находится за нижними зубами, воздушная струя холодная, идет по середине языка, горлышко не дрожит)
Звук «с» - согласный, твердый, глухой, обозначаем синим цветом.
9.Связь звука с буквой.
-На что похожа буква С?
-Найдите букву С в кассах букв.
10.Развитие фонематического слуха.
-Покажи букву С, когда услышишь звук «с».
Маленькой Соне подарили сани.
Посмотрите сами: вот какие сани!
11.Чтение слогов с буквой С.
Дидактическое упражнение «Катание с горки».
-Буква С любит кататься с горки.
Чтение слогов. (Слоговая таблица – «Горка»)
12.Закрепление умения слышать и выделять звук «с» из состава слова.
-Возвращаться нам пора.
А Соню возьмем в группу. Закройте глаза. Вот мы и дома.
Научим Соню делить слова на слоги и находить место звука «с» вот в этих словах.
(У каждого ребенка на столе картинка со звуком «с»)
13.Графический анализ предложения. Звуковой анализ слова.
Дидактическое упражнение «Угостим Соню соком».
Составление предложения по опорным словам: Соня, сок. (Дети выполняют графический анализ предложения и звуковой анализ слова – сок, затем обозначают его буквами)
14.Итог, оценка.
-Кто пришел к нам на занятие? Что делали на прогулке? С каким звуком и буквой работали?
Дайте характеристику звуку «с». Назовите слово со звуком «с».
Список литературы
Алтухова Н.Г. Научимся слышать звуки. – СПб: Изд-во «Лань», 1999.
Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1991. 256 с.
Крупечук О.И. Научите меня говорить правильно. Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб: Литература, 2001. 208с.
Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. – М., 1999.
Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи. – С-Петербург: Детство –Пресс, 1999.
Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. – М.: Гном – Пресс, 1999. 64 с.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ