Конспект урока на тему "Звук и буква С"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида № 10 «Золотая рыбка»













Конспект логопедического занятия по обучению грамоте детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи

"Звук и буква С".












Подготовила

Романова Наталья Сергеевна

учитель-логопед











Мегион, 2014г.


Логопедическое занятие по обучению грамоте с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ОНР – 3 уровня) седьмого года жизни.

Тема. Звук и буква С.

Цели: закрепить алгоритм произношения звука «с», графический образ звука; развивать моторную сферу, фонематические процессы, зрительное восприятие, память; воспитывать любовь к природе.

Оборудование: индивидуальные зеркала, акустико-артикуляционная схема звука «с», набор букв, слоговая таблица, предметные картинки в названии которых есть звук «с», пособие для проведения слогового анализа, изображение куклы Сони, пособие «Снеговик», раздаточный материал для работы с пособием «Снеговик», наборы для выполнения графического анализа предложения.

Ход занятия

1.Организационный момент.

-К нам в гости пришла Соня.

Соня очень любит спать.

Соню соней стали звать.

Соня-соня спит весь день.

Погулять ей даже лень.

-Ребята! Давайте вместе с Соней отправимся на прогулку в зимний парк. Но вначале оденемся.


2.Развитие общей моторики.

(Координация речи с движениями)

-Мы сапожки надеваем,

Шапочку надеваем,

Курточку застегиваем,

Рукавички надеваем.

Мы шли, шли,

В зимний парк пришли…

-Какой снег белый…. Давайте сделаем снеговика.


3.Развитие мелкой моторики.

1, 2, 3, 4 (большой палец соединяется со всеми по порядку, начиная с указательного)

Мы с тобой комок слепили («лепят»)

Круглый, крепкий, очень гладкий (соединяют большой палец и указательный, сжимают кулачки, гладят одну ладонь другой)

И совсем-совсем не сладкий. (грозят пальцем)

-Вот какой получился у нас снеговик!


4.Развитие зрительного восприятия, зрительной памяти.

-Рассмотрим его внимательно.

Запомните все детали снеговика.

-Ой, снеговик-то убежал…

-Ребята, присядьте на свои места и выложите на белые листы такого же снеговика, а мы с Соней посмотрим…

-Снеговик вернулся. Посмотрите на него, у вас должен быть такой же снеговик.


5.Развитие артикуляционной моторики (модель-голова снеговика).

-Ожил наш снеговичок, улыбается дружок. («Улыбка»)

-Зубов белых целый ряд, как снежиночек отряд. («Заборчик»)

-По язычку воздух бежит и снежиночка летит! (Дуют с языка на снежинку)


6.Развитие дыхания и голоса.

-Кто к нам прилетел? (Воробей)

-Почирикаем вместе с воробьем.

На дереве, на веточке воробышек сидит:

чирик чирик чирик

чирик чирик чирик кричит.

7.Объявление темы занятия.

Произношение звука изолированно.

-А сейчас пойдем на лыжах.

Палки в руки мы берем,

По снежку с вами идем.

С – с – с… (3 раза)

-Вы устали? Отдохните…

-Как скрипел снежок под лыжами?

С – с – с…

-Сегодня будем работать со звуком «с» и буквой С, а Соня послушает, как вы занимаетесь.


8.Акустико-артикуляционная характеристика звука «с».

-Посмотрите в зеркало, произнесите звук «с». А теперь посмотрите на схему и дайте характеристику этому звуку. (Когда мы произносим звук «с», губы в улыбке, зубы сближены, кончик языка находится за нижними зубами, воздушная струя холодная, идет по середине языка, горлышко не дрожит)

Звук «с» - согласный, твердый, глухой, обозначаем синим цветом.


9.Связь звука с буквой.

-На что похожа буква С?

-Найдите букву С в кассах букв.


10.Развитие фонематического слуха.

-Покажи букву С, когда услышишь звук «с».

Маленькой Соне подарили сани.

Посмотрите сами: вот какие сани!

11.Чтение слогов с буквой С.

Дидактическое упражнение «Катание с горки».

-Буква С любит кататься с горки.

Чтение слогов. (Слоговая таблица – «Горка»)


12.Закрепление умения слышать и выделять звук «с» из состава слова.

-Возвращаться нам пора.

А Соню возьмем в группу. Закройте глаза. Вот мы и дома.

Научим Соню делить слова на слоги и находить место звука «с» вот в этих словах.

(У каждого ребенка на столе картинка со звуком «с»)


13.Графический анализ предложения. Звуковой анализ слова.

Дидактическое упражнение «Угостим Соню соком».

Составление предложения по опорным словам: Соня, сок. (Дети выполняют графический анализ предложения и звуковой анализ слова – сок, затем обозначают его буквами)


14.Итог, оценка.

-Кто пришел к нам на занятие? Что делали на прогулке? С каким звуком и буквой работали?

Дайте характеристику звуку «с». Назовите слово со звуком «с».
























Список литературы


  1. Алтухова Н.Г. Научимся слышать звуки. – СПб: Изд-во «Лань», 1999.

  2. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1991. 256 с.

  3. Крупечук О.И. Научите меня говорить правильно. Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб: Литература, 2001. 208с.

  4. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. – М., 1999.

  5. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи. – С-Петербург: Детство –Пресс, 1999.

  6. Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. – М.: Гном – Пресс, 1999. 64 с.





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ