Конспект урока на тему «Звук [щ`], буква Щ щ»

Урок обучения грамомоте. Чтение.

Тема: «Звук [щ`], буква Щ щ».

Цель: познакомить с новым звуком [щ`] и буквой Щ щ, с правилами написания слогов с буквой щ.

Задачи:

- продолжить формирование навыков чтения и развивать фонематический слух, обогащать словарный запас;

- развивать мышление, память;

- воспитывать интерес к изучению родного языка.

Формирование УУД.

Познавательные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Регулятивные: выделять группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач, производить самооценку своих действий.

Коммуникативные: работать в паре .

Оборудование: презентация, карточки звуковых схем, цветные карандаши, карточки с текстом, светофоры, смайлики.


Ход урока

1.Организационный момент.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.


2. Введение в учебную деятельность.

Учитель: -ребята, для чего надо знать буквы?

-сколько гласных изучили?

-сколько согласных?

-что вы знаете о гласных? (есть гласные, обозначающие 1 звук, есть гласные, обозначающие 2 звука. Гласные, обозначающие твердость (мягкость согласного)

- что знаете о согласных? ( согласные бывают звонкие или глухие, могут быть твердыми или мягкими. Есть согласные всегда твердые(мягкие))


3.Формулирование учениками темы и целей урока.

Слайд №2

-Назовите предметы, изображенные на картинках.(щука, щетка, щавель, щенок)

-Что общего вы заметили?( все начинаются со звука [щ`])

-Сформулируйте тему нашего урока. ( Тема: «Звук [щ`] и буква, которая обозначает этот звук»).

- Сформулируйте цели урока. ( Познакомиться со звуком [щ`] и буквой, которая его обозначает. Учиться отличать звук [щ`] от других звуков.

Научимся читать слова с новой буквой.)

4. Знакомство со звуком [щ`] .

1)Выделение нового звука из слов. Игра «Найди слово с новым звуком и укажи, в каком слоге он находится». (диск по обучению грамоте «Школа России плащ, щука, щенок, чаща)

2) Игра «Придумай слово с звуком [щ`] ( клещ, щипцы, щупальца, роща, трещат и т.д.)

3)Дайте характеристику звуку. (он согласный, так как при его произношении есть у воздуха преграды; он глухой; мягкий и нет твёрдой пары).

5. Знакомство с буквами Щ,щ.

1)Анализ печатных и письменных букв.

- На расчёску Щ похожа.

Три зубца всего? Ну что же!

- А на что еще похожа эта буква? (ответы детей)

- Сравните письменные и печатные буквы. Что общего в них, а чем они различаются?

2) чтение слияний и слогов.

(диск по обучению грамоте «Школа России)

3)найди букву. Индивидуальная работа. (дети зачёркивают в тексте буквы Щ,щ) Слайд №3

Карточка (Щука щи всю ночь варила,
И щавель в них положила,
Наварила вкусных щей -
Начала сзывать гостей.

В речке плещутся щурята –
Это щучкины ребята.
Ярче, чище серебра
Блещет щучек чешуя
.)


Взаимопроверка. (образец на слайде №4)

Самооценка смайликом в 1 окошке светофора.

-оцените свои достижения : если вы всё сделали верно, то выберите первый смайлик, если были ошибки, то второй смайлик, ну а если не удалось пока справиться с заданием, то третий смайлик. Слайд №5



4)составление схемы слова.

- Отгадайте загадку.

Опасней всех она в реке,
Хитра, прожорлива, сильна,
Притом — такая злюка!
Конечно, это…(
. Щука.)

-Что вы знаете об этой рыбе? (. Живет в реках, питается маленькими рыбками…)

- Ещё одна загадка.

Щи люблю я из капусты. 
Но и с Ним бывает вкусно!
Витаминов - прямо клад!
Я  бываю очень рад,
Скушать кисленький листок.
Я б, конечно, больше смог!
Но...  поем со щами
Витаминный  ... . (Щавель)

-Составьте звуковую схему к слову «щука» и «щавель».

Эту работу будем выполнять в парах. Напомните правила работы в парах. Слайд №6..

Ученики составляют схему. После самостоятельного составления идет проверка и комментарии.

-каким цветом вы закрасили звук [щ`] (зеленым, так как он мягкий)

- сверьте свою работу с образцом ( Слайд №7)

самооценка смайликом в 2 окошке светофора.

-если вы всё сделали верно, то выберите первый смайлик, если были ошибки, то второй смайлик, ну а если не удалось пока справиться с заданием, то третий смайлик.


ФИЗМИНУТКА


6. Чтение слов и предложений с буквами Щ,щ.

1) учебник с.63. чтение по «цепочке», чтение по строчкам.

2)развитие речевого аппарата.

Учебник с. 62

- рассмотрите иллюстрацию на с.62 «Азбуки и составьте по ней рассказ.

-Как зовут главного героя? (Емеля)

-Что вы о нем знаете?(Он лентяй)

-Почему щука стала помогать Емеле? (Он отпустил её )

- О Чем мечтал Емеля, лежа на печи?

-Какие его мечты сбылись? (Ведра с водой заменил водопровод. Сани с дровами заменили трактора и машины, которые доставляют , дрова. Вместо печи, на которой ехал Емеля к царевне теперь по дорогам ездят автомобили и мотоциклы. Даже дрова уже можно колоть специальным дровоколом , а не топором.)

-прочитай скороговорки на с. 62 медленно, а затем быстро. Попробуйте их быстро произнести.


7. правописание ча,ща и чу, щу.

1) чтение текста в паре по строчке.

Текст у каждого ученика.

Сочетанья Чу и Щу

Пишем только с буквой У!

Чушка, щучка,укачу,

И лечу, кричу, свищу.

Ча и Ща, Ча и Ща-

Роща, чаща и свеча.

Пища, туча, саранча-

С буквой А и Ча, и Ща! Слайд №8


-обсудите в паре ваше чтение и оцените его смайликом в 3 окошке светофора


-Что вы узнали из этого текста? (ча,ща пиши с а, а чу, щу пиши с у)

- почему после буквы Щ не пишется я и ю?( она не нуждается в показателе мягкости, так как обозначает всегда мягкий звук)

-Прочитайте правило на с. 63 «Азбуки»

(вывешивается таблица с правилом) Слайд №9


8.Итог урока. Слайд №10

1. рефлексия. Дополните предложения:

- я узнал……

- я научился…..

- мне было легко….

- мне было трудно…

-я обязательно……..

2. Д\З

расскажите родным о своих достижениях, чему научились на уроке и что нового узнали.

3. -Спасибо за урок, вы хорошо поработали. А сейчас я предлагаю вам оценить весь урок нужным смайликом на доске.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ