Конспект урока на тему «Звуки и буквы»

«Звуки и буквы»


Пояснительная записка

Автор Хохлова Ирина Борисовна, учитель начальных классов.

МОУ «Гимназия №166 г. Новоалтайска Алтайского края».


Пособие по русскому языку для начальной школы. УМК «Гармония», авторский коллектив под руководством профессора М.С. Соловейчик.

Использовать можно по любому УМК.


Цель: Создание условий для становления у детей орфографической зоркости, расширения и углубления программного материала.


Задачи: 1. Способствовать формированию учебной деятельности младших школьников, развитие навыков, необходимых для успешного обучения.

2. Способствовать развитию приёмов умственной деятельности: сравнение, анализ, обобщение.

3.Способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к предмету. Формировать коммуникативные умения. Развивать личностные качества: целеустремлённость - через выработку потребности ставить перед собой цели и достигать их, чувства собственного достоинства - через формирование адекватной самооценки у учащихся.


Ожидаемые результаты: улучшение качества знаний учащихся, развитие интереса к русскому языку как учебному предмету.


Задания имеют коммуникативно – деятельностную направленность. Каждое задание имеет цель – выработка твёрдого навыка грамотного письма.

Такие задания помогают выявлять уровень сформированности системы качеств знаний учащихся, способствуют развитию самооценки обучающихся. Пособие может быть использовано в самостоятельной работе, работе в парах.


В данной работе представлены следующие презентации:

«Звуки и буквы»

«Правописание словарных слов»

«Учимся писать без ошибок»



Презентация №1.

Программный раздел «Знаем – повторим, не знаем – узнаем»

Тема «Будем говорить понятно!»

Слайды № 3-7

Читаем задание, выбираем правильный ответ и наводим на него значок «руки». При правильном ответе число вращается. При неправильном ответе – число исчезает.


Слайды № 8-12

Использование шуточных стихотворений «Буква заблудилась» позволяют не только развивать фонематический слух и интеллектуальные способности детей, но и способствуют в дальнейшем развитию орфографической зоркости учащихся.

Применение подобных упражнений на уроках русского языка стимулирует познавательную активность, вызывая интерес к предмету, и расширяет кругозор школьников.


Читаем задание, выбираем правильный ответ, при нажатии мышкой на любое место на слайде, появляется правильный ответ. При правильном ответе изменяет цвет «заблудившаяся буква», появляется новая картинка.


Презентация №2. «Правописание словарных слов»

Работа по правописанию словарных слов - трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов.

Слайды № 3-7

Ребус - это загадка, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами и другими знаками. Разгадывая ребусы у ребенка развивается логическое мышление, образность. Учащиеся лучше запоминают правописание слов с непроверяемыми гласными.

Слайды № 8-12

Это ещё один вариант работы со словарными словами. Переставив буквы, учащиеся заучивают словарные слова.



Презентация №3. «Учимся писать без ошибок»

Программный раздел «Главные опасности письма»

Слайды № 3-7 «Когда согласным на конце слова нельзя доверять?» Используются анаграммы.

Анаграмма— литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков определённого слова), что в результате даёт другое слово.


Переставьте буквы в слове и получите новое слово.

Я в пруду живу, жирею,

Переставьте буквы - вмиг

Превращусь я и в аллею,

И в лужайки, и в цветник.

(Ответ: «Карп» - «парк».)


Большое спелое зерно

К земле его там клонит.

С другим порядком - в высоте

Летит он хищной птицей,

И с ним в проворстве, быстроте

Едва ли кто сравнится.

(Ответ: «Колос» - «сокол».)


Я - сирень, акация.

Словом, вид растения.

А в другом я качестве –

Грохот через стену.

(Ответ: «Куст» - «стук».)


Я дерево в родной стране,

Найдешь в лесах меня повсюду;

Но слоги переставь во мне –

И воду подавать я буду.

(Ответ: «Сосна» - «насос».)


Я - защита от дождя

В каждом важном случае.

Только буквы переставь –

Время года лучшее.

(Ответ: «Навес» - «весна».)

Учитель читает первую часть стихотворения. Дети называют правильный ответ, который появляется на слайде одновременно с картинкой. Учитель прочитывает вторую часть и, переставив буквы в слове, дети называют новое слово. Затем происходит объяснение орфографического правила.


Слайд № 8 «Когда согласным на конце слова можно доверять?»

Читаем задание, выбираем правильный ответ и наводим на него значок «руки». При правильном ответе слово изменяет цвет. При неправильном ответе – слово мигает.

Учащиеся объясняют, почему данным согласным на конце слова можно доверять.


Слайд № 9 «Сочетания ЖИ-ШИ»

Прослушав загадку, дети называют отгадку и вспоминают слова на это же орфографическое правило.

При щелчке «мышки» на свободное место слайда, появляется отгадка.


Слайд № 10 «Всегда ли нужно обозначать мягкость согласного звука перед согласным?»

Дети читают слова и определяют, в каких словах пропущен Ь.

Происходит выбор ответа. При правильном ответе слово изменяет цвет и одновременно в слове КОНЬКИ исчезает ? и появляется Ь.. При неправильном ответе, нажимая на вторую часть слова после ?, данная часть продвигается вперёд, а ? исчезает.


Слайд № 11 «Правописание имён собственных»

Записать предложение, вспомнив правописание имён собственных.

При наведении «руки» на заглавные буквы в именах собственных, они начинают перемещаться к части слова, исчезают скобки. В слове, обозначающее название ягоды, «руку» наводить на строчную букву а.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ