Конспект урока по русскому языку для 1 класса по теме «Перенос слов»
Конспект урока по русскому языку для 1 класса по теме «Перенос слов».
Класс: 1.
Форма организации: фронтальная и групповая.
Цели: 1. учить детей решать учебные проблемы по переносу слов с буквой й, ь, ъ;
2.развивать мыслительную деятельность, орфографическую зоркость, умение переносить слова;
3.воспитывать любовь к умственному труду.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты: ученик
-осознает роль языка в речи и жизни людей;
-высказывает свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметные результаты. Формирование УДД.
Регулятивные УДД: ученик
- определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учится работать по предложенному учителем плану;
-проговаривает последовательность действий на уроке.
Познавательные УДД: ученик
- делает выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-ориентируется в учебнике;
-составляет алгоритм под руководством учителя.
Коммуникативные УДД: ученик
-оформляет свои мысли в устной речи;
- слушает и понимает речь других;
-учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
- договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Предметные результаты: ученик
-делит слова на части для переноса по алгоритму;
-списывает с печатного образца слова, используя правильные начертания букв, соединений;
-проверять написанное, сравнивая с образцом.
Демонстрационный и раздаточный материал:
1.презентация;
2.рисунок шмеля;
3.карточки;
Можно
Нельзя
пись-мо
пис-ьмо
отъ-ехал
от-ъехал
май-ка
ма-йка
Знай-ка
Зна-йка
4.карточки, где записано стихотворение о Сороке;
5.карточки-цветы со словами.
Ход урока:
Деятельность педагога
Деятельность детей
УУД
I. Организационный момент
Цель этапа: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.
Улыбнулись друг другу.
-Жил-был Шмель. Был он ужасным модником. Думал только о нарядах, а учиться не хотел.
Слайд 2.
Однажды Шмель полетел на луг, чтобы поесть пыльцу и похвастаться своими нарядами. Но на лугу все цветы поникли. Оказывается, Шмель, когда переносил слова по русскому языку, сделал много ошибок. А писал он на лепестках цветов. Сможем ли мы с вами помочь цветам? Что мы скажем Шмелю и себе?
- Проверим готовность. По каким критериям?
Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность.
-У нас всё получится!
Вспоминают критерии, проверяют свою готовность.
Выражают эмоции. Делают выводы в результате совместной работы класса и учителя.
II. Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»
1.Минутка чистописания. Учительница показывает с объяснением, как пишутся буквы й, ь, ъ.
Затем предлагает детям прописать эти буквы ещё несколько раз с буквами, при письме которых они испытывают трудности.
-Самое лучшее соединение подчеркните.
Слайд 3.
2. Перенос слов.
Даны слова: кар-андаш
л-ев
ка-сса
я-ма
-Посмотрите, как Шмель перенёс слова. Правильно ли он это сделал?
Анализ поэлементного состава букв.
Дети пишут с учителем.
К доске можно пригласить 2-3 учеников. Они показывают Шмелю, как нужно правильно соединять буквы.
Сравнение написания с образцом.
Дети выходят к доске и с объяснением правильно переносят.
Н-р: -слова надо переносить по слогам (ка-ран-даш)
-нельзя оставлять на строке одну букву (яма) и т.д.
Сравнивают, используя правильные начертания букв, соединений.
Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций.
Оформляют свои мысли в устной речи.
Слушают и понимают речь других.
III. Постановка учебной задачи. Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа: мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого
1.Постановка проблемы.
-Что я выбрала для повторения?
-Почему?
-Я предлагаю для вас задание, которое содержит для вас новое.
Слайд 4.
На каждой парте лежат красный и зеленый цветки. (На красном цветке написано: чай-ка, конь-ки, подъ-ехал. На зеленом: ча-йка, кон-ьки, под-ъехал).
-Что здесь для вас нового?
-Поднимите правильный вариант.
-Докажите.
-В чём ваша проблема?
-Что надо сделать, если у вас трудности?
-Если узнаете правило, сможете ли сразу переносить слова? -Какой порядок действий мы с вами составим?
2.Сообщение темы и целей урока.
-Какая тема урока?
Открывается на доске тема: «Перенос слов с буквами й, ь, ъ».
-Какие цели стоят перед нами?
3.Открытие нового знания.
3.1.Детям по группам раздаются карточки.
Можно
Нельзя
пись-мо
отъ-ехал
май-ка
Знай-ка
пис-ьмо
от-ъехал
ма-йка
Зна-йка
-Откройте правила переноса слов с буквами й, ь, ъ.
3.2.Затем учитель открывает на доске запись: « Нельзя начинать строку с буквы й!»
-Значит, вы ошиблись?
3.3.Прочитаем правило в учебнике. –Цветок какого цвета мы должны были поднять?
-Перенос слов.
-Будем продолжать учиться переносить слова.
Участие в учебном диалоге.
-Мы никогда не переносили слова с буквами й, ь, ъ.
(Дети поднимают разные цветы).
(Доказать не могут или испытывают трудности).
-Не умеем переносить слова с буквами й, ь, ъ.
(Подумать, узнать правило и т.д.)
-Нет, нужно потренироваться.
Составляют алгоритм действий.
( Узнать новый способ, потренироваться, дополнить знания и т.д..)
Работа в группах. Открытие «нового» знания
Открывают правила переноса.
Группы высказывают своё мнение. Обычно такое: буквы й, ь, ъ не переносится на другую строчку.
-Нет, можно сказать по- разному.
Чтение правила в учебнике.
Дети еще раз поднимают цветы.
Учатся работать в паре.
Фиксация во внешней речи причины затруднения.
Учатся высказывать свое предположение.
Составляют алгоритм под руководством учителя:
1.Подумать.
2.Узнать правило.
3.Потренироваться.
Определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Учатся работать в группе, выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Делают выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Ориентируются в учебнике.
IV. Первичное закрепление нового способа действия с проговариванием во внешней речи
Цель этапа: зафиксировать во внешней речи новое учебное действие
Постановка цели.
-Мы поставили несколько целей. Достигли ли все?
–Что будем делать сейчас?
Слайд 5.
2.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
а) Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит...
(К. Чуковский «Федорино горе».)
б) Самый бойкий я рабочий в мастерской,
Колочу я что есть мочи день-деньской.
в) Мы ехали, ехали,
К горке подъехали.
-Выпишите слова, где мы можем применить правило: «Перенос слов с буквами й, ь, ъ.»
3.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
На карточках у каждого ребёнка:
-Огорченная Сорока
Возвращалась ведь с урока.
Весь урок болтала с сойкой.
И домой вернулась с двойкой.
-Выпишите слова, где мы можем применить правило: «Перенос слов с буквами й, ь, ъ».
Проверка по эталону. ( На доске: с сой-кой, с двой-кой.)
-Почему Сорока вернулась огорченная?
-Как мы ей можем помочь?
4. Самостоятельная работа по «шагам». Работа по учебнику.
Стр.20 упр.20
- Нет, нужно ещё потренироваться.
- Тренироваться в переносе слов.
Дети пишут в тетради и на доске с проговариванием: чай-ник, ко-фей-ник, бой-кий, день-ской, подъ-ехали.
Проверка по эталону. Если ребёнок выполнил правильно: на полях пишет +, если ошибка-?
Дети, у кого есть ?, пытаются объяснить причину ошибки и исправляют ее.
-Нужно научить ее переносить слова.
Взаимопроверка. Когда проверяют друг у друга, проговаривают эти слова с правилом.
Определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Учатся работать по предложенному учителем плану.
Договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Делят слова на части для переноса по алгоритму.
Проверяют написанное, сравнивая с образцом.
Высказывают свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Учатся работать в паре.
слушают и понимают речь других; ориентируются в учебнике.
V.Итог урока Цель этапа: способствовать формированию рефлексии, осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности
Слайд 6.
1.Рефлексия. Исправление ошибок. Игра «Помоги шмелю».
-Снова шмель вернулся в класс.
Он надеется на нас:
«Друг мой - первоклашка,
Ты - всезнайка,
Вот мой перенос - прочитай-ка: Зай-ка, ле-йка, ма-йка,
У-ши, ше-я, ло-б, лин-ька,
Овц-ы, ут-ки, ко-нь, ко-за.
В первый класс я не ходил,
Правил дома не учил.
Где ошибки? Вот вопрос!
Ты исправь мой перенос».
(Слова, которые перенёс шмель, записаны на доске).
2.Итог урока.
- Что нового сегодня узнали?
-Удалось ли вам преодолеть трудности?
-Что помогло вам преодолеть трудности?
-Всё ли получилось?
-Чем же завтра будем заниматься? Или мы сегодня всему научились?
-Как бы вы оценили свою работу на уроке?
-Вам было легко или были трудности?
Учащиеся берут сигналы + и ?. Показывают при помощи этих сигналов, где правильный и неправильный перенос. Неправильный перенос проговаривают правильно.
Проговаривают способы «открытия» нового знания и уже известных способов.
Дают словесную оценку. Соотносят цель и результаты действия.
Анализируют и оценивают деятельность всего класса и свою.
Делают выводы в результате совместной работы класса и учителя, оформляют свои мысли в устной речи, слушают и понимают речь других.
Технические средства обучения: компьютер, проектор.
Методическая литература: 1.Примерная основная образовательная программа. Книга 2. Программы отдельных предметов, курсов для начальной школы. Образовательная система «Школа 2100». Москва, «БАЛАСС», 2011 год;
2. Русский язык. 1-2 класс. Методические рекомендации. Е.В. Бунеева, М.А.Яковлева. Москва, «БАЛАСС», 2004 год;
3.Как построить урок в соответствии с ФГОС. Миронов. Учитель, 2014.
Интернет-ресурсы:

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ