Конспект урока по русскому языку "Имена существительные собственные и нарицательные" 3 класс
Урок русского языка
Класс: 3 «Начальная школа XXI века»
Тема: Имена существительные собственные и нарицательные.
Цели: - познакомить с понятием собственные и нарицательные имена существительные;
наблюдение за их грамматическими признаками (неизменяемость по числам);
закреплять ранее изученный материал;
обогащать словарный запас, развивать речь;
воспитывать интерес к урокам русского языка.
Ход урока:
I. Орг.момент: - вдох – выдох. Какой у нас сейчас урок? Чему мы учимся на уроках русского языка? Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с новыми понятиями, понаблюдать за грамматическими признаками и повторить то, что мы уже знаем. Начинаем работать.
II. Массаж рук.
- Прежде, чем начнём работать подготовим свои руки.
III. Чистописание.
- Посмотрите на схему и определите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания. Она является первой в каждом слове схемы. Какую же мы будем писать букву?
кол
гол
? голь
кус
ксус
(будем писать букву –у-, с неё начинаются все слова в схеме)
- Определите порядок букв в данной цепочке: у@ уу@ ууу@…
IV. Словарная работа.
Сейчас нам предстоит повторить словарные слова. Это мы сделаем с помощью теста:
V. Теоретический материал.
- Мы с вами изучили достаточно много правил, поэтому мы их сейчас и повторим. Ночь – день. С помощью чего мы это сделаем? (с помощью «Дерева знаний) Что скажите о нашем дереве сегодня? Да, оно приготовило для вас новые вопросы, значит у нас будет что-то новенькое. Эти вопросы мы пока трогать не будем, на них мы ответим в конце урока. Итак приступаем.
Что такое имя существительное?
На какие группы распределяются имена существительные?
Как изменяются имена существительные?
На какие вопросы отвечают падежи?
Какие имена существительные называют одушевлёнными7
Какие имена существительные называют неодушевлёнными7
Какие имена существительные называют несклоняемыми?
Какие имена существительные относятся к 1 скл, 2 скл, 3 скл?
- Молодцы. Уже много знаем правил, но ещё предстоит узнать многое.
VI. Новый материал.
А теперь одно из словарных слов нам поможет перейти к следующей части нашего урока.(загадка – «улица») Сейчас мы с вами кое – что вспомним, запишем и посмотрим что из этого выйдет. Создадим некоторую цепочку по «возрастающей». Начнём, конечно же со слова «улица» (крепим на доске). Скажите, на какой улице находится наша школа? Давайте запишем и вспомним, как правильно это делать. Но ведь наша улица сама по себе не существует, она находится где? (в городе) Итак у нас появилось второе слово. Кто догадался, какой следующий будет вопрос? Как называется наш город? Записываем. А город наш находится где? ( в крае). Как называется наш край? А где находится наш город? (в стране) Как называется наша страна? (*планета Земля)
Что же у нас получилось? улица Советская
город Комсомольск –на-Амуре
край Хабаровский
страна Россия
у нас с вами получилось два столбика слов. Что можно сказать о первом столбике слов? Как написаны слова? (со строчной буквы) А как написаны слова второго столбика? ( с заглавной буквы)
Всё это мы уже изучали и знаем, какие слова пишутся со строчной, а какие с заглавной буквы. Но сегодня мы дополним наши знания. Дело в том, что все имена существительные можно разделить на 2 большие группы: собственные и нарицательные. Как вы думаете, какие из этих слов будут собственными? Какие нарицательными? У каждого есть имя – это собственное или нарицательное имя сущ-е? Давайте прочитаем правило на стр.50. есть имена собственные, которые пишутся не только с большой буквы, но ещё для важности их пишут в кавычках: н-р: журнал «Мурзилка», катер «Заря», сказка «Репка» и т.д.
А сейчас мы понаблюдаем, изменяются ли по числам нарицательные и собственные имена существительные. Давайте проверим сначала нарицательные имена сущ-е. (улица-улицы, город-города, край-края, страна-страны) вывод: нарицательные имена сущ-е – изменяются. Теперь собственные (Советская-…, Комсомольск -…, Хабаровский -…, Россия-…) Вывод: имена собственные по числам не изменяются. Правило стр 51.
VII. Закрепление.
Вот теперь мы дополнили наши знания и самое время выполнить некоторые упражнения.
А) работа с текстом.
У вас есть карточка. Давайте прочитаем, что в ней написано? Это можно назвать текстом? Почему? Всё ли в порядке с этим текстом? Ваша задача отредактировать текст, т.е. восстановить все пропущенные буквы со знанием правил. Приступайте.
Здравствуйте!
Меня зовут …иша …аслов. М, м
Я живу в …еревне …ятловка. Д, д
В нашем хозяйстве много домашних животных.
…орова …расавка даёт нам молоко, К, к
мышей ловит …от …узя, К, к
а в свинарнике живёт …винья …има. С, с
А ещё у меня есть …ёс …олкан. П, п
Давайте проверим. Называйте пару слов, в которые вы вставляли буквы и говорите какие.
Б) работа в парах. (6-8 пар слов)
У вас есть ещё одна карточка. «Найди пару».
Помогите словам найти пару и соедините их линией. Работать вы будете в паре.
город орёл птица Орёл журнал огонёк яркий «Огонёк» мягкий Пушок котёнок пушок корова Зорька утренняя зорька корабль удача неожиданная «Удача» станция «Петушки» задиристые петушки
В) работа с тестом:
VIII. Итог.
Что нового вы узнали на уроке? Давайте вернёмся к «Дереву Знаний» и ответим на вопросы. Молодцы.
IX. Д/з.
Стр.51, упр3, правило.
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ