Конспект урока по русскому языку "Корень слова. Однокоренные слова"

Корень слова. Однокоренные слова.


учитель начальных классов ГБОУ ООШ №23

г.о. Чапаевск Исмайлова Элеонора Элдаровна


Цель: развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов.

Задачи:

  1. познакомить учащихся с понятием корень слова;

  2. развивать умение находить однокоренные слова;

  3. способствовать формированию у учащихся умения определять лексическое значение корня.

Класс: 2.

Метапредметные

Регулятивные

    • развивать умение определять и формулировать цель урока с помощью учителя;

    • развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, иллюстраций.

    • развивать умение оценивать результаты своей деятельности

Познавательные

    • развивать умение ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы в текстах и иллюстрациях;

    • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные

    • развивать умение слушать и понимать речь других;

    • учиться работать в паре, группе.

Личностные

    • развивать умения осознавать роль языка и речи в жизни людей, оценивать свою деятельность и деятельность других людей с позиции как «хорошие» или «плохие»

Материалы и оборудование:

    • Документ-камера

    • Цифровой микроскоп

    • Система мониторинга знаний ProClass

    • Карточки со словесными деревьями

Ход урока

I. Актуализация знаний

    • Прочитайте и запишите по памяти (Текст демонстрируется с помощью документ-камеры)


До свидания, лето!

Нам берёзки машут

Пёстрыми флажками,

Провожает дождик

Мелкими шажками.

    • Выделите все знакомые вам орфограммы. Проверьте написанное и исправьте ошибки. Оцените свою работу, поставьте на полях оценку в зависимости от количества допущенных ошибок.

    • Внимательно рассмотрите рисунок. Что на нём изображено? (Корень) (Рисунок демонстрируется с помощью документ-камеры)

Д
елается соответствующая запись к рисунку «Корень»

    • Что вы можете рассказать про слово корень? (В нём два слога, ударение падает на первый слог. В этом слове 6 букв и 5 звуков)

    • Определите, какой частью речи является слово корень? (Тестирование с помощью системы ProClass)

а) имя существительное;

б) имя прилагательное;

в) глагол

г) предлог

    • На какой вопрос отвечает слово корень?

а) что?

б) кто?

в) какой?

г) что делать?

    • Слово корень является многозначным.

Корень может быть

    • у зуба (с помощью Документ-камеры демонстрируется рисунок корня зуба, с указанием его частей)



    • у волос (Учащимся с помощью цифрового микроскопа демонстрируется микропрепарат строения кожи, где отчётливо виден корень волоса).



- Сегодня мы с вами поговорим о корне, как о части слова.

II. Формулировка темы и цели урока.

(Учитель читает сказку про корень ЛЕТ, учащимся демонстрируется видео,созданное с помощью документ-камеры, в котором на словесном дереве по мере его роста вырастают новые слова)

Жил-был много тысяч лет назад корень ЛЕТ. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?»

А корень и говорит:

    • Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево.

Посадили люди корень ЛЕТ, и стал он расти. Сначала один росток пустил, потом второй, третий... Много ростков появилось от корня ЛЕТ. Все они на корень похожи, но и своё в каждом есть.

Вот какое дерево выросло.

Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них одна общая часть ЛЕТ. И решили тогда люди общую часть родственных слов назвать корнем. И правильно решили: от неё, как от корня дерева, образуются новые, родственные слова. (По ходу прочтения сказки на дереве появляются слова: лётчик, летать, полететь, перелететь, лётный, летучий и т. д.)

    • Какова будет тема урока? (Учащиеся формулируют тему урока)

Работа в парах (У каждой пары на столах раздаточный материал со словесным деревом с определённым корнем, к примеру, сад. Учащимся на веточках этого дерева необходимо записать какие слова могут вырасти из каждого корня)



    • Что же такое корень? (Корень — это общая часть всех однокоренных слов. В нём заключён общий смысл всех однокоренных слов)

Данный вывод учащихся сравнивается с авторским, представленным в учебнике.

III. Развитие умений и навыков

Упражнения в нахождении корня слова (Слова демонстрируются с помощью документ-камеры)

    • Прочитайте слова.

Лес, лесник, лесной, лесистый.

    • Что общего у этих слов? (У этих слов есть общая часть — корень -лес-. Значение всех этих слов связано с лесом)

    • Запишите эти слова выделите в них корень.

    • Что же такое корень?

    • Почему же корень главная часть слова?

    • Попробуйте «исключить» из слов корень? Понятен ли смысл слова?

    • Письменно подберите однокоренные слова к словам: а) снег; б) хлеб; в) мороз.


Игра «Найди лишнее слово» (Осуществляется с помощью системы мониторинга ProClass)


      1. а) вода б) водяной в) водитель.

      2. а) Гусь б) гусеница в) гусята г) гусёнок

      3. а) Лес б) лесник в) лисёнок.

      4. а) Пять б) пятно в) пятнышко г)пятнистый

      5. а) Горный б) горе в)гористый г) горка

      6. а) Лето б) летать в) взлететь.

Выберите верное утверждение. Кто из сказочных героев прав? (Осуществляется с помощью системы мониторинга ProClass):

а) Белоснежка сказала: «Корень — это общая часть всех слов»

б) Буратино: «Корень — это главная часть предложения»

в) Золушка: «Корень — это общая часть однокоренных слов»

IV. Итог урока. Рефлексия.

    • Что у вас получилась лучше всего?

    • Удалось ли выполнить все задания?

    • В чём испытывали затруднения?

    • Что больше всего понравилось на уроке?

    • Кто получил оценку в дневник и за что?

    • С помощью кружочков оцените свою деятельность на уроке?

Домашнее задание.

Придумать сказку про корень слова.

Деятельность учеников:


    • Наблюдать над однокоренными словами.

    • Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня.

    • Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова.

    • Отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем


Список используемых источников:

      1. Дидактическая тетрадь по русскому языку для учащихся 1-2 класса. Составитель Полникова М.Ю. - СПб: СМИО Пресс, 2008. - 72 с.

      2. Дидактическая тетрадь по русскому языку для учащихся 3 класса. Составитель Полникова М.Ю. - СПб: СМИО Пресс, 2008. - 72 с.

      3. Занимательная грамматика. Составитель Е.Г. Бурлака, И.Н. Прокопенко: Донецк: ПКФ «БАО», 1997. - 512 с.

      4. www.school 2100.ru

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ