Урок – путешествие. Конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное" 3 класс


Турлыбаева Раиса Павловна

Казахстан, Северо-Казахстанская Область Жамбылский район Пресноредутская средняя школа

Учитель начальных классов


































Урок – путешествие

Имя прилагательное (3 класс)

Тема: Закрепление. Имя прилагательное.

Цель: совершенствование знаний об имени прилагательном. Развитие умения правильной постановки вопросов к имени прилагательному и сопоставление окончаний имен прилагательных с именами существительными, а так же употреблять прилагательные в устной и письменной речи.

Задачи:

1.Образовательная: совершенствовать знания об имени существительном.

2.Воспитательная: воспитывать у учащихся научное мировоззрение, аккуратность выполнения работы.

3.Развивающая: развивать память, внимание, воображение, речь.

Оборудование: таблицы со склонением имен прилагательных мужского, среднего и женского рода, карточки для самостоятельной работы, карточки с падежами, изображение весны.

Ход урока

1.Оргаизационный момент:

Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в путешествие в необычную страну. А как она называется мы с вами сейчас узнаем. Вы мне в этом поможете. Я прочитаю вам стихотворение и из него вы поймете как называется эта необычная страна.

Красный, синий и зеленый,

Вкусный, сладкий и соленый,

Круглый, твердый и колючий,

Злой, холодный и трескучий,

Ясный, ласковый и грозный,

И веселый, и серьезный.

- Что за слова встретились вам в стихотворении?

- Как их можно назвать одним словом? (прилагательные)

Вот и страна, в которую мы отравимся называется «Имя прилагательное». Там нас ждет много чего интересного, но чтобы нам туда попасть нужно выполнить такое задание:

2.Самостоятельная работа:

Я вам раздам листочки с тестом по теме «Имя прилагательное», чтобы узнать готовы ли вы отправится в страну «Имени прилагательного». (Учащиеся выполняют тест)

3.Закрепление изученного материала:

А.Вы выполнили это задание и вот мы в стране имени прилагательного. И первый город, который нам встретился – это город «Имя существительное».

- А как вы думаете, почему в стране «Имя прилагательное» есть город «Существительное»?

-Давайте узнаем как имя прилагательное связано с именем существительным.

Рассказ ученика:

Прилагательные появились в русском языке несамостоятельными. Не было у них собственных рода, числа и падежа. И решили они пойти к существительным.

- Милые существительные, давайте будем дружить, мы будем вам помогать, мы так все приукрасим, что глаз не отвести.

Понравились прилагательные существительным. Стали существительные с ними дружить, а заодно и формы им свои одолжили.

Так и живут прилагательные дружно с существительными до сих пор и во всем с ними согласуются.

В.Давайте посмотрим так ли это на самом деле и поиграем в игру «Доскажи словечко». Я вам буду называть прилагательные, а вы должны подобрать к ним существительные.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа, пропишите буквы, которые у вас написаны в тетради.

- А теперь послушайте слова:

Чистая …, тёплый…, рыхлый…, горячий…, голубое…, тяжелая…, лёгкая…, сладкий….

( например: вода, ветер, огонь, небо, земля, облако, чай.)

- Записали словосочетание, теперь определим род.

- Итак, с какой частью речи согласуются имена прилагательные? ( с существительными)

С.Побывав в г. Существительное, мы отправляемся дальше и следующий город, в котором мы попадаем называется «Склонение», и первая его улица «Падеж».

- Давайте вспомним как склоняются имена прилагательные по падежам.

- Я буду читать вам стихотворение, которое называется «Приключение зелёного листа», а вы с помощью карточек покажите, в каком падеже стоит словосочетание зелёный лист:

Как – то раз с большого клена

Оторвался лист зеленый ( именительный падеж)

И пустился вместе с ветром

Путешествовать по свету.

Закружилась голова.

У зелёного листа. (родительный падеж)

Ветер нёс и нёс,

Бросил только на мосту.

В тот же миг весёлый пёс

Шмык – к зёлёному листу (дательный падеж)

Лапкой – хвать зелёный лист ( винительный падеж)

Дескать поиграем.

«Не хочу» - парашютист

Головой качает…

Ветер вмиг с листом зелёным (творительный падеж)

Над землёй взметнулся снова,

Но шалун листок упал…

Я пишу в саду под кленом

Стих о том листе зелёном ( предложный падеж)

- Скажите, как вы определяли падеж имени прилагательного, т.е. слова «зеленый»? ( чтобы определить падеж имени прилагательного, необходимо определить падеж имени существительного, от которого оно зависит)

Е. Ребята, мне придется вас огорчить, мы кажется заблудились. Но мы можем найти правильный путь и отправится дальше, если выполним задание: посмотрим на доску: ( на доске вывешены словосочетания).

1 ряд

Синие море (по)

Ласковое солнышко (про)

Интересное дело (для)

2 ряд

Твердое слово (о)

Высокое дерево (к)

Низкое окно (под)

- Используя эти предлоги, нужно записать словосочетание в нужном падеже, указать его и выделить окончание.

- Мы с вами уже не мало прошли. Вы, наверное, устали. Поэтому давайте отдохнем и продолжим наш путь:

Физминутка:

А теперь все дружно встанем,

Отдохнем мы на привале.

Вправо, влево повернись,

Наклонись и повертись.

Руки вверх и руки в бок.

И на месте прыг да скок.

А теперь бежим в припрыжку.

Молодцы, мои детишки!

D.Вот мы и набрались новых сил. Посмотрите, мы выбрались, а куда же мы попали? А попали мы на улицу в г.Склонения, которая называется «Род»

- А какого рода бывают имена прилагательные? (мужского, женского и среднего)

- Как можно определить род имени прилагательного? (по имени существительного)

Давайте посмотрим, так ли это на самом деле?

- Посмотрите на доску, здесь написаны пословицы, которые нужно закончить, вставив одно прилагательное.

1. Речь хороша короткая, а веревка…

2. За большим подъемом и спуск…

3. У ленивой лошади всегда повозка…

4. У хорошего кузница руки черные, да хлеб…

- Укажите род подобранных имен прилагательных.

- Скажите, о прилагательных какого рода можно сказать, что они склоняются одинаково? (мужского и среднего рода, имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах отвечают на вопросы. И окончание у них тоже одинаковые).

- Давайте посмотрим по таблице. (сравнивают окончания имен прилагательных мужского и среднего рода).

- А теперь посмотрим на словосочетания длинная веревка, легкая повозка. Какого они рода? (женского)

- Скажите в каких падежах имена прилагательные женского рода имеют одинаковые окончания. Посмотрим на таблицу. (в дательном, родительном, творительном и предложном –ой, -ей и отвечают на вопрос какой?)

Г.Вот мы и побывали на всех улицах г.Склонения. И нам осталось посетить ещё один город – «Определение»

Что же нам необычного приготовил этот город? Посмотрите на картинку (изображение весны)

- Как вы думаете какое время года в этом городе (весна)

- А какая может быть весна? (ответы детей)

- Давайте запишем такое предложение о весне:

«Вот и пришла долгожданная весна».

- Давайте найдем главные и второстепенные члены предложения.

- Чем является слово «долгожданная», какой частью речи? (именем прилагательным)

- А чем оно является в предложении? (определением)

- Что же такое определение? (второстепенный член предложение, который отвечает на вопросы какой? Какая? Какое? Какие?)

Вот и пора нам возвращаться. Побывали мы в стране имени прилагательного. Понравилась вам эта страна?

IV.Итог урока:

- В какой стране мы побывали?

- Какие города и улицы вам встретились?

- Что мы узнали побывав в этих городах?

Домашнее задание

Просклонять слово «весенний», составить с ним предложение.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ