Конспект урока по русскому языку "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"



  1. Проскурякова Ольга Александровна

  2. МКОУ Большетелекская ООШ Идринского района, Красноярского края

  3. Учитель начальных классов

































Тема: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

Цель: формирование знаний об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных

Задачи:

  • образовательная – закрепить знания об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных;

  • развивающая – продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать расширять кругозор и словарный запас учащихся.

  • воспитательная способствовать ответственному отношенияю к учению.

  • Формирование универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

  • формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих мыслей на занятии

  • формирование осознания смысла своих учебных действий

Регулятивные УУД:

  • развитие умения осознавать и формулировать тему и цели занятия

  • контролировать и оценивать свою деятельность на занятии

Познавательные УУД:

  • развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение

  • формировать умение осознавать и формулировать проблему

Коммуникативные УУД:

  • формирование умения сотрудничать с соучениками и учителем в решении учебных задач

  • развивать умение четко формулировать и доказывать собственное мнение, вести учебный диалог, строить развернутые высказывания

  • тетради.

  • компьютер, презентация

  • экран




Ход занятия.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Мотивация к учебной деятельности

Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.


Здравствуйте ребята, меня зовут Ольга Александровна.

( Слайд 1.)

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

(Проговорить правила поведения на уроке)

Что мы сейчас повторили?

Для чего нам нужно соблюдать эти правила?


Девизом нашего занятия будут слова…

(Слайд 2.)








Проговаривают стихотворение.


Правила поведения на уроке.

Чтобы не терять время. Чтобы всё запланированное сделать.


– …знаешь – говори, не знаешь - слушай.

УДД: личностные

  • действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом;

  • УДД: коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками


II.Введение в тему урока (определяем основной вопрос урока)

Цель: организовать постановку учебной проблемы, используя побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Сегодня наше занятие будет необычное, мы с вами будем проводить исследования. А значит мы с вами будем исследователи.

Ребята! А кто такие исследователи?




Вот и мы с вами не должны останавливаться на достигнутом, а будем добывать все новые и новые знания.

А теперь давайте откроем тетради и запишем дату нашего исследования.




Это люди, которые очень много учатся, много читают и постоянно работают над приобретением новых знаний.







Дети пишут в тетрадях.

УДД: регулятивные

  • целеполагание;

  • планирование


  • УДД: познавательные общеучебные (поиск и выделение необходимой информации);

  • логические

(построение логической цепи рассуждений; доказательство)


III. Формирование способов практических действий.

Предлагаю провести исследование.

Слайд 3

-Посмотрите на слайд.

Прочитайте слова.

Вет_р, в_рона, в_р_бей, за_ц, м_роз, ин_й, ф..вральский, р_бята.

-Какое задание вы могли бы предложить?

- Можно ли проверить написание этих слов?

- Как узнать, что вы правильно написали эти слова?

Молодцы, правильно!

Задание: вставьте пропущенные буквы в слова.

Слайд 4


-Подумайте и скажите. Какое еще можно предложить задание?

-Найдите «лишнее» слово в тексте. Почему оно лишнее?

-Почему вы решили, что это имя прилагательное, а не имя существительное?

Слайд 5





Слайд 6

- Посмотрите внимательно на эту группу слов, подумайте и скажите, на какие две группы можно разделить теперь эти существительные.

-Какие слова отвечают на вопрос кто?

-Что вы о них можете сказать?

-Что интересного заметили? Какие предметы они называют?

-Какие слова отвечают на вопрос Что?

Какие это предметы и явления?

Можно ли их назвать живыми?

Слайд 7, 8

3.Вывод: Чему вы хотели бы вы, научится, на данном занятии?

Слайд 9

Физминутка «Согреемся»

- Все захлопали в ладоши: дружно, веселей!

Застучали наши ножки: громче и быстрей.

По коленочкам ударим- тише, тише, тише!

Завертелись наши ручки, снова опустились.

Мы на месте покружились и остановились.





-Вставить пропущенные буквы.

- Это словарные слова, их нужно выучить.

-Словарные слова нужно проверить по словарю.


Самостоятельная работа учащихся.


-Найти «лишнее» слово в тексте.

-Лишнее слово «февральский», это прилагательное, а остальные слова имена существительные.

- Я предлагаю заменить слово февральский на однокоренное существительное.



-Эти существительные можно разделить на те, которые отвечают на вопрос кто? и что?

-Ворона, воробей, заяц, ребята.

-Эти существительные отвечают на вопрос Кто?



-Ветер, мороз, иней.

Они не живые, у них нет души. Они неживая природа.



-Распознавать слова, которые отвечают на вопросы кто? и что?










УДД: личностные

  • действие смыслообразования; установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом;

УДД: регулятивные

  • целеполагание, планирование;


УДД: познавательные

  • постановка и формулирование проблемы;

УДД: общеучебные

  • смысловое чтение


IV. Обобщение, углубление и систематизация изученного.

Задачи: учить различать одушевленные и неодушевленные имена существительные; закрепить понятия одушевленные и неодушевленные имена существительные, учить видеть второстепенные члены; развитие лингвистического отношения к слову; обогащение запаса слов учащихся.

  1. Работа с текстом. Слайд 10

- Перед вами текст, некоторые слова пропущены, вместо них записаны вопросы кто? что? Вам необходимо, используя полученные слова, восстановить текст.





- Прочитаем получившийся текст.

- О чём говорится в тексте?

- Как бы вы озаглавили текст?















Физминутка для глаз (Слайд 11-15.)

УУД: личностные: умение применять правила охраны своего здоровья








Читают текст.



- Вставляют слова, которые записаны на карточках

- Я бы озаглавил текст……




УДД: регулятивные

волевая саморегуляция;


УДД: познавательные

  • общеучебные (извлечение необходимой информации из прослушанных текстов);

  • логические (анализ; построение логической цепи рассуждений);


УДД: коммуникативные

  • умения работать с текстом: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, анализировать и исправлять деформированный текст: (видеть проблему)


А теперь предлагаю поиграть в игру “Рассади пассажиров”.

Слайд 16









Давайте продолжим наши исследования.

Слайд 17

Перед вами картина о зиме.

-Ваша задача записать по 3 одушевленных и неодушевленных имени существительных.

(в столбик)

Самостоятельная работа учащихся.

По окончании работы зачитывают свои варианты

УУД: познавательные

  • воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находить дополнительную информацию

V. Самостоятельная работа

Задачи: учить различать одушевленные и неодушевленные имена существительные; развитие воли и самостоятельности, инициативы, уверенности в своих силах, действовать самостоятельно.


Дифференцированная работа по уровням.

Слайд 18

- А теперь предлагается вам задание, при помощи которого я смогу проверить насколько вы усвоили материал сегодняшнего занятия.

- У вас на столах карточки двух цветов, вам необходимо выбрать задание по силам.

Карточка №1

Даны слова, если слово отвечает на вопрос кто? сверху запишите букву О (одушевлённые предметы), если слово отвечает на вопрос что? запишите букву Н (неодушевлённые предметы).

Скворец, дом, кровать, Оля, ведро, тигр, машина, окно, цветы, ученик, водитель, гусь, Маша, грибник, портфель, телевизор, стул, котёнок.

Карточка №2

Даны слова с пропущенными орфограммами, необходимо вставить нужные буквы, а затем, задав вопрос, сверху записать нужную букву, если слово отвечает на вопрос кто? сверху запишите букву О (одушевлённые предметы), если слово отвечает на вопрос что? запишите букву Н (неодушевлённые предметы).

Пруж…на, в…да, моро…, ж…раф, доч(?)ка, ч…йник, Олен…ка, птен(?)чик.

- Выберите карточку, подпишите и приступайте к работе.











Работа по уровням обученности.



Самостоятельная работа учащихся в тетрадях.









УДД: познавательные общеучебные - моделирование; рефлексия, контроль и оценка;


УДД: логические (подведение под понятия, выведение следствий);

УДД: личностные

  • действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом;

УДД: коммуникативные

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли


VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель: Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке


-– На этом наши исследования подошли к концу.

О чём мы не забудем после этого занятия?

- Как вы оцениваете свою работу?

Заполните листы достижений.

Спасибо за занятие. Вы все хорошо работали.


- Я считаю, что занятие прошло для меня с пользой.

- Я научился различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные и могу помочь другим.

-Я считаю, что научился различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, но мне ещё нужна помощь.

- Я считаю, что было трудно на уроке.


УДД: личностные

(действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);


УДД: коммуникативные

  • оформлять свои мысли в устной форме

УДД: регулятивные

  • соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его

















Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ