Конспект урока по русскому языку "Насекомые" 2 класс. Развитие речи
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Тема: Насекомые (обобщение).
Задачи: обобщить и систематизировать сведения и знания детей о
насекомых;
активизация словаря учащихся глаголами – жужжит, собирает
нектар, порхает, опыляет, стрекочет, поедает, роет;
активизация словаря учащихся прилагательными – упорный,
трудолюбивый, полезный, вредный;
закрепление предложных конструкций на основе схем
предложений, макета «Весенняя полянка», работа над
предложными конструкциями с предлогами и с союзом А;
формирование умений выделять, подбирать характерные
признаки, действия описываемого насекомого;
развитие воображение, логическое мышление на основе
«дорожки» букв, расшифровки кода, часового механизма.
Материалы и оборудование: наглядный материал по теме «Насекомые», «Птицы»; «дорожка» букв; код и расшифровка темы урока; дифференцированные карточки с заданием; опорные схемы предложений (с союзом А),рассказа (описательного); загадки; макет «Весенняя полянка» (цветы с загадками); часовой механизм.
Ход урока
I Организационный момент.
На доске картинки птиц и насекомых, слова – действия, слова – признаки.
СИНИЦА ТРУДОЛЮБИВЫЙ
МУРАВЕЙ ЖЕЛТОГРУДАЯ
ДЯТЕЛ ПОРХАЕТ
БАБОЧКА СОБИРАЕТ
БОЖЬЯ КОРОВКА ЖУЖЖИТ
КУЗНЕЧИК КАРКАЕТ
КОМАР КЛЮЁТ
ЖУК СТРЕКОЧЕТ
ВОРОБЕЙ РОЕТ
ГОЛУБЬ ШУСТРЫЙ
МУХА ЧЁРНЫЕ ПЯТНА
ВОРОНА САНИАТР
Объедините в пару предмет и действие, предмет и признак.
II Объявление темы урока.
Какое время года?
Какой месяц?
Май – какой месяц года? Весны?
Какой день месяца?
День недели?
Часть суток?
Итак, обобщите сказанное.
Запишите число в тетради.
Когда присядешь отдохнуть на согретый весенним майским солнышком пригорок, то неловко диву даёшься: какая интересная и разнообразная жизнь кипит кругом.
За чьей жизнью мы сегодня будем продолжать наблюдать, узнайте сами.
Расшифруйте тему урока, запишите в тетради.
СГСГСГСГГ
Интервал через букву.
III Актуализация опорных знаний и представлений учащихся.
Какие насекомые можно выбрать из этих картинок (картинки из организационного момента). Выходит ребенок, выбирает насекомых.
Назовите этих насекомых.
Ребята, сейчас вы вспомните характерные особенности некоторых насекомых, выполнив самостоятельно задания по карточкам (у детей на столах карточки).
Дифференцированные задания.
Найди 5 насекомых. Подчеркни.
Мак, снег, сова, рука, машина, жук, чашка, река, муравей, сук, лук, овца, лиса, божья коровка, портфель, искра, бабочка, книга, сом, рыба, кузнечик.
- Стрелочками присоедини действия кузнечика.
трудится
стрекочет
Кузнечик порхает
перепрыгивает
летает
- Стрелочками присоедини действия пчелы.
жужжит
собирает
Пчела порхает
стрекочет
трудится
- Стрелочками присоедини действия божьи коровки.
летает
заботится
Божья коровка пищит
порхает
жужжит
- Подбери глагол и составь фразу.
Муха порхает
Бабочка кусает
Комар жужжит
Жук собирает
Пчела трудится
Муравей роет
Выпиши признаки муравья: маленький, упорный, летающий, работящий, ленивый, трудолюбивый, вредный.
- Соедини стрелочками действия муравья.
роет землю
порхает с цветка на цветок
Муравей тащит соломку
поедает гусениц
приносит пользу
- Вставь предлоги.
Вечером посадили рой пчёл … улей. Всю ночь пчёлы шумели. Утром пчёлы летали … цветка … цветок. Они собрали цветочный мёд. … улью пчёлы вернулись … добычей.
Составь и запиши предложение по схеме.
Проверка:
Юля Ж., каких насекомых ты подчеркнула?
Саша О., продолжи.
Какие действия выбрал Рома к пчеле?
Данил – к божьей коровке?
Коля – к кузнечику?
Какие фразы составили Юля М. и Кристина?
Алеша, какие признаки муравья выписал?
Саша З., какие действия муравья выбрала?
Иван, какие предлоги вставил в предложение?
Ксюша и Артем, какие предложения составили по схемам?
Молодцы, ребята. Вы правильно назвали насекомых, правильно подобрали и выписали действия и признаки насекомых, составили предложения и вставили предлоги.
IV Основная часть.
А знаете ли вы, что среди насекомых имеются вредители сельского и лесного хозяйства, они поедают побеги молодых растений, также переносят болезни животным и людям; есть и полезные – опыляют растения, дают пищевые продукты и сырье.
На доске: ВРЕДНЫЕ ПОЛЕЗНЫЕ
Запишите в тетради.
Из картинок организационного момента выбираются: МУХА, МУРАВЕЙ, ПЧЕЛА, МАЙСКИЙ ЖУК.
Определите, к какой группе можно отнести насекомое. Почему?
На доске: ВРЕДНЫЕ ПОЛЕЗНЫЕ
муравей муха
пчела майский жук
Составьте предложение с маленьким словом А, по схеме
Муха – переносчик болезней. Она вредное насекомое, а муравей – поедает гусениц, истребляет тлю. Он полезное насекомое.
Попробуйте ребята повторить сказанное.
Кто попробует составить предложение про следующую пару насекомых: майский жук и пчела.
Личинки майского жука грызут, повреждают корни растений. Он вредное насекомое, а пчела собирает нектар, опыляет растения. Она полезное насекомое.
Попросить повторить слабого ученика.
V Физминутка.
Какой звук слышится, когда летит пчела? Пожужжим.
Как перелетает пчела? (с цветка на цветок)
На полу цветы разного цвета.
Из улья вылетели пчелы. Перелетели с цветка на цветок, произнося звук Ж
Первый ряд – синие цветы
Второй ряд – красные цветы
Перелетели медленно
Перелетели быстро
Пчелы в улья.
Все сопровождается музыкой.
VI Обобщение материала.
На доске цветы – загадки, цветы – отгадки (некоторые насекомые, некоторые – шапочки).
Соедините стрелочками отгадку с отгадкой (загадку читает ученик).
НАД ЦВЕТКОМ ПОРХАЕТ, ПЛЯШЕТ, ВЕЕРОМ УЗОРНЫМ МАШЕТ. (бабочка)
НЕ ЗВЕРЬ, НЕ ПТИЦА, НОСОК КАК СПИЦА, ЛЕТИТ – КРИЧИТ, СЯДЕТ – МОЛЧИТ. (комар)
ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ ЛЕТАЕТ, ВАМ НАДОЕДАЕТ, НОЧЬ НАСТАНЕТ, ТОГДА ПЕРЕСТЕНЕТ. (муха)
В ЛЕСУ У ПНЯ БЕГОТНЯ, СУЕТА, НАРОД РАБОЧИЙ ВЕСЬ ДЕНЬ ХЛОПОЧЕТ. (муравей)
НА ЛУГУ ЖИВЁТ СКРИПАЧ, НОСИТ ФРАК И ХОДИТ ВСКАЧЬ. (кузнечик)
Вызывается ребенок к доске. На него одевается шапочка – насекомое.
Ребята опишите насекомое, используя опору.
ЭТО ПОЛЕЗНОЕ И ВРЕДНОЕ НАСЕКОМОЕ.
ОНО
У НЕГО ЕСТЬ
ОНО ЛЮБИТ
А ты, …(имя ребенка) догадайся, кто ты?
VII Физминутка.
Какое насекомое было последним? (кузнечик)
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики.
Прыг – скок, прыг – скок.
Сели. Травушку покушали, тишину послушали.
Тише, тише, высоко прыгай на носках легко.
VIII Работа над материалом.
Когда в душистом сосняке
Присядешь весной на пеньке,
Внимательно вглядись вокруг
Ты многое заметишь, друг!
На доске появляется макет «Весенняя полянка», насекомые бабочка, пчела, кузнечик.
Где сидит пчела? (в цветке)
Где летит пчела? (по поляне, над поляной)
Как перелетела пчела? (с цветка на цветок)
Где сидит пчела? (на траве)
По чему прыгает кузнечик? (по травинке)
Где спрятался кузнечик? (в траве, под лепестком)
Откуда выглядывает бабочка? (из – за цветка)
Где находится бабочка? (за цветком)
IX Итог урока.
Чем занимались на уроке?
За чьей жизнью наблюдали?
За какими насекомыми?
На доске:
РАЗОРЯЙТЕ УЛЬЯ И МУРАВЕЙНИКИ
УНИЧТОЖАЙТЕ БОЖЬИХ КОРОВОК
САДИТЕ В БАНКИ КУЗНЕЧИКОВ
Д
огадайтесь, какое слово необходимо вставить, чтобы получились правила поведения в природе.
Прочтите получившиеся правила.
Урок закончен. Всем спасибо.
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ