Конспект урока по русскому языку "Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи"
Конспект урока по русскому языку.
Тема: Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи. Лексика.
Цели: 1.Обощить знания об имени прилагательном; развивать орфографическую зоркость; познакомить с явлениями синонимии, антонимии и фразеологии; развивать устную и письменную речь.
2.Развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщения.
3. Повысить интерес к родному языку.
Ход урока.
№
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
1.
2.
3.
4.
5.
Организационный момент.
Прозвенел звонок и смолк –
Начинается урок.
Вот книжки на столе, а вот тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки.
И не досуг дуть на корабль бумажный.
Сегодня у ребят урок уж очень важный.
Сообщение темы и целей урока.
- Ребята сегодня наш урок будет необычным-
сказочным: мы продолжим изучать тему
«Имена прилагательные», посмотрим, как вы
подружились с этой частью речи. Узнаем, что
такое «Лексика», для чего она нам нужна.
Как и всякая сказка, урок наш начинается с
волшебства. Закройте глаза и представьте:
море, волны плещут, откройте глаза –
Ветер по морю гуляет,
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах.
Откройте свои тетрадочки, запишите число,
классная работа.
Обобщение.
- Но наш корабль большой, и плыть только с
помощью ветра он не может. Нужно его «за-
вести». А поскольку урок у нас сказочный, то
и «завести» корабль можно только сказочным п
путем . Корабль сможет отправиться в путь
только тогда, когда вы расскажите все, что вы
знаете, об имени прилагательном. Итак, что вы знаете об имени прилагательном?
- Молодцы! Ну что ж поплыли?
Имя прилагательное
Мы с тобой дружны.
Признаки предметов
Называешь ты.
Зима снежная.
Мама нежная.
Плывет корабль
В невидимую даль.
Работа над темой урока.
В дороге ждут нас новые друзья!
Узнаем вместе все об этом – ты и я.
На башне флаг с названием страны.
Скорей читайте!
Вы удивлены? Мы остановились в океане
Знаний на чудном острове Лексики. Вы знае-
те, что она обозначает?
Лексика – наука о словах, а точнее – об их
значениях. Слова – это строительный матери-
ал языка, из них на этом острове созданы пре-
красные речевые задания. И сегодня мы сами
попробуем что-нибудь создать.
Итак, в путь!
Быстрее, быстрее колеса крутитесь,
И вот все вагоны вперед покатились,
Как будто они не вагоны, а мячики!
Так-чики, так-чики, так-чики, так-чики!
В нашем поезде три пассажира. Первый -
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета,
Для зимы другого цвета.
Кого мы называем зайцем?
Едет зайка, рассуждает,
Рассуждает и не знает:
«Если я купил билет,
Кто я заяц или нет?»
- Почему же заяц призадумался? Кого мы еще
называем зайцем?
- Что вы можете сказать о характере зайца?
Какой он?
- Подберем слова, близкие по значению к сло-
ву «трусливый».
- Запишите эти слова в столбик.
- Что вы можете сказать об этих словах?
- В русском языке такие слова называют
синонимы.
Как вы думаете, трусость – это хорошее ка-
чество или нет?
- Какое качество будет на противоположном
полюсе нашего магнита?
- Запишите эти слова во второй столбик.
- Сравните слова, которые вы сейчас записа-
ли, со словом «трусливый». Что вы можете
сказать о значения этих слов?
- В русском языке их называют антонимы.
К какой части речи относятся записанные
вами слова?
- Определите род этих прилагательных.
- Образуйте от этих прилагательных форму
женского и мужского рода.
- Сосед зайчишки
Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
- Что вы можете сказать о слове « медведь»?
- А кто из вас знает, почему этого косолапого
сладкоешку назвали «медведь»?
- Медведя так назвали потому, что он знает,
ведает, где найти в лесу мед.
- Составьте со словом «медведь» предложе-
ние, запишите его в тетрадь.
-Проверяем.
- Очень интересные предложения. Я вам пре-
длагаю свое. Давайте его запишем:
Из чащи на берег вышла большая бурая мед-
ведица.
- Разберем это предложение по членам и час-
тям речи.
- Составим схему предложения.
- Назовите словосочетания с именами прила-
гательными.
- Сделайте вывод: с какой частью речи связа-
но имя прилагательное?
- Как называется этот вид связи?
Медведь заданья нам привез,
В соей корзинке он их вез.
- У вас на партах лежат карточки. Прочитайте
отрывки, записанные на них.
_______________________________________
Карточка № 1.
Прекрасен лес зимой. Д…ревья покрыты
хлоп…ями снега. Все ветки в инее. Со…нце
осв…щает верхушки д…рев…ев.
Карточка № 2.
Прекрасен сне…ный лес зимой. Сонные
д…ревья покрыты пуш…стыми хлоп…ями
снега. Все ветки в серебристом инее. Зимнее
со…нце осв…щает в…рхушки д…рев…ев.
_______________________________________
- В каком отрывке более ярко описан лес? Как
это достигается?
- Для чего в речи используются имена прила-
гательные?
- Спишите второй отрывок, вставляя пропу-
щенные буквы.
- Какие правила русской грамматики вы
вспомнили, выполняя это задание.
- Подчеркните в тексте волнистой линией
имена прилагательные.
- Вы очень хорошо работаете, поэтому мы ус-
певаем заглянуть в очень интересный уголок
Лексики. Я вам прочитаю предложение, а вы
подумайте, чем оно необычно:
Мальчик услышал, что пришедшая в гости
старуха собаку съела в каких-то делах, и
спрятал от нее свою собаку.
- Что испугало мальчика? Почему?
- СОБАКУ СЪЕСТЬ – это фразеологизм,
устойчивое выражение, которое перелетая из
одного предложения в другое, не меняет свое-
го значения. В нашем языке таких выражений м
много. И я уверена, что вы их знаете и сейчас
вспомните.
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь,
О них обычно говорят:
ВОДОЙ …
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
ОКАЖЕШЬ …
- Вспомните, какие фразеологизмы мы упот-
ребляем, когда говорим о большом количест-
ве людей в тесном помещении.
- О проливном дожде, ливне.
Итог урока.
- Ребята, сказочные тетради закрываем.
К концу подходит наш урок -
Пора нам подвести итог.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Какие задания у вас вызвали наибольший
интерес?
- С помощью мимики (улыбнитесь или
нахмурьтесь) покажите, понравилось ли вам
на уроке.
- Что понравилось?
- Что удивило?
- Что запомнилось?
- И еще одно заданье
От меня вам на прощанье:
дома нарисуйте страну Лексику и напишите о н
ней.
Прощаться настала пора…
Книгу закрывать пора!
С нею мы узнали много слов
И много всяких всячин,
И если ты запомнил их,
Не зря урок наш был потрачен.
Ребята, большое спасибо вам за урок.
Прозвени-ка, дружок,
Голосистый звонок.
Перемены ждут ребята,
Поиграть, попрыгать надо.
- … .
- Лексика.
… .
- Заяц.
- Небольшого пугливого
зверька семейства гры-
зунов, с длинными зад-
ними ногами и длинны-
ми ушами.
- Пассажира, не имею-
ющего билета, или зри-
теля, проникающего без б
билета куда-либо.
- Трусливый.
- … .
- Робкий, несмелый,
боязливый, пугливый.
- Это слова разные по
звучанию, но близкие
по значению.
- … .
- Храбрый, смелый, от-
важный, мужественный.
- Это слова противопо-
ложные по значению.
- К именам прилагатель-
ным.
- Мужской род.
… .
- Медведь.
- Одушевленное имя
сущ., м. р., 2 скл., с бе-
зударной гласной Е в
первом слоге.
- В слове «медведь»
6 звуков, 7 букв.
- … .
Запись в тетрадях:
МЕДВЕДЬ-МЕД, ВЕ-
ДАЮЩИЙ= «знающий,
где есть мед».
- … .
Работа у доски (ком-
ментированное письмо).
Из _._ на _._ = ~ ~ - .
- Медведица бурая,
медведица большая.
- С именем сущ.
- Согласование.
- Во втором. Это переда-
ется с помощью прил.
- Именно они делают
нашу речь живописной.
- Без них речь бедна и
невыразительна.
Комментированное
письмо.
- Собаку съела – значит,
она очень хорошо в
чем-то разбирается.
- Она очень опытная, а
мальчик этого не знал.
- Не разольешь.
- Медвежью услугу.
- Как сельдей в бочке.
- Льет как из ведра.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ