Конспект урока по русскому языку "Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных"
Русский язык
ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
ОДУШЕВЛЁННЫЕ
И НЕОДУШЕВЛЁННЫЕ
Урок : 29
Тема: Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных
Цель:
– формирование понятия одушевлённости и неодушевлённости как грамматического признака имени существительного, развитие умений различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам, определять тематические группы неодушевлённых существительных.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
3 4
1. Словарная работа.
– Запишите лишнее слово.
Прыгать, сорока, стрекотать, летать.
Вперёд, назад, затем, галерея.
Черёмуха, заяц, пшеница, рябина.
Аромат, хозяйственный, волшебный, серебряный.
Пассажир, корреспондент, грамматика, иллюстратор.
– На какие вопросы отвечают записанные слова? (кто? что?)
– О каких предметах вы спросите что это? А о каких – кто это?
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
1 3 3
1. Подводящий к теме диалог.
На слайде (доске) записаны слова.
Друг, ветер, снег, слон.
– Что объединяет все эти слова? (Это имена существительные.)
– Распределите слова в две группы. Предложите, какие это могут быть группы. Подсказка: вспомните, на какие вопросы отвечают имена существительные. Сформулируйте основной вопрос урока:
Чем отличаются слова, отвечающие на вопрос кто? и что?
– Как они называются?
Фиксируется учителем на доске, слайде.
2. Прочитайте название параграфа на с. 13.
– Что вы представили, прочитав слова одушевлённые и неодушевлённые?
– Как вы думаете, что это за имена существительные? Приведите
примеры таких слов. Проверим наши предположения.
План.
Учитель вместе с детьми составляет план.
– Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
III. Открытие новых знаний
3 4
1. Наблюдение над новым материалом.
а) Упр. 218 – знакомство с понятием одушевлённые и неодушевлённые существительные.
Ученики самостоятельно выполняют все «шаги» в задании. Затем следует коллективная проверка.
– Попробуйте уточнить вопрос, поставленный в начале урока. (Что такое одушевлённые и неодушевлённые существительные, чем они отличаются? На какие вопросы отвечают одушевлённые, а на какие – неодушевлённые существительные? – уточнение может быть разным.) Сравните с формулировкой основного вопроса урока в учебнике (с. 196).
б) Упр. 219 – формируется умение определять основание деления и распределять слова в группы.
Одновременно у доски работают два ученика. Один записывает в столбик одушевлённые имена существительные, другой – неодушевлённые.
Слово учусь дети не записывают (что делаю? – глагол). Учитель обратит внимание детей на то, что в упражнении предложены однокоренные слова, которые отвечают на разные вопросы.
2. Работа с определением.
– Проверьте свои предположения, прочитав определение в рамке учебника (с. 14)
Ученики читают определение про себя, затем вслух, приводят свои примеры.
– Как вы думаете, может ли одушевлённое существительное стать неодушевлённым или наоборот? (Нет, если существительное отвечает на вопрос кто? – оно не может отвечать на вопрос что?)
Одушевлённость или неодушевлённость – это постоянный признак каждого имени существительного.
3. Наблюдение за изменением одушевлённых и неодушевлённых существительных.
Упр. 220.
Ученики читают вопросы и существительные, сравнивают и находят отличия в вопросах и в окончаниях одушевлённых и неодушевлённых существительных.
Сделайте вывод: какие окончания у слов, отвечающих на выделенные вопросы? (У одушевлённых (кого?), а у неодушевлённых (что?) – нулевое.)
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
ΙV. Развитие умений – применение знания.
1 3 5 3
Работа в учебнике.
1. Упр. 221 – развивается умение определять тематические группы неодушевлённых имён существительных.
Возможна комментированная запись слов с обозначением орфограмм.
Обобщающий вопрос: какие тематические группы неодушевлённых существительных можете назвать?
2. Упр. 222 – совершенствуется умение подбирать слова разных тематических групп и определять их грамматическую отнесённость к неодушевлённым именам существительным.
Выполняется самостоятельно. Взаимопроверка в парах.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
V. Итог урока.
4 4
– Назовите ключевые слова урока.
– Какие тематические группы слов можно выделить среди неодушевлённых имён существительных?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
VI. Домашнее задание.
1. Упр. 3, с. 19.
2. Выучить правило на с. 14.
© ООО «Баласс», 2013
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ