Конспект урока по русскому языку "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода" 3 класс

План-конспект урока

«Правописание мягкого знака после шипящих

на конце имен существительных женского рода»


Ф.И.О. Батаева С.А.


Место работы: МОБУ СОШ № 73 г. Оренбурга


Должность: учитель начальных классов


Предмет: Русский язык


Класс: 3


Тема и номер урока в теме: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода», в теме урок №1


Базовый учебник: УМК

«Начальная школа XXI века»


  1. Цель урока: Познакомить с новой орфограммой “Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных”.

9. Задачи:

- обучающая: Выявление грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода через наблюдение и исследовательскую работу учащихся.

-развивающая: Составление алгоритма написания мягкого знака после шипящих на конце существительных

-воспитательные: Воспитывать культуру общения, уважение к предмету, умение работать самостоятельно и коллективно.

Тип урок: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

  1. Формы работы учащихся: фронтальная, коллективная, индивидуальная.

  2. Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, доска.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

2

3

5

6

7

1.










2.









3.




































4.















































5.



































6.








7.










8.









9.












10.












11.









































































































12.



































































































13.

Оргмомент

На уроке я сижу, не кричу и не стучу. Руку тихо поднимаю, если спросят, отвечаю.


Чистописание

ть, рья.







Актуализация знаний (повторение изученного о мягком знаке).































Постановка проблемы.














































Открытие детьми нового материала.

































Возвращение к обозначенной проблеме.






Работа с учебником (правило).






Составление алгоритма.








Первичное закрепление.











Физминутка












Закрепление









































































































Домашнее задание



Рефлексия.












1


































































2



















































































3


4






Приветствует учащихся, создаёт положительный эмоциональный настрой

на восприятие учебного материала.



Выполняет показ на доске написания сочетаний.






Прочитайте слова (запись на доске). Объясните пропущенные орфограммы: Кон…ки, друз…я, вороб…и, ладон…, роял…, лист…я.

По какому признаку можно разделить слова на две группы? (В словах первой группы мягкий знак обозначает мягкость согласного, второй группы – разделительный мягкий знак).

Выполните самостоятельную работу на персональном компьютере. Контролирую


выполнение самостоятельной работы.


Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи.

Предлагаю вам слово дочь

К какой группе вы бы отнесли данное слово. Почему?

Давайте понаблюдаем за словом. Произнесите последний звук. Какой он? (Согласный, шипящий, мягкий).

Что вы можете сказать о написании слова? (На конце слова после буквы Ч написан мягкий знак).

А теперь в слове дочь я закрою мягкий знак. Прочитайте слово, послушайте звук на конце. (Звук произносится так же, как и с мягким знаком на конце).

Попробуйте сделать вывод. (Мягкий знак как бы не нужен, но он есть, слово нельзя отнести ни к одной группе).

Куда определим данное слово? (Слово дочь отнесем в третью группу).

Аналогичная работы со словом рожь.

(Дети делают вывод, что звук [Ш] – шипящий, твердый, а мягкий знак есть, значит, слово нельзя отнести ни к первой, ни ко второй группе. Относят его к третьей группе).

Возникает проблемная ситуация.

Постановка проблемы учащимися и её фиксация с помощью знака “?”.

Какая возникла трудность? (Дети затрудняются сказать, почему в словах дочь и рожь после шипящих пишется мягкий знак).

Фиксация проблемной ситуации на доске

Дочь

Глушь

Сформулируйте цель урока.


Предлагаю вам поработать в группах. Выберите в каждой группе ведущего исследователя. Внимательно читайте задания и “шаг за шагом” выполняйте работу.

Работа в группах. (Предлагаются карточки для исследовательской работы).

Карточка

1. Прочитайте слова.

2. Определите, какие это части речи.

3. Какие звуки слышатся на конце слов?

4. Определите род.

5. Запишите слова в два столбика по родам

6. Понаблюдайте, где пишется мягкий знак, где не пишется.

7. Сделайте вывод, используя ЦОР.


Обсуждение, защита своих выводов и предложений у доски ведущими исследователями. (В ходе обсуждения происходит “открытие” нового знания – мягкий знак после шипящих пишется на конце имен существительных только женского рода).

Формулирование темы урока детьми.


Почему же в словах дочь и рожь на конце слов после шипящих написан мягкий знак? (После ответа детей знак вопроса, фиксирующий проблему на доске, убирается).

Какова роль мягкого знака?


Сверимся с учебником, где авторы приводят правило (чтение правила по учебнику, сравнение собственной формулировки с формулировкой учебника).



А как быть, если слова писать на слух? Ваши действия? (Необходимо составить план действий – алгоритм).

(В ходе обсуждения “шаг за шагом” на доске появляется совместно выработанный алгоритм).


Работа со словосочетаниями.

Запись на доске:

красивая брош (?)

золотая рож (?)

серебристый ландыш (?)

новая вещ (?)

Запишите словосочетания, объясните орфограмму, обозначьте графически.




Называю имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если существительного женского рода, вы хлопаете ладонями над головой, если услышите существительное мужского рода, хлопаете ладонями за спиной.

Слова: ёж, дичь, печь, мышь, кирпич, тишь, борщ, ералаш, ландыш, полночь, багаж.


А сейчас каждый поработает самостоятельно, выполняя задания используя ЦОР.




по выбору с. 139, упр.3, 4, выучить алгоритм


Какое открытие вы сегодня сделали?

Что было трудным (интересным, легким)?

Оценивание: поставьте баллы себе и каждому в группе

- В заключение мне хочется вам сказать, чтобы наука не была для вас ночью, тьмой, а свет знаний освещал вашу дорогу, давайте воспользуемся звёздами, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). Поднимите соответствующую звёздочку:

1. Если было интересно и легко на уроке, возьмите жёлтую (самую яркую).

2. Если иногда были трудности, сомнения – розовую.

3. Если не разобрались в теме – голубую.

Настраиваются на работу.









Выполняют работу в рабочих тетрадях, соблюдая каллиграфию





Дети выполняют самостоятельную работу на компьютерах














Дети работают фронтально, отвечают на вопросы, делают вывод, формулируют цель урока.

(Мы должны узнать, почему в словах после шипящих пишется мягкий знак).
































Дети делают вывод, используя ЦОР

Формулируют тему урока.


















Проговаривают правило: (Указывает на женский род имен существительных с шипящими на конце).




Читают вывод в учебнике, сравнивают с собственным выводом.



Коллективно составляют алгоритм действий и записывают на доске.


Озвучивают алгоритм, повторяют новую роли мягкого знака.




Работают коллективно, записи делают в рабочих тетрадях,

Комментируют и проговаривают “шаги” алгоритма).


Выполняют упражнение на внимание.










Выполняют самостоятельную работу на персональном компьютере используя ЦОР


Записывают д/з в дневник


Отвечают на вопросы учителя, оцениваю себя.

1 мин









2мин









3 мин


















5мин















































6мин



































3мин








5мин







5мин









3мин












1 мин












8мин










1мин



2мин

























Приложение к плану-конспекту урока


ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.








2.






3.









4.







ЦОР Русский язык «Роль «ь»





ЦОР Русский язык «Нужен ли «ь»


ЦОР Русский язык «Распредели слова «ь» и без «ь»




Русский язык «Когда пишем «ь» №193669

ЦОР Интерактивное задание для самостоятельной работы Карточка ресурса


ЦОР Интерактивное задание для самостоятельной работы


ЦОР Интерактивное задание: Распредели слова: с "Ь" и без "Ь"

Практическое задание


ЦОР Интерактивное задание для самостоятельной работы


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6583815a-74f8-48fd-8963-bced1c8a8084/%5BNS-RUS_4-08%5D_%5BIA_085%5D.swf




http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/978305ed-830e-4f90-b220-de9e561d5d47/%5BNS-RUS_4-08%5D_%5BQS_087%5D.html


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ca8e9e7-7f0f-4c11-8675-59e2870c89b7/%5BNS-RUS_4-08%5D_%5BQS_086%5D.html





http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9243dabd-2745-4fa1-b53d-ce837c37b584/%5BNS-RUS_4-08%5D_%5BQS_089%5D.html






Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ