Конспект урока по русскому языку "Разделительные твёрдый и мягкий знаки" 3 класс
Дубовкина С.А.
Урок №35
Тема урока: «Разделительные твёрдый и мягкий знаки»
2. Интегрирующая дидактическая цель: формировать умение различать в словах ь и ъ.
Целевой план действий для учащихся:
повторить правила правописания в словах ъ и ь;
упражнять в правописании слов с разделительным “ь” и “ъ”;
развивать навыки правильного и грамотного письма;
способствовать развитию речи и логики мышления;
воспитывать бережное отношение к слову, его структуре.
Банк информации:
а) входной контроль
Ответьте на вопросы:
- Какие буквы не обозначают звука?
- Зачем нужны ъ и ь?
б) объяснение нового материала
Сказка «Домики для знаков»
Жили-были разделительные Ъ и Ь знаки. И решили они устроить соревнование: кто построит самый красивый и прочный дом. Разделительный Твердый знак строил многоэтажный дом. Он поднимал тяжелые блоки подЪемным краном. А около подЪезда своего дома повесил обЪявление: « ОбЪезжайте, пожалуйста, клумбы!». Дом Твердого разделительного знака расположился сразу за железнодорожной станцией «Приставка», которая заканчивалась на Согласной остановке. А после дома твердого разделительного знака стояли коттеджи Гласных букв Е, Е, Ю, Я.
Разделительный Ь знак строил дом не один. Он попросил помощи у ВоробЬя и ОбезЬяны.
- Вместе мы быстро залЬем фундамент и прибЬем гвозди, - сказал Воровей.
Свой дом разделительный Ь знак построил напротив дома разделительного Ъ знака, поэтому гласные буквы Е, Е, Ю, Я тоже были его соседями. А скоро рядом с Ь знаком поселилась гласная буква И.
Наступило время определить, чей же дом самый красивый и прочный. Долго совещалось жюри и решило, что оба дома хороши, а победителя в споре нет. Так и живут разделительный твердый и мягкий знаки в своих чудесных домах.
- Не чересчур ли ты добряк? -
Так знаку Ь промолвил Ъ знак.
- Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься.
Нет, в алфавит ты не годишься!
-Кто б говорил, но ты б уж промолчал!-
Знак Ь твердому на это отвечал.
- Ты тверд и груб, как суковатый дуб
Давным-давно пора как букву ЯТЬ
Тебя из азбуки изъять…
- Друзья, Ваш разговор - никчемные слова, -
Услышав этот спор сказала буква А.
- Вы оба хороши, достойны чести,
Когда стоите в нужном месте.
в) закрепление нового материала
Уровень А
Задание 1.
Цель: - проверить умение писать Ъ в словах.
Методический комментарий для учащихся:1. Прочитайте словосочетания. 2. Замените выделенные слова словами с Ъ и противоположными по значению. 3. Запишите словосочетания.
Соединить концы, приезд гостей, выехать из города.
Задание 2.
Цель: - проверить умение писать Ь в словах.
Методический комментарий для учащихся:1. Прочитайте слова. 2. Замените их словами, обозначающими много предметов. 3. Запишите.
Стул, крыло, лист, дерево, колос.
Задание 3.
Цель: - закрепить умение писать Ъ и Ь в словах.
Методический комментарий для учащихся:1. Вставь Ъ или Ь. 2. Докажи графически (выдели приставку, корень, подчеркни гласную после Ъ или Ь).
Брат__я раз__яснить волч__и
Об__ехать об__яснить руч__и
Пол__ют в__ехать в__езд
Осен__ю в__юга в__ёт
Задание 4.
Цель: - проверить умение писать Ъ и Ь в словах.
Методический комментарий для учащихся:1. Спиши слова, вставляя, где нужно разделительные Ъ или Ь. 2. Докажи графически.
Солов…и, в…ехать, об…яснение, в…юга, ш…ёт, ноч…ю, с…ел, обез…яна, под…езд, по…езд, об…явление, по…явление.
Уровень Б
Задание 1.
Цель: - проверить умение писать Ъ в словах.
Методический комментарий для учащихся:1. Прочитайте словосочетания. 2. Замените выделенные слова словами с Ъ и противоположными по значению. 3. Запишите словосочетания.
Выехать из города, въехать на гору, спуск с горы.
Задание 2.
Цель: - проверить умение писать Ь в словах.
Методический комментарий для учащихся:1. Прочитайте слова. 2. Замените их словами, обозначающими много предметов. 3. Запишите.
Брат, друг, звено, клок, полено.
Задание 3.
Цель: - закрепить умение писать Ъ и Ь в словах.
Методический комментарий для учащихся:1. Вставь Ъ или Ь. 2. Докажи графически (выдели приставку, корень, подчеркни гласную после Ъ или Ь).
хлоп__я раз__яснить лис__и
с__ехать об__ект здоров__е
л__ют в__ётся раз__ярён
п__ю от__езд ш__ёт
Задание 4.
Цель: - проверить умение писать Ъ и Ь в словах.
Методический комментарий для учащихся:1. Спиши слова, вставляя, где нужно разделительные Ъ или Ь. 2. Докажи графически.
Ел…ю,об…едали, лукомор…е, с…езжать, с…экономить, до…есть, под…ём, суд…я, б…ётся, об…единяет, медвеж…и, пред…явил.
Уровень С
Задание 1.
Цель: - проверить умение писать Ъ в словах.
Методический комментарий для учащихся:1. Прочитайте словосочетания. 2. Замените выделенные слова словами с Ъ и противоположными по значению. 3. Запишите словосочетания.
Спуск с горы, успокоить медведя, причёсанный мальчик.
Задание 2.
Цель: - проверить умение писать Ь в словах.
Методический комментарий для учащихся:1. Прочитайте слова. 2. Замените их словами, обозначающими много предметов. 3. Запишите.
Клин, прут, сук, сын, полоз.
Задание 3.
Цель: - закрепить умение писать Ъ и Ь в словах.
Методический комментарий для учащихся:1. Вставь Ъ или Ь. 2. Докажи графически (выдели приставку, корень, подчеркни гласную после Ъ или Ь).
Раз__ехались с__ёмка полын__я
Коп__ё под__езжали с__ёжиться
Об__ехать в__ется с__едобный
Руч__и под__ёмный заяч__и
Задание 4.
Цель: - проверить умение писать Ъ и Ь в словах.
Методический комментарий для учащихся:1. Спиши слова, вставляя, где нужно разделительные Ъ или Ь. 2. Докажи графически.
Раз…единил, в…юга, с…бежал, за…явил, коз…е, раз…ярённый, под…ел, плат…е, необ…ятный, под…ёмник, крест…янин, бул…он.
Выходной контроль
Уровень А
Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.
Продолжи предложения:
Теперь я знаю…
Теперь я умею…
Методический комментарий для учащихся:
Вспомни фразеологизм. Когда так говорят?
В каком слове буква Я обозначает 2 звука:
Коля забивал колья.
Выберите номер слова, в котором нужно поставить «Ъ»:
вы...яснение 3. за..бежал
руж…ё 4. раз...езжать
Выберите номер слова, в котором пропущен «Ь»:
л...ёт 3. под...ел
по…ездка 4. с…едобный
Уровень Б
Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.
Продолжи предложения:
Теперь я знаю…
Теперь я умею…
Методический комментарий для учащихся:
Вспомни фразеологизм. Когда так говорят? Соедини.
с распростертыми объятиями неразлучны
водой не разольешь радушно
В каком слове буква Е обозначает 2 звука:
Я сел и огурец съел.
Выберите номера тех слов, где нужно поставить Ъ:
об...езжает 4. в...ючный
в...едливый 5. вз...ерошенный
3. нал...ёт 6. вы…яснять
Выберите номера слов, в которых нужно поставить Ь:
п…ет 4. с...ел .
раз...езд 5. в...юнок
раз...гром 6. на...езжать
Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.
Методический комментарий для учащихся:
Продолжи предложения:
Теперь я знаю…
Теперь я умею…
Вспомни фразеологизм. О каком человеке так говорят? Выбери.
собаку съел (опытный, голодный, сытый)
заячья душа ( смелый, хитрый, трусливый)
Придумай слова, где буква Ё обозначает 1 и 2 звука.
Выберите номера слов, в которых нужно поставить «Ъ»:
П...ют 4. До...ехал
С...ем 5. С...ёжился
Об...явил 6. Под...оконник
Выберите номера слов, в которых пропущен «Ь»:
об...ём 4. заб...ёт (гол)
печен...е 5. с…ездит
по…едет 6. реч...ю
Использованные ресурсы:
Е.П.Плешакова. Русский язык. Коррекционно-развивающие задания и упражнения. 3-4 классы.Волгоград, «Учитель», 2007.
http://wiki.saripkro.ru/index.php/Проект:_Сказки_по_правилам. Дата посещения: 09.02.2012г. 10.05.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ