Конспект урока по русскому языку "Разделительные твёрдый и мягкий знаки" 3 класс

Дубовкина С.А.

Урок №35


  1. Тема урока: «Разделительные твёрдый и мягкий знаки»


2. Интегрирующая дидактическая цель: формировать умение различать в словах ь и ъ.


  1. Целевой план действий для учащихся:

  • повторить правила правописания в словах ъ и ь;

  • упражнять в правописании слов с разделительным “ь” и “ъ”;

  • развивать навыки правильного и грамотного письма;

  • способствовать развитию речи и логики мышления;

  • воспитывать бережное отношение к слову, его структуре.


  1. Банк информации:


а) входной контроль

Ответьте на вопросы:

- Какие буквы не обозначают звука?

- Зачем нужны ъ и ь?


б) объяснение нового материала


Сказка «Домики для знаков»

Жили-были разделительные Ъ и Ь знаки. И решили они устроить соревнование: кто построит самый красивый и прочный дом. Разделительный Твердый знак строил многоэтажный дом. Он поднимал тяжелые блоки подЪемным краном. А около подЪезда своего дома повесил обЪявление: « ОбЪезжайте, пожалуйста, клумбы!». Дом Твердого разделительного знака расположился сразу за железнодорожной станцией «Приставка», которая заканчивалась на Согласной остановке. А после дома твердого разделительного знака стояли коттеджи Гласных букв Е, Е, Ю, Я.


Разделительный Ь знак строил дом не один. Он попросил помощи у ВоробЬя и ОбезЬяны.

- Вместе мы быстро залЬем фундамент и прибЬем гвозди, - сказал Воровей.

Свой дом разделительный Ь знак построил напротив дома разделительного Ъ знака, поэтому гласные буквы Е, Е, Ю, Я тоже были его соседями. А скоро рядом с Ь знаком поселилась гласная буква И.

Наступило время определить, чей же дом самый красивый и прочный. Долго совещалось жюри и решило, что оба дома хороши, а победителя в споре нет. Так и живут разделительный твердый и мягкий знаки в своих чудесных домах.


- Не чересчур ли ты добряк? -

Так знаку Ь промолвил Ъ знак.

- Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься.

Нет, в алфавит ты не годишься!


-Кто б говорил, но ты б уж промолчал!-

Знак Ь твердому на это отвечал.

- Ты тверд и груб, как суковатый дуб

Давным-давно пора как букву ЯТЬ

Тебя из азбуки изъять…


- Друзья, Ваш разговор - никчемные слова, -

Услышав этот спор сказала буква А.

- Вы оба хороши, достойны чести,

Когда стоите в нужном месте.




в) закрепление нового материала


Уровень А

Задание 1.

Цель: - проверить умение писать Ъ в словах.

Методический комментарий для учащихся:1. Прочитайте словосочетания. 2. Замените выделенные слова словами с Ъ и противоположными по значению. 3. Запишите словосочетания.

Соединить концы, приезд гостей, выехать из города.


Задание 2.

Цель: - проверить умение писать Ь в словах.

Методический комментарий для учащихся:1. Прочитайте слова. 2. Замените их словами, обозначающими много предметов. 3. Запишите.


Стул, крыло, лист, дерево, колос.


Задание 3.

Цель: - закрепить умение писать Ъ и Ь в словах.

Методический комментарий для учащихся:1. Вставь Ъ или Ь. 2. Докажи графически (выдели приставку, корень, подчеркни гласную после Ъ или Ь).


Брат__я раз__яснить волч__и

Об__ехать об__яснить руч__и

Пол__ют в__ехать в__езд

Осен__ю в__юга в__ёт


Задание 4.

Цель: - проверить умение писать Ъ и Ь в словах.

Методический комментарий для учащихся:1. Спиши слова, вставляя, где нужно разделительные Ъ или Ь. 2. Докажи графически.


Солов…и, в…ехать, об…яснение, в…юга, ш…ёт, ноч…ю, с…ел, обез…яна, под…езд, по…езд, об…явление, по…явление.


Уровень Б


Задание 1.

Цель: - проверить умение писать Ъ в словах.

Методический комментарий для учащихся:1. Прочитайте словосочетания. 2. Замените выделенные слова словами с Ъ и противоположными по значению. 3. Запишите словосочетания.


Выехать из города, въехать на гору, спуск с горы.


Задание 2.

Цель: - проверить умение писать Ь в словах.

Методический комментарий для учащихся:1. Прочитайте слова. 2. Замените их словами, обозначающими много предметов. 3. Запишите.

Брат, друг, звено, клок, полено.


Задание 3.

Цель: - закрепить умение писать Ъ и Ь в словах.

Методический комментарий для учащихся:1. Вставь Ъ или Ь. 2. Докажи графически (выдели приставку, корень, подчеркни гласную после Ъ или Ь).


хлоп__я раз__яснить лис__и

с__ехать об__ект здоров__е

л__ют в__ётся раз__ярён

п__ю от__езд ш__ёт


Задание 4.

Цель: - проверить умение писать Ъ и Ь в словах.

Методический комментарий для учащихся:1. Спиши слова, вставляя, где нужно разделительные Ъ или Ь. 2. Докажи графически.


Ел…ю,об…едали, лукомор…е, с…езжать, с…экономить, до…есть, под…ём, суд…я, б…ётся, об…единяет, медвеж…и, пред…явил.


Уровень С

Задание 1.

Цель: - проверить умение писать Ъ в словах.

Методический комментарий для учащихся:1. Прочитайте словосочетания. 2. Замените выделенные слова словами с Ъ и противоположными по значению. 3. Запишите словосочетания.


Спуск с горы, успокоить медведя, причёсанный мальчик.


Задание 2.

Цель: - проверить умение писать Ь в словах.

Методический комментарий для учащихся:1. Прочитайте слова. 2. Замените их словами, обозначающими много предметов. 3. Запишите.


Клин, прут, сук, сын, полоз.



Задание 3.

Цель: - закрепить умение писать Ъ и Ь в словах.

Методический комментарий для учащихся:1. Вставь Ъ или Ь. 2. Докажи графически (выдели приставку, корень, подчеркни гласную после Ъ или Ь).



Раз__ехались с__ёмка полын__я

Коп__ё под__езжали с__ёжиться

Об__ехать в__ется с__едобный

Руч__и под__ёмный заяч__и


Задание 4.

Цель: - проверить умение писать Ъ и Ь в словах.

Методический комментарий для учащихся:1. Спиши слова, вставляя, где нужно разделительные Ъ или Ь. 2. Докажи графически.


Раз…единил, в…юга, с…бежал, за…явил, коз…е, раз…ярённый, под…ел, плат…е, необ…ятный, под…ёмник, крест…янин, бул…он.


Выходной контроль

Уровень А

Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.

Продолжи предложения:

Теперь я знаю…

Теперь я умею…

Методический комментарий для учащихся:

Вспомни фразеологизм. Когда так говорят?




В каком слове буква Я обозначает 2 звука:

Коля забивал колья.


Выберите номер слова, в котором нужно поставить «Ъ»:

  1. вы...яснение 3. за..бежал

  2. руж…ё 4. раз...езжать


Выберите номер слова, в котором пропущен «Ь»:

  1. л...ёт 3. под...ел

  2. по…ездка 4. с…едобный


Уровень Б

Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.

Продолжи предложения:

Теперь я знаю…

Теперь я умею…


Методический комментарий для учащихся:


Вспомни фразеологизм. Когда так говорят? Соедини.


с распростертыми объятиями неразлучны

водой не разольешь радушно


В каком слове буква Е обозначает 2 звука:

Я сел и огурец съел.


Выберите номера тех слов, где нужно поставить Ъ:

  1. об...езжает 4. в...ючный

  2. в...едливый 5. вз...ерошенный

3. нал...ёт 6. вы…яснять


Выберите номера слов, в которых нужно поставить Ь:

  1. п…ет 4. с...ел .

  2. раз...езд 5. в...юнок

  3. раз...гром 6. на...езжать




Уровень С

Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.

Методический комментарий для учащихся:

Продолжи предложения:

Теперь я знаю…

Теперь я умею…


Вспомни фразеологизм. О каком человеке так говорят? Выбери.

собаку съел (опытный, голодный, сытый)

заячья душа ( смелый, хитрый, трусливый)



Придумай слова, где буква Ё обозначает 1 и 2 звука.



Выберите номера слов, в которых нужно поставить «Ъ»:

  1. П...ют 4. До...ехал

  2. С...ем 5. С...ёжился

  3. Об...явил 6. Под...оконник


Выберите номера слов, в которых пропущен «Ь»:

  1. об...ём 4. заб...ёт (гол)

  2. печен...е 5. с…ездит

  3. по…едет 6. реч...ю



Использованные ресурсы:

  1. Е.П.Плешакова. Русский язык. Коррекционно-развивающие задания и упражнения. 3-4 классы.Волгоград, «Учитель», 2007.

  2. http://wiki.saripkro.ru/index.php/Проект:_Сказки_по_правилам. Дата посещения: 09.02.2012г. 10.05.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ