Урок русского языка в 3 классе "Правописание О-Ё после шипящих в корне слова"

Урок русского языка в 3 «В» классе.

Тема: Правописание О-Ё после шипящих в корне слова.

Цели урока. Образовательная: познакомить учащихся с условиями выбора написания о, ё после шипящих в корне слова, формировать навык написания данной орфограммы;

Развивающая: продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание на грамматическую тему; развивать орфографическую зоркость, внимание, логическое мышление;

Воспитательная: воспитывать интерес к богатству русского языка, создать условия для формирования у школьников чувства взаимоуважения, умение работать коллективно.


Этап

урока

Название

Деятельность

1

Орг.момент

Говорю вам «Добрый день!».
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать.

2

Актуализация знаний и мотивация

Прочитайте скороговорку: какая буква встречается чаще остальных? «Шесть мышат в камышах шуршат».

Какой звук обозначает эта буква?

Минута чистописания.

Шш Жж Чч Щщ Оо Ёё

-На какие две группы можно разделить буквы?

(на гласные и согласные)

Дайте характеристику звукам [Ж],[Ш],[Ч],[Щ]?

Придумайте слова с шипящими звуками ш, щ, ж, ч,

3

Постановка учебного задания

Посмотрите на таблицу, прочитайте вслух слова, написанные в таблице.

Жёлтый - желтеть

шов

Щёки – щека

капюшон

Выделите корень в словах.

Поставьте ударение.

Назовите ударную гласную.

После каких согласных стоят ударные гласные? Какой гласный звук слышится в корне под ударение после шипящих?

Какая буква пишется в этом случае?

В каких случаях в корне после шипящих пишется о, а в каких случаях – ё?

Попытайтесь самостоятельно сформулировать правило.

Формулируется правило.

Правило: после шипящих в корнях слов под ударением звук [о] обозначается буквой ё, если при изменении слова или образовании родственного слова в этом корне звук [о] не слышится. В остальных случаях звук [о] обозначается буквой о.

Это и будет темой нашего сегодняшнего урока.

Слова из таблицы запишите в тетрадь.

Откройте учебник на странице 92. Прочитаем правило. (Читают вслух).

Ребята, обратите внимание на обозначение орфограммы.



4

«Открытие» нового знания

Чтобы не ошибиться в правописании данной орфограммы, надо чётко знать алгоритм применения правила.

Посмотрите на доску. (На доске части алгоритма).

Давайте выстроим алгоритм в правильном порядке.


- Определи, в какой части слова находится орфограмма. Найди корень.

- Орфограмма не в корне, смотри словарь.

- Орфограмма в корне слова.

Можно ли изменить в корне звук [о]:

Если можно – пишем «ё»;

Если нельзя – пишем «о».


5

Первичное закрепление

Работа в парах.

Послушайте внимательно задание.

На какие группы можно разделить эти слова?

Пчёлка, шелковый, шорты, щёчка, шоу, анчоус, чёлка, шёпот, шорох, крыжовник, шов.


При затруднении:

Какие буквы стоят после шипящих? Разделите на группы?

Объясните написание гласных после шипящих.

Значения всех ли слов вы понимаете?

Анчоус, шоу.

Словарная работа.

Шоу – представление.

Анчоус – мелкая морская рыбка.

Физкультурная минутка

Под ногами листопад,
Листья жёлтые лежат,
Листья жёлтые лежат,
А под листьями шуршат
Шурш, Шуршиха и Шуршонок –
Папа, мама и листёнок.
Ручки вверх, ручки вниз.
На носочках подтянись.
Ручки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем поприседаем,
Никогда не замерзаем.
Листья наши улетели.
Все за парты тихо сели.

Слова-исключения.

Есть такие слова, в которых гласная после шипящих под ударением пишется так же, как и слышится. Это гласная О. Такие слова называются словами - исключениями. Их написание нужно запомнить.

Шорох, чокаться, трущобы,

Шов, крыжовник и обжоры,

Шофёр, шорты, капюшон.



Групповая работа.

1) Ответственные в группах поднимите руки.

2) У вас на столах лист бумаги и слова в конверте с пропущенными орфограммами (ж…лтый, пч…лы, ш…ртска, ш…рох, ч…рный, ш…рты, ш…лк, ш…в).

3) Вам необходимо а) выделить в словах корень, б) поставить ударение, в) выбрать необходимую орфограмму и распределить эти слова в две группы: О, Ё.

Слова наклеить на лист в тот столбик под той буквой, которую вы вставили.

Покажите готовность групп. Приступайте к работе. При работе пользуйтесь алгоритмом. Будьте внимательны.

Чья группа готова покажите.

Проверка.

Ответственные выходят с выполненной работой к доске и объясняют выбор орфограммы.

Оцените. У кого есть замечания или дополнения.


7

Включение в систему знаний и повторение

Отгадайте загадки.



Костяная спинка,

Жесткая щетинка.

С мятной пастой дружит,

Нам усердно служит...(Зубная щётка)


По десятку на шесточке

Сели умные кружочки

И считают громко вслух,

Только слышно стук да стук... (Счёты)




Не моторы, а гудят,

Не пилоты, а летят,

Не змеи, а жалят... (Пчёлы)


В золотой клубочек

Спрятался дубочек... (Жёлудь)


Зубастая пила

В лес густой с утра пошла.

Весь лес обходила

Ничего и не нашла... (Расчёска)


8

Домашнее задание

Выучить правило и алгоритм правописания орфограммы О, Ё после шипящих в корне слова. Стр.94, № 2.


9

Рефлексия деятельности

( итог урока)


– Ребята, какое задание вам понравилось больше всего? - Что вызвало затруднения на уроке? – Что позволило выйти из затруднения? – Над чем еще следует поработать?

- Покажите, какое настроение было у вас во время урока? (дети показывают солнышко или тучку)

Спасибо за урок.








Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ