Урок русского языка в 3 классе "Правописание О-Ё после шипящих в корне слова"
Урок русского языка в 3 «В» классе.
Тема: Правописание О-Ё после шипящих в корне слова.
Цели урока. Образовательная: познакомить учащихся с условиями выбора написания о, ё после шипящих в корне слова, формировать навык написания данной орфограммы;
Развивающая: продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание на грамматическую тему; развивать орфографическую зоркость, внимание, логическое мышление;
Воспитательная: воспитывать интерес к богатству русского языка, создать условия для формирования у школьников чувства взаимоуважения, умение работать коллективно.
Этап
урока
Название
Деятельность
1
Орг.момент
Говорю вам «Добрый день!».
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать.
2
Актуализация знаний и мотивация
Прочитайте скороговорку: какая буква встречается чаще остальных? «Шесть мышат в камышах шуршат».
Какой звук обозначает эта буква?
Минута чистописания.
Шш Жж Чч Щщ Оо Ёё
-На какие две группы можно разделить буквы?
(на гласные и согласные)
Дайте характеристику звукам [Ж],[Ш],[Ч],[Щ]?
Придумайте слова с шипящими звуками ш, щ, ж, ч,
3
Постановка учебного задания
Посмотрите на таблицу, прочитайте вслух слова, написанные в таблице.
Жёлтый - желтеть
шов
Щёки – щека
капюшон
Выделите корень в словах.
Поставьте ударение.
Назовите ударную гласную.
После каких согласных стоят ударные гласные? Какой гласный звук слышится в корне под ударение после шипящих?
Какая буква пишется в этом случае?
В каких случаях в корне после шипящих пишется о, а в каких случаях – ё?
Попытайтесь самостоятельно сформулировать правило.
Формулируется правило.
Правило: после шипящих в корнях слов под ударением звук [о] обозначается буквой ё, если при изменении слова или образовании родственного слова в этом корне звук [о] не слышится. В остальных случаях звук [о] обозначается буквой о.
Это и будет темой нашего сегодняшнего урока.
Слова из таблицы запишите в тетрадь.
Откройте учебник на странице 92. Прочитаем правило. (Читают вслух).
Ребята, обратите внимание на обозначение орфограммы.
4
«Открытие» нового знания
Чтобы не ошибиться в правописании данной орфограммы, надо чётко знать алгоритм применения правила.
Посмотрите на доску. (На доске части алгоритма).
Давайте выстроим алгоритм в правильном порядке.
- Определи, в какой части слова находится орфограмма. Найди корень.
- Орфограмма не в корне, смотри словарь.
- Орфограмма в корне слова.
Можно ли изменить в корне звук [о]:
Если можно – пишем «ё»;
Если нельзя – пишем «о».
5
Первичное закрепление
Работа в парах.
Послушайте внимательно задание.
На какие группы можно разделить эти слова?
Пчёлка, шелковый, шорты, щёчка, шоу, анчоус, чёлка, шёпот, шорох, крыжовник, шов.
При затруднении:
Какие буквы стоят после шипящих? Разделите на группы?
Объясните написание гласных после шипящих.
Значения всех ли слов вы понимаете?
Анчоус, шоу.
Словарная работа.
Шоу – представление.
Анчоус – мелкая морская рыбка.
Физкультурная минутка
Под ногами листопад,
Листья жёлтые лежат,
Листья жёлтые лежат,
А под листьями шуршат
Шурш, Шуршиха и Шуршонок –
Папа, мама и листёнок.
Ручки вверх, ручки вниз.
На носочках подтянись.
Ручки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем поприседаем,
Никогда не замерзаем.
Листья наши улетели.
Все за парты тихо сели.
Слова-исключения.
Есть такие слова, в которых гласная после шипящих под ударением пишется так же, как и слышится. Это гласная О. Такие слова называются словами - исключениями. Их написание нужно запомнить.
Шорох, чокаться, трущобы,
Шов, крыжовник и обжоры,
Шофёр, шорты, капюшон.
Групповая работа.
1) Ответственные в группах поднимите руки.
2) У вас на столах лист бумаги и слова в конверте с пропущенными орфограммами (ж…лтый, пч…лы, ш…ртска, ш…рох, ч…рный, ш…рты, ш…лк, ш…в).
3) Вам необходимо а) выделить в словах корень, б) поставить ударение, в) выбрать необходимую орфограмму и распределить эти слова в две группы: О, Ё.
– Слова наклеить на лист в тот столбик под той буквой, которую вы вставили.
–Покажите готовность групп. Приступайте к работе. При работе пользуйтесь алгоритмом. Будьте внимательны.
– Чья группа готова покажите.
Проверка.
– Ответственные выходят с выполненной работой к доске и объясняют выбор орфограммы.
– Оцените. У кого есть замечания или дополнения.
7
Включение в систему знаний и повторение
Отгадайте загадки.
Костяная спинка,
Жесткая щетинка.
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит...(Зубная щётка)
По десятку на шесточке
Сели умные кружочки
И считают громко вслух,
Только слышно стук да стук... (Счёты)
Не моторы, а гудят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят... (Пчёлы)
В золотой клубочек
Спрятался дубочек... (Жёлудь)
Зубастая пила
В лес густой с утра пошла.
Весь лес обходила
Ничего и не нашла... (Расчёска)
8
Домашнее задание
Выучить правило и алгоритм правописания орфограммы О, Ё после шипящих в корне слова. Стр.94, № 2.
9
Рефлексия деятельности
( итог урока)
– Ребята, какое задание вам понравилось больше всего? - Что вызвало затруднения на уроке? – Что позволило выйти из затруднения? – Над чем еще следует поработать?
- Покажите, какое настроение было у вас во время урока? (дети показывают солнышко или тучку)
Спасибо за урок.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ