Урок русского языка "Работа над безударными гласными" 2 класс

МОУ «Рождественская СОШ»









Работа над безударными гласными







Чечина Татьяна Александровна

Учитель начальных классов













2009-2010 учебный год

Работа над безударными гласными.


Причины трудностей при изучении темы.

Логика последовательности изучения тем в учебнике русского языка для начальной школы Рамзаевой:

2 класс

- мягкий знак – показатель мягкости согласного звука,

- звонкие и глухие согласные звуки,

- ударение,

- обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах,

- разделительный мягкий знак, …

Далее тема: «Однокоренные слова».

3 класс

Между темами «Корень слова» и «Правописание безударных гласных в корне» расположены 3 темы, не связанные с ударением.

Та же ситуация прослеживается и в других учебниках.

Таким образом, триединство «ударение – однокоренные родственные слова – проверка безударных гласных в корне» оказывается полностью разрушенным. У детей не формируется целостная картина этого языкового явления. Изучение безударных гласных и звонких, глухих согласных приводит к смешению в умах детей этих орфограмм, так как у них идентичный алгоритм проверки.



Построение работы на уроках русского языка по данной теме.

  1. Ударение – смыслоразличительная роль в слове.

  2. Ударный гласный в слове.

  3. Произнесение одного и того же звука в ударной и безударной позиции : акно, окна. Дети делают вывод, что такое ударение – это более четкое и ясное произнесение одного из гласных звуков в слове. Этот гласный называют ударным, остальные называют безударными, при их написании можно сделать ошибку.

  4. Корень слова, однокоренные родственные слова. При формировании понятия «однокоренные родственные слова» основное внимание надо уделять установлению семантического единства группы слов, которое заключено в их общей части – корне. Это очень важно.

  5. Правописание безударных гласных.


Словообразовательный анализ на уроках русского языка.


Цели:

  1. Обучение грамотному письму

  2. Понимание учащимися лексического значения слов


Такие упражнения подготавливают учащихся к орфографии, дают детям «власть» над тем запасом слов, который бессознательно лежит в их памяти.

Таким образом, ученые- методисты связывали обучение словообразованию с развитием мыслительных способностей учащихся, словообразовательная работа должна опираться на наблюдения явлений словопроизводства. Это помогает:

1. глубже усвоить лексику,

2. способствует обострению внимания к слову,

3. развитию языкового чутья и языкового мышления.

Необходима безусловная связь упражнений на образование слов с упражнениями на анализ смысла и стриктуры производных слов. Словообразовательный анализ позволяет проникнуть в суть смысловых отношений между словами в языке, и в речи.

Необходимо наблюдение над словопроизводством:

  1. определение первичного (вторичного слова),

  2. сравнение первичного (вторичного) слова по значению и структуре,

  3. описание лексического значения вторичного слова через первичное,

  4. проводить элементарный словообразовательный анализ по определенной схеме.


Схема определения смысловых связей в словообразовательной паре:

  1. определение значения производного слова

  2. определение первичного слова по отношению к данному вторичному

  3. сопоставление слов в словообразовательной паре по значению и структуре, определение первичного и вторичного слов

  4. выделение той части слова (морфема), с помощью которой образовалось вторичное (производное) слово.


Эта схема представляет собой словообразовательный анализ, т. Е. Определяется характер и путь образования производного слова.


Для проведения такой работы, прежде всего на уроке необходимо ввести понятия «ближайшие родственные слова», «первичное слово» и «вторичное слово».

Предлагается текст:

Когда стемнело, я зажег лампу и – здравствуйте! Ежик выбежал из-под кровати. Он, конечно, подумал на лампу, что это луна взошла в лесу: при луне ежи любят бегать по лесным полянкам.

- О чем текст?

- Объясните значение слова ежик?

- найдите в тексте родственное к слову ежик. Какую пару родственных слов мы можем выделить из текста? Запишите ее: ежик – еж.

- Сравните слова по значению. Благодаря какой части в составе слова ежик его значение отличается от значения слова еж? Каково отличие состава родственных слов в рассматриваемой паре? Какое из слов сложнее и по значению, и по составу?

Слово, которое и по значению, и по структуре сложнее в паре родственных слов, будем называть вторичным по отношению к другому слову в данной паре. Более простое слово будем называть первичным по отношению к данному вторичному.

Пару однокоренных слов, одно из которых образовано от другого будем называть ближайшими родственными словами.

Так, ежик ←еж – ближайшие родственные слова, так как ежик образовано от слова еж, обозначаем стрелкой.

После такой работы предлагаются следующие виды упражнений:

    1. группа направлена на формирование у учащихся умения выделять из контекста ближайшие родственные слова, сравнивать, выявлять первичное – вторичное.

    2. Группа упражнений направлена на формирование у учащихся умения самостоятельно подбирать к указанному вторичному слову первичное, то есть определять, от какого слова образовано данное, и, сопоставляя эти слова, выделять морфему, с помощью которой образовано вторичное слово.

    3. Группа упражнений направлена на формирование у учащихся умения проводить элементарный словообразовательный анализ по схеме:

- определение значения слова,

- подбор первичного слова,

- сравнение слов в паре по смыслу и по составу,

- выделение той части в составе вторичного слова, с помощью которой оно образовано.


Систематическая словообразовательная работа на уроках русского языка позволяет учащимся увидеть и понять, как образуются в русском языке слова, осознать, что связи между первичным и вторичным словами, прежде всего смысловые.

Словообразовательный анализ концентрирует внимание учеников на содержание слова в связи с его формой, а не наоборот.

Словарно – орфографическая работа на уроках чтения


Необходимо проводить анализ текста со стороны его языковых особенностей: слова, затрудняющие понимание детьми текста, объясняются со стороны их значения, иногда записываются на доске, учащимся предлагается запомнить их написание.

Задачи уроков чтения в области словарно – орфографической работы:

  1. объяснение значения трудных слов

  2. разбор слов с трудными орфограммами и закрепление их правописания

  3. обогащение речи новыми словами.

Работа над трудными орфограммами должна проводиться попутно с анализом слов со стороны их лексического значения.

Выделяют несколько групп слов:

- слова, трудные в смысловом отношении

- слова с трудными орфограммами

- просторечные и искаженные слова.


Методы работы над трудными словами.

  1. Раскрыть значение слова через:

- показ соответствующего предмета или его изображения

- замена данного слова синонимом

- разбор слова по составу

- замена данного слова описательным оборотом


  1. Научить детей произношению и правописанию слова

  2. Выработать навыки использования слова в устной и письменной речи учащихся.

Словарные упражнения 2 и 3 группы осуществляются через:

- замену данных слов синонимами или описательными оборотами

- включение новых слов в предложения

- составление с данными словами словосочетаний или предложений

- составление небольших рассказов с данными словами

- включение новых слов в творческие и другие диктанты.

Орфографическое проговаривание.


Необходимо, начиная с начальной школы, развивать артикуляционную память на основе орфографического чтения. Существует целая система тренировки орфографической зоркости.

Л.Н. Толстой ввел два способа чтения при первоначальном обучении: исходное – орфографическое и следующее за ним орфоэпическое. В текстах составленной им «Азбуки» над словами, записанными в соответствии с правилами орфографии, дается и орфоэпическая норма в виде надстрочной буквы:

А к к ш ш

Порог пирог что скучно…

В дальнейшем такие буквы выделяются красным цветом.

Впервые написав слово правильно, быть, может, ребенок уже навсегда сохранит привычку к грамотному начертанию этого слова.

Потребность установления соответствия читаемого слова с его устным эквивалентом наблюдалась педагогами очень давно. Так еще В.П. Вахтеров писал: « В каждом сочетании слогов ученик должен признать знакомое ему по разговору устное слово. Ученик должен перекинуть мост от написанного слова к обычному для него разговорному слову. Он должен сделать правильный перевод зрительных образов целого слова на звуковые образы знакомого и понятного устного слова, и если этого не сделано, то слово не прочитано.

Таким образом, важно, во-первых, еще до использования детьми буквенной символики сформировать у них осознание того, что произношение слов часто не совпадает с их написанием, во-вторых, с самого начала периода обучения детей элементарному чтению необходимо стремиться вырабатывать орфографические правильную речь, соотносящую буквенный ряд со звуковым рядом обозначающим предметы, явления действительности и т. Д.

Л.Н. Толстой « Особенное удобство этого способа, кроме быстроты, точности и легкости для учителя, состоит в том, что процесс складывания и раскладывания на слух бессознательно передается учениками друг другу так, что в этих местностях и семьях, где употребляется слуховой способ, меньшие братья и сестры бессознательно выучиваются складывать и раскладывать на слух, им остается только выучить буквы.

Формируя орфографический код речедвижений (наряду с орфоэпическим), учитель помогает выстраиванию того «моста», который способствует пониманию, а это значит – установлению соответствия между словом написанным и произносимым в устной речи.

Физиологически процесс овладения произношением зиждется на принципе полной согласованности аналитико-синтетической деятельности слуховой и кинестической сферы. Речедвигательный анализатор, выполняющий интегрирующую роль, представляет собой, согласно концепции И. П. Павлова, основной компонент второй сигнальной системы. Речедвижения, как указывал Павлов, являя собой основу мыследеятельности, важны не сами по себе, а , как подчеркивал И. М. Сеченов, значимы их ассоциации со слуховыми ощущениями от собственных звуков.

Таким образом, необходимость и потребность целенаправленного формирования у детей орфографического кода речедвиженией, начиная с периода обучения грамоте и в течение всего процесса обучения родному языку в начальной школе, являются непреложной истиной, подтвержденной теорией физиологии, психологии, методики, а также практической школы.

Литература.


  1. Начальная школа. № 11 1995 г.

  2. Начальная школа № 6 1996 г.

  3. Ушинский К. Д. О первоначальном преподавании русского языка. Собр. Соч.- М., 1949.- С.353.

  4. Срезневский И. И. Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте.- Спб., 1899.- С.85.

  5. Тоцкий П. С. Орфография без правил.- М., 1991.

  6. Толстой Л. Н. Азбука. Новая Азбука. Сост. В. Г. Горецкий, Г. В. Карпюк.- М., 1978.- С.239


Безударные гласные


  1. Вставь пропущенные гласные.


Как-то раз с б. льшого клена

Оторвался лист з . ленный

И пустился вместе с ветром

Путешествовать по свету.

Закружилась г.л.ва

У з.леного л.ста.

Ветер нес его и нес,

Бросил только на м.сту.

В тот же миг в.селый пес

Шмыг – к з.леному л.сту.

Лапой – хвать з.леный лист,

Дескать, по.граем.

«Не х.чу», парашютист

Г.л.вой к.чает.

Ветер вмиг с л.стом з.леным

Над з.млей взм.тнулся снова,

Но ш.лун л.сток устал

И ко мне в т.традь упал.

Я п.шу в с.ду под кленом

Стих о том л.сте з.леном.


  1. Образуй от данных слов новые ( ходить, пар – пароход).

Ходить – тепло, вода – возить, мерить – земля, ловить – птица, рубить – лес, носить – рог, земля – копать.


3. Вставь пропущенную букву – «е» или «и»:


Л. соруб, пч . ловод, св . новод, пт . целов, з . млемер, в. нодел, л . стопад, сн. гопад.

Выпиши из текста слова с пропущенными буквами. Подбери и запиши к ним проверочные слова ( реки - р . ка):


Люблю гр . зу в н . чале мая,

Когда в . сенний первый гром,

Как бы р . звяся и .грая,

Гр . хочет в небе голубом.

Гремят раскаты м. л. дые,

Вот дождик брызнул, пыль л . тит,

Повисли перлы д . ждевые,

И солнце нити з . л. тит.

С г . ры б .жит поток проворный,

В л . су не молкнет птичий гам.

И гам л . сной, и шум нагорный-

Все вторит вес . ло гр . мам.






Выпиши из текста слова с пропущенными буквами. Подбери и запиши к ним проверочные слова ( реки - р . ка):


Люблю гр . зу в н . чале мая,

Когда в . сенний первый гром,

Как бы р . звяся и .грая,

Гр . хочет в небе голубом.

Гремят раскаты м. л. дые,

Вот дождик брызнул, пыль л . тит,

Повисли перлы д . ждевые,

И солнце нити з . л. тит.

С г . ры б .жит поток проворный,

В л . су не молкнет птичий гам.

И гам л . сной, и шум нагорный-

Все вторит вес . ло гр . мам.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ