СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВН УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВН УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
В содержании федерального государственного образовательного стандарта второго поколения приоритетным назван системно-деятельностный (компетентностный) подход к овладению знаниями, умениями и навыками. Одной из ключевых компетенций является практическая грамотность, характеризующая коммуникативную сферу обучающегося, его речевое и языковое развитие. На современном этапе образования среди многих проблем, возникающих при обучении русскому языку, одной из главных остаётся проблема формирования прочных орфографических умений и навыков. В определённой степени решить эту проблему позволяет личностно ориентированное обучение, конечная цель которого – не накопление знаний, а формирование умения действовать с помощью знаний.
На различных ступенях образования наблюдается разноуровневая подготовка учащихся по орфографии и различная степень мотивации к изучению предмета. В связи с этим важную роль при организации учебной деятельности играет индивидуальное дифференцированное обучение, опирающееся на самостоятельное выполнение предлагаемых заданий.
С целью формирования предметных и метапредметных способов деятельности при обучении русскому языку в школе можно использовать систему работы, основанную на концепции поэтапного формирования умственных действий, предложенной П.Я. Гальпериным. Согласно этой концепции для правильного выполнения действий учащийся должен получить зримые наглядные ориентиры – схемы ориентировочной основы действий, при опоре на которые он может безошибочно действовать без заучивания, без каких-либо предварительно полученных знаний. Таким образом, происходит формирование психологических механизмов учебной деятельности, которые позволяют ученикам ставить перед собой очередную учебную задачу и находить средства и способы её решения; создаются условия, при которых ученик сам правильно действует, мыслит, преобразовывает, сопоставляет полученные результаты, делает выводы.
Для работы на уроках русского языка учитель обеспечивает учащихся схемами, упражнениями, словарями разных типов. Его роль на занятии организующая, направляющая, ученики самостоятельно выполняют задания. При этом они используют схемы в виде карточек, на которых выписаны орфограммы в зависимости от морфемы и правила, связанные со слитным, раздельным и дефисным написанием слов. Карточки расположены в произвольном порядке. Учащиеся несколько раз могут поменять их местами.
В процессе такой работы сильные учащиеся совершенствуют необходимые знания, умения, навыки, а слабые их формируют. Такое умение значительно облегчает задачу усвоения самих правил, поскольку позволяет увидеть общие и отличительные свойства языковых явлений, вооружает системой обобщающих правил, которые заставляют глубже осмыслить полученные ранее сведения и умело пользоваться этой информацией.
Знания усваиваются учащимися при самостоятельном выполнении заданий при помощи их собственной активной мыслительной деятельности. Это позволяет безошибочно выполнять все необходимые действия а также контролировать себя и производить взаимоконтроль.
Важной составляющей является преемственность в работе по изучению правил русского языка в пределах всего периода обучения ученика в школе. Осуществляется последовательность в накоплении новых знаний и способах их закрепления. А особенностью изучения правил и орфограмм является то, что их усвоение проводится не поэтапно, не по отдельно взятым темам, а сразу по всему имеющемуся в учебных программах материалу.
Учитель имеет возможность использовать такой вариант обучения, благодаря которому достигаются предметные результаты образовательной деятельности – знание орфографических правил и умение применять их на практике. При этом должна учитываться роль различных психологических факторов, которые обуславливают прочное усвоение и запоминание правил правописания. Одновременно происходит усвоение следующих тем: словообразование, состав слова, морфология, обогащение словаря учащихся, овладение лексическими, стилистическими, а также орфоэпическими, нормами.
На базе одного учебного предмета «русский язык» при обучении орфографии по предлагаемой методике поэтапного формирования умений и навыков учащиеся приходят к метапредметным результатам – осваивают универсальные способы деятельности: работать с информацией (обработка и передача), логически мыслить, доказывать, строить рассуждения, делать выводы, сравнивать, анализировать. У учащихся развивается умение организовывать свою деятельность, взаимодействовать в группе для достижения общих целей, оценивать достигнутые результаты; формируются личностные качества: ответственность, самостоятельность, целеустремлённость, которые позволяют ученикам испытывать внутреннюю мотивацию к учению, чувство ответственности и личностной перспективы.
Таким образом, для успешного обучения учащихся русскому языку найдена оптимальная система методов. Приёмов и средств обучения, ориентированная на индивидуальные трудности и особенности языкового развития учащихся. Применение методики совершенствования орфографических навыков, основанной на концепции поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина можно назвать одним из путей реализации требований федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ