Конспект урока по русскому языку "Разделительный мягкий знак. Закрепление изученного" 2 класс

«Разделительный мягкий знак. Закрепление изученного»

2 класс


Форма урока: урок-экскурсия.

Тип урока: итоговый урок по теме.

Цели и задачи урока:

1. Закрепление знаний учащихся о роли Ь в русском языке.

2. Развитие устной и письменной речи, творческого воображения.

3. Воспитание бережного отношения и сострадания к живой природе.

Оборудование:

- используемое учителем – рисунки животных, птиц, кормушки, таблицы-опоры «Мягкий знак», «Разделительный мягкий знак», телеграмма, магнитофон, аудиозапись с музыкальной физминуткой.

- на столах у учащихся – тетради, индивидуальные карточки с заданием, сигнальные карточки (для самооценки работы на уроке).


Х о д у р о к а

1. Оргмомент.

Учитель: Глазки на меня, проверьте порядок на столе. Садитесь.

Ножки – на подножке,

Спинка – прямая,

Руки – на парте,

Локти – с краю.

Мы начинаем урок русского языка, поэтому приготовим пальчики.

2. Физминутка.

Учитель: Пальчик, пальчик, где ты был?

С этим пальцем в лес ходил,

С этим пальцем кашу ел,

С этим пальцем воду пил,

С этим пальцем песни пел.

Пел, поспал, поспал,

Встал и побежал.

3. Работа в тетрадях.

Учитель: Руки наши готовы. А что еще нужно для работы?

Я тетрадь свою открою…

Дежурные ведут запись в тетрадях (число, классная работа).

 Минутка чистописания.

Учитель: Как обычно, наш урок мы начинаем с минутки чистописания. Для чего она нужна? (отработать почерк, учимся аккуратности письма) Сегодня у нас элемент:

Что мы должны уметь писать, чтобы справиться с этим заданием? (ответы детей). Что это за буква? (показ элемента)

Самостоятельная работа детей.

Подчеркните самый красивый элемент. Почему в минутку чистописания я взяла этот элемент? (ответы детей)

4. Работа по теме урока.

1. Сообщение темы урока.

Учитель: Ой, ребята, я забыла. Когда я шла на урок, мне по дороге вручили телеграмму (читает):

Приглашаем в зимний лес,

Много ждет вас там чудес.

Вы, ребята, не зевайте,

На вопросы отвечайте.

Продолжим урок в зимнем лесу? Закройте глаза, представьте, что мы на лесной полянке, идем и любуемся природой.

Учитель обращает внимание на оформление доски.

И, пока мы гуляем, продолжим наш разговор. Итак, тема урока – Ь.

2. Работа по опоре.








Учитель: Какой звук обозначает Ь? (ответы детей) Для чего он нужен? (для обозначения мягкости предыдущего согласного, приводятся примеры)

Вторая функция Ь – разделение. Какой Ь называется разделительным?

Работа в парах (ученики рассказывают друг другу правило).

Учитель: А теперь послушаем вас.

Ответы учащихся.

Учитель: Тема известна, опора на доске. Какие цели мы можем поставить перед собой на этом уроке?

Ответы детей.

3. Работа с деформированным предложением.

Учитель: Мы с вами в зимнем лесу и вокруг нас много…(деревьев). Составьте предложение (орфограммы вставляют учащиеся): Пушистым, деревья, снегом, покрылись.

Запись в тетрадях с комментированием.

Найдите и подчеркните главные члены предложения.

Выполнение задания. Опережающий материал – согласованное определение.

4. Звукобуквенный анализ слова ель.

Учитель: На какие две большие группы можно разделить все деревья? (ответы учащихся). Проведите звукобуквенный анализ слова ель. (выполнение задания) Почему количество звуков в этом слове равно количеству букв? (ответы детей)

5. Словарная работа.

Учитель: Мы гуляем дальше по красивому лесу, поднимаем глаза и видим кормушку. На ней много птиц, но одна сидит к нам спиной. Отгадайте, кто она?

Маленький мальчишка,

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает. (воробей)

Запись слова «воробей» с комментированием.

Придумайте словосочетания с этим словом (пугливый, драчливый, шустрый). Когда так говорят: воробью по колено, воробьиный шаг? (ответы детей)

А для чего мы развешиваем кормушки? (ответы детей – воспитательный момент).

5. Закрепление изученного.

Учитель: Посмотрите, на нашей дороге большой сугроб. Нужно его преодолеть, а для этого разделите слова на группы: вьюга, Кузьма, Илья, метель.

Самостоятельная работа по группам. Проверка вариантов групп

(роль Ь, имена собственные и нарицательные).

Учитель: Мы справились с сугробом и вышли на полянку, а тут зайчики.

Физминутка «Потанцуем с зайчиками»

(выполнение танцевальных движений под музыку)

Учитель: Пока зайчата играли, они не заметили, что к ним подбежала лиса. Нужно спасти зайчат, помочь им убежать, но для этого придется выполнить очень интересное, но сложное задание.

У вас карточки, в каждой по 2 слова. Начало одинаковое, а конец должен быть разный, но такой, чтобы в 1 слове Ь был показателем мягкости, во 2 слове Ь был разделительным.

1 вариант 2 вариант
коль… ( цо ) крыль… ( я )
коль… ( е ) крыль… ( цо )

Cамостоятельная работа. Коллективная проверка.

Учитель: Молодцы, спасли зайчат. Они убежали, но остались… (следы)Чьи это следы? (заячьи) А чьи ещё следы мы можем видеть в лесу? (ответы детей)

6. Развитие речи.

Учитель: Посмотрите, как объединились в таблицу эти слова:









Прочитайте слова и скажите, какую роль в этих словах играет Ь. (ответы детей)

Давайте прочитаем 1 предложение. Представим, что это начало рассказа о зимней прогулке. Придумайте следующее предложение, используя любое из слов таблицы.

Дети составляют предложения и говорят их классу.

Учитель: Запишем самое интересное предложение с комментированием (по ходу работы исправляются речевые ошибки). Молодцы!


7. Итог урока. Домашнее задание.

Учитель: Мы ещё можем гулять по лесу, но нам пора возвращаться в класс. Давайте запишем домашнее задание: начало рассказа у нас есть. Вспомните о нашей прогулке и допишите ещё 2-3 предложения, чтобы получился связанный рассказ.

А теперь закрываем глаза и возвращаемся в класс… Давайте вспомним о целях, которые мы ставили в начале урока. (Дети называют цели.) Все ли у нас получилось, все ли вам понравилось? Просигнальте.

Дети показывают сигнальные карточки. Затем учитель оценивает

работу учеников.

Учитель: Спасибо за урок. Надеюсь, в следующий раз на уроке русского языка вам будет так же интересно.






Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ