Конспект урока по русскому языку "Слова – названия предметов, у которых нет окончаний" 2 класс
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №55 «Лингвист» г. ЛИПЕЦКА
Урок русского языка во 2 классе
на тему:
« Слова – названия предметов,
у которых нет окончаний »
Учитель:
Томилина Ольга Сергеевна
Липецк – 2013 г.
Тема урока:
« Слова – названия предметов, у которых нет окончаний »
Цели урока:
- дать понятие о неизменяемых словах;
- формировать умение отличать неизменяемые слова от слов с нулевым окончанием, с окончаниями - о, - е;
- формировать умение определять форму неизменяемых слов (в контексте);
- совершенствовать навыки работы с различными видами словарей;
- развивать устную речь обучающихся;
- развивать умение логически мыслить, аргументировать свой ответ;
- воспитывать интерес к рассматриваемой проблеме;
- воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Планируемый результат
обучения:
Познавательные УУД:
- умение находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий с использованием различного вида словарей;
- умение строить сообщение в устной и письменной форме;
- умение работать по алгоритму, устанавливать аналогии, проводить сравнение;
- умение классифицировать по заданным критериям.
Регулятивные УУД:
- сотрудничество с учителем при решении языковой проблемы;
- умение анализировать и исправлять ошибки;
- осуществление пошагового продвижения от наблюдений к обобщению.
Коммуникативные УУД:
- умение формировать и высказывать собственное мнение;
- способность аргументировать свою позицию, свой ответ;
- умение использовать речь для регуляции своего действия.
Личностные УУД:
- наличие учебно – познавательной мотивации;
- способность к самооценке;
- ориентация на бережное отношение к окружающему миру.
Основные понятия:
неизменяемое слово, основа слова, форма слова, единственное и множественное число.
Межпредметные связи:
окружающий мир, литературное чтение.
Ресурсы:
учебник «Русский язык», 2 класс (Н.А. Чуракова . М.: Ака-демкнига , 2010г., стр.41 – 44 (І часть), стр.135-150 (ІІ часть)), хрестоматия «Окружающий мир», 2 класс (О.Н. Федотова . М.: Академкнига , 2010г., стр. 150 - 159) , презентация.
Этапы урока:
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
І. Организацион-ный момент.
ІІ. Вхождение в урок.
- Утро каждого здорового человека начинается с физической зарядки. А мы начнем урок с зарядки звуко-буквенной. Посмотрите, пожалуй-ста, на экран. Прочитайте дву-стишие. Следите за правильным произношением выделенного слова (Слайд 1) .
′
Вёз водитель в магазин
Много мётел и корзин.
(А. Шибаев)
Произноси правильно !
′
МАГАЗИН
- Назовите окончание в слове магазин.
- Какое окончание называется нулевым?
1 обучающийся читает вслух.
- Нулевое.
- Окончание, которого мы не видим, но которое появляется в других формах. Оно обозначается пустой клеткой
ІІІ. Проверка домашнего задания.
- Назовите слова с окончаниями -а, -о, -е, которые вы выписали дома из Обратного словаря.
- Молодцы! Все слова выписаны правильно.
2 - 3 обучающихся называют слова : дружба, ходьба, шуба, радуга, поле, сердце, крылечко, дупло и др.
ІV. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся со словами – названиями предметов, у которых нет окончаний. Будем учиться находить эти слова в предложении и определять их форму.
Обучающиеся записывают в тетрадях дату, классную работу, тему урока.
V. Работа по изучению нового материала.
VІ. Физкульт-минутка.
VІІ. Закрепление изученного.
1. Распределительный диктант.
- Проведём с вами распределительный диктант. Запишите слова, которые я продиктую, в 3 столбика: 1) с окончанием –а, 2) с окончаниями -о, -е, 3) с нулевым окончанием. Посмотрите на экран, как нужно назвать столбики (Слайд 2).
Девочка, облако, лето, стол, птичка, ослик, поле, весна, пальто, день.
- Назовите слова, которые записали в 1-й, 2-й, 3-й столбики.
- В какой столбик записали слово пальто?
-Его не нужно было записывать, потому что оно не имеет окончания. Прочитайте в учебнике на стр. 41, что говорит об этом слове Асырк.
2. Знакомство с правилом.
- Есть слова, у которых действительно НЕТ ОКОНЧАНИЙ. Эти слова пришли к нам из других языков. Нет окончания – значит, слово НИКАК НИКОГДА не изменяется! Например: пальто, кино, кенгуру, метро, кафе, кофе, эскимо.
3. Работа с иллюстрацией.
- Рассмотрите иллюстрацию на стр. 41. Что на ней изображено?
- Что общего в этих словах?
- Верно. Эти слова тоже пришли к нам из других языков и являются неизменяемыми.
4. Определение формы слова в контексте предложения. Работа по алгоритму.
- В учебнике на стр. 42 записаны предложения. Прочитайте их.
1).(Кто?) Кенгуру завтракал бананом.
2).В зоопарке я любовался (кем?) кенгуру.
3).Я видел маленьких (кого?) кенгуру.
- Где слово кенгуру стоит в единственном числе? Почему ты так думаешь? Где это слово стоит во множественном числе? Можешь это доказать? А где непонятно, в каком числе стоит это слово?
- Изменился ли внешний вид слова при изменении числа? А при смене вопросов?
- Можно ли сказать, что во всех трёх предложениях у слова кенгуру нет окончания?
-Запишите это слово и выделите у него основу.
-Можно ли сказать, что слово кенгуру стоит во всех предложениях в одной и той же форме? Не торопись с ответом: воспользуйся алгоритмом-подсказкой (Слайд 3) :
1). Посмотри, как слово кенгуру подчёркнуто в каждом предложении.
2). Посмотри, одинаковые ли вопросы заданы к этому слову.
3). Подумай, одинаковую ли работу выполняет это слово в предложении?
- Какой вывод можем сделать?
Не мешайте мне мечтать!
Мне б мешок конфет достать,
Развернуть, жевать, кусать,
Чавкать, чмокать, уплетать,
Долго-долго не глотать,
Наслаждаться, смаковать.
1. Работа со стихотворением
М. Яснова « Как понять? » (стр.43)
- Что обсуждает с нами поэт? Чем он удивлён? В каком числе стоит слово пони? Доказывайте, используя подчёркнутые слова.
- Изменится ли внешний вид слова пони, если мы будем изменять это слово по числам: один… много...? А что изменится, если задавать к нему разные вопросы? Например: есть (кто? что?)…нет (кого? чего?)… дам (кому? чему?) Посмотрите на экран (Слайд 4).
- Можно ли сказать, что у слова пони вовсе нет окончания?
-Запишите его и выделите основу.
2. Выполнение упражнения № 17 (стр. 44).
- Прочитайте задание к упражнению.
- Самостоятельно выпишите слова на –у из Обратного словаря (учебник, ІІ часть) , назовите их.
- Мы сегодня уже называли эти слова. Они пришли к нам из других языков. У всех этих слов нет окончаний.
- Прочитайте в хрестоматии «Окружающий мир» (в «Иллюстрированном словарике») описания этих животных.
- Сочините и запишите предложение с любым из этих слов.
Покажите подчёркиванием, каким – главным или неглавным – это слово является в предложении.
3. Беседа.
- С какими необычными словами мы познакомились сегодня на уроке? Что можете сказать о форме этих слов?
Обучающиеся назы-вают слова (3 чел.).
Примечание: чаще всего дети ошибочно записывают слово пальто во 2-й столбик (с окончанием –о).
Читает 1 обучающийся вслух.
- На иллюстрации изображены животные: кенгуру, эму, зебу, какаду.
- Все они оканчиваются на букву -у.
1 обучающийся читает вслух.
Обучающиеся по цепочке отвечают на вопросы.
Записывают в тетради, выделяют основу.
1обучающийся читает алгоритм вслух.
- Слово кенгуру не изменяется, поэтому не имеет окончания. В предложениях употребляется в разных формах, так как выполняет разную работу.
Дети выполняют движения, которые запомнили ранее.
1 обучающийся читает стихотворение.
Обучающиеся по цепочке отвечают на вопросы.
- Да, у слова пони нет окончания, потому что это слово не изменяется.
Записывают в тетради, выделяют основу.
Читают самостоятельно.
Выписывают из словаря слова на -у.
1 обучающийся читает записанные слова: зебу, какаду, эму, кенгуру.
Читают вслух
(4 чел.).
2 обучающихся работают у доски, остальные – в тетрадях.
Обучающиеся отвечают на вопросы, подводят итог урока.
VІІІ. Рефлексия.
- Какое задание на уроке показалось вам самым лёгким?
- Какое задание на уроке показалось вам самым трудным?
- Какое задание на уроке вам показалось самым интересным?
Дети высказывают своё мнение.
ІX. Итог урока.
Выставление и комментирование отметок, домашнее задание (Выучить правило на стр.41, выполнить упр. 18, пользуясь алгоритмом ) .
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ