Конспект урока по русскому языку "Сложное предложение. Обобщение"

Воличенко Светлана Юрьевна



Тема. Сложное предложение. Обобщение.



Задачи урока:


образовательные – совершенствовать знания о предложении; развивать умения отличать сложное предложение от простого;

развивающие – способствовать развитию речи; развитию речи, памяти, внимания учащихся;

воспитательные – воспитывать любовь к русскому языку.


Оборудование: тетради, учебники, тетради по чистописанию, карточки для индивидуальной работы, сигнальные карточки, схемы предложений.


Ход урока.



I Организационный момент.

II Чистописание.

Читает учитель

- Осыпаются астры в садах, стройный клен под окошком желтеют…

- Что я прочитала? ( Предложение)

- С какого звука начинается слово предложение? ( Со звука [п] )

- Чем на письме обозначается звук [п]? ( Буквой П)

- Сегодня мы повторим написание этой буквы. Открываем тетради по чистописанию, стр.30

- С какой буквы начинаем записывать любое предложение? ( С заглавной )

- Пропишите заглавную букву П, …теперь слоги…

- Обратите внимание на соединение в слогах.

- Что еще, кроме предложений, пишется с заглавной буквы? ( Имена собственные)

- Прочитайте слова на следующей сточке.

Пушкин Александр Сергеевич

-Ребята, кто это? (Известный русский поэт)

Правильно. Пропишите эту строчку.

- Прочитайте на следующей строке.

Пришвин Михаил Михайлович

- Кто это? (Русский писатель.)

Верно. Пропишите.

- Прочитайте следующую строчку.

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой…

(А. Пушкин)

- Что вы прочитали? (Предложение)

- Давайте найдем и подчеркнем главные члены предложения.

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой…

(А. Пушкин)


- А теперь посмотрите на доску.(На доске схемы предложений)

- Что это? Для чего они нужны? (Это схемы предложений.)

- Какие это предложения?

- Какая из этих схем подходит к нашему предложению?


III Актуализация знаний.


- Что такое предложение?

- На какие группы делятся предложения?

- Какие предложения называются простыми?

- Какие предложения называются сложными?

- Чем отличается сложное предложение от простого?


IV Целеполагание.


- Чем же мы будем заниматься на уроке? (Будем работать со сложными предложениями, учиться отличать их от простых.)

-Можете ли вы сформулировать тему нашего урока? (Сложное предложение)


V Закрепление знаний.

  1. Работа по карточкам

Посмотрите на карточку. На ней записаны предложения.

1.В тумане падают листья.

2.Скоро осень проснется и заплачет спросонья.

3.Дождик сразу перестал, в клетке чиж защебетал.

- Составьте и запишите схемы этих предложений.(3 ученика работают у доски)

- Проверяем.

- Схему какого предложения вы записали? Докажи.

- Как связаны между собой части сложного предложения? (Интонацией)

- А как еще могут быть они связаны? (Союзами и, а, но)

- Молодцы!

2) Работа по учебнику.

- Откройте учебник на с.71, упр.2

- Работаем по рядам.

1. Вот передо мною чудный сад цветет, в том саду большое дерево растет.

2. Весенний ручей струится по зеленой траве, и в ручей капает сок из поломанной ветки березы.

3. Весной по утрам тонкий лед еще покрывает лужицы, а воздух пахнет морозом.

Проверка по образцу

- Кто не допустил ни одной ошибки?

- Молодцы!

- Какую же роль играет запятая в сложном предложении? (Разделяет части )

3) Творческая работа.

- А теперь составьте и запишите 1 простое предложение и 2 сложных предложения (с союзом и без союза)


Дети зачитывают и доказывают сложное или простое предложение.

4) «Найди пару» Работа на карточках.

- Даны простые предложения. Составьте из них сложные предложения.

  • Черная туча закрыла небо.

  • Проливной дождь застучал в окно.

  • Наступила осень.

  • Перелетные птицы стали собираться в стаи.

  • Холодное небо часто хмурится.

  • По утрам бывают легкие заморозки.

- Какую же роль играют союзы в сложном предложении?


VI Домашнее задание.

- Дома составить небольшой рассказ, используя сложные предложения, на тему «Осенью в лесу».

VII Итог урока.Рефлексия.

- Чем занимались на уроке?

- Как же отличить сложное предложение от простого?

- Молодцы!

- Оцените свою работу на уроке сигнальными карточками.



































1.В тумане падают листья.

2.Скоро осень проснется и заплачет спросонья.

3.Дождик сразу перестал, в клетке чиж защебетал.




1.В тумане падают листья.

2.Скоро осень проснется и заплачет спросонья.

3.Дождик сразу перестал, в клетке чиж защебетал.




1.В тумане падают листья.

2.Скоро осень проснется и заплачет спросонья.

3.Дождик сразу перестал, в клетке чиж защебетал.




1.В тумане падают листья.

2.Скоро осень проснется и заплачет спросонья.

3.Дождик сразу перестал, в клетке чиж защебетал.




1.В тумане падают листья.

2.Скоро осень проснется и заплачет спросонья.

3.Дождик сразу перестал, в клетке чиж защебетал.




1.В тумане падают листья.

2.Скоро осень проснется и заплачет спросонья.

3.Дождик сразу перестал, в клетке чиж защебетал.




1.В тумане падают листья.

2.Скоро осень проснется и заплачет спросонья.

3.Дождик сразу перестал, в клетке чиж защебетал.

  • Черная туча закрыла небо.

  • Проливной дождь застучал в окно.

  • Наступила осень.

  • Перелетные птицы стали собираться в стаи.

  • Холодное небо часто хмурится.

  • По утрам бывают легкие заморозки.





  • Черная туча закрыла небо.

  • Проливной дождь застучал в окно.

  • Наступила осень.

  • Перелетные птицы стали собираться в стаи.

  • Холодное небо часто хмурится.

  • По утрам бывают легкие заморозки.





  • Черная туча закрыла небо.

  • Проливной дождь застучал в окно.

  • Наступила осень.

  • Перелетные птицы стали собираться в стаи.

  • Холодное небо часто хмурится.

  • По утрам бывают легкие заморозки.





  • Черная туча закрыла небо.

  • Проливной дождь застучал в окно.

  • Наступила осень.

  • Перелетные птицы стали собираться в стаи.

  • Холодное небо часто хмурится.

  • По утрам бывают легкие заморозки.




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ