Конспект урока по русскому языку "Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн. Обобщение" 3 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Октябрьская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области












Урок русского языка в 3 классе




Сочетания

жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн.

Обобщение.





подготовила

учитель начальных классов

Тульченко Ирина Анатольевна

МБОУ «Октябрьская средняя

общеобразовательная школа»

Курского района










Урок русского языка в 3 классе

Т. Г. Рамзаева

Тема: Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн. Обобщение.


Цели урока: отрабатывать умения распознавать в словах шипящие звуки и правильно обозначать на письме сочетания этих звуков с гласными буквами и, а, у;   формировать орфографические знания, умения и навыки на основе развития орфографической зоркости; систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих, сочетаний чк, чн ;воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки.


Ход урока

  1. Орг. момент.

  2. Проверка д. з.

  3. Сообщение темы и целей урока

Вот и дан опять звонок—

Начинается урок.

Как жи, ши, ча, ща писать

Будем снова повторять.

  1. Повторение изученного

А)Догадайтесь - ка, ребята,
Отчего ежи, ужи,
Щуки, белки и волчата
Рассмеялись от души

На доске слова: Ежы, ершы, щюки, бельчята, волчята. (Исправить ошибки предлагается слабым ученикам)

Б) Заранее подготовленные дети читают стихи на изучаемые правила:

Вспомним правило (ЖИ-ШИ пиши с буквой “И”).

Сережи, Наташи: не спешите,
Повнимательней пишите!
Да потише нажимайте,
Карандаши свои не сломайте!
Г. Ладонщиков

ЧА и ЩА пиши с буквой “А”.

Пища, чаща, роща, куча,
Саранча, кочан и туча,
Дача, чайка, каланча –
Все слова на ЧА и ЩА.
Н.М. Бетенькова

ЧУ и ЩУ пиши с буквой “У”.

Я грамотно писать хочу,
Слова на ЧУ и ЩУ учу:
Чулок, и чудо, и чугун,
Чудак, и щука, и ворчун,
Чумазый, чучело, чурбан,
Чудесный, чувство и чулан,
Кричу, ворчу, ищу, тащу –
Я с У пишу и ЧУ и ЩУ.

В) Давайте-ка, ребятки, отгадывать загадки на изученные правила.

У нее во рту пила,
Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала,
А теперь в котел попала. (Щука)

Растет на грядке с кислинкой
Зеленый лист, как косынка.
Не ленись, его сорви.
С ним пирог ты испеки. (Щавель)

Две курносые подружки
Не отстали друг от дружки.
Обе по снегу бегут,
Обе песенки поют
Обе ленты на снегу
Оставляют на бегу. (Лыжи)

К розе не подпускают,
От всех ее защищают. (Шипы)

  Кто, ворочая усами,
Раскомандовался нами:
“Можно есть! Пора гулять!
Умываться и в кровать!” (Часы)

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
“Пейте чай, вода вскипела!” (Чайник)

Живут в норке,
Грызут корки.
Короткие ножки.
Боятся кошки. (Мыши)


Запись отгадок самостоятельно в тетрадях с подчёркиванием орфограмм.

Г) фронтальная работа:

Сегодня мы будем отвечать на хитрые вопросы. Запишите только ответ.

  • Как превратить мел а место на реке? (мель)

  • Как угол превратить в топливо? (уголь)

  • Как сделать, чтобы шест стал числом? (шесть)

  • Как из банки сделать баню? (банька)

  • Как из полки сделать танец? (полька)

  1. Фонетическая работа. Игра «Посчитаем»

Вот идут они гуськом

Вдоль лесных дорожек;

Ёж-отец, Ежиха-мать

И ребёнок-ёжик.

  • В каких подчёркнутых словах число звуков и букв совпадает? (ребёнок)

  • В каких словах звуков больше, чем букв и почему? (ёж, ежиха, ёжик)

  • В каких словах букв больше и почему? (гуськом, вдоль, мать)

  • Какие ещё слова вы знаете, где букв больше, чем звуков? Напишите

  • Какую роль выполняет ь в этих словах? (показатель мягкости)

  1. Чистописание

жи, ши

шишки, мыши, малыши, лыжи.

  1. Работа по теме урока (закрепление)


А) Грамматическая сказка «Как поссорились шипящие с некоторыми гласными буквами»


    • Подумайте, о чём пойдёт речь на уроке

Жили-были на свете Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалёку И, Ю, Ы, И, А, Я. Жили очень дружно. И вот решили однажды буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат везде—нашли уже многих, только никак не могут найти 3 гласных—Ы, Ю, Я. Искали-искали, с ног сбились, до вечера промучились. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Ю, Я как ни в чём не бывало сидят, смеются чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие—с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так: ЖИ--ШИ, ЧА--ЩА, ЧУ--ЩУ!

Много времени прошло с тех пор. И захотели шипящие вновь расширить круг своих друзей. Вспомнили про Я, Ю, Ы. решили взять с собой в лес за грибами и ягодами. Буквы ведь очень дружный народ. Хорошо провели они время в лесу, а когда пришли, буква Я расхвасталась:

--я больше всех собрала. Грибы у меня самые лучшие, а ягоды самые спелые и душистые. Это я всех в лес позвала, это я их вывел на лучшую поляну, это я…

Буквы даже рассердились!

--Мы так дружно жили, никогда не ссорились, а главное—никто у нас так не зазнавался, каждый знал своё место, и вдруг…

И решили буквы проучить букву-зазнайку, отправив её в самый конец алфавита, но тут заюлила буква Ю, стала защищать свою подружку Я. И буква Ы стала своей клюкой размахивать. Буквы и их отправили в конец поближе к букве Я.

Кстати, именно с того момента шипящие буквы Ч, Ш, Щ Ж сказали, что НИКОГДА больше не будут дружить с буквами-зазнайками, а только со скромными буквами А, У, И, которые никогда не выпячиваются.

А как же, спросите вы,могут получиться такие слова как чаща, щука, лыжи? А очень прост: с буквами И, У, А и только с ними!

-- Какая невоспитанность!—жаловались отвергнутые буквы на шипящие. –Подойти невозможно, так и шипят от злости.

Справедливая обида! Но только не ко всем так суровы Ж, Ш, Щ, Ч. они всегда рады И, У, А!

(Речь пойдёт о правописании сочетаний ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ)

Б) Работа по учебнику

--упр.52 стр. 22

Прочитайте текст. Какие правила нужно вспомнить, чтобы правильно его выполнить

--выполните задание самостоятельно.

8. Физкультминутка


Встаньте “паровозиком”, двигаемся по кабинету и поём: “чщ, чщ…

Вот поезд наш мчится,

колеса стучат,
А в поезде нашем ребята сидят.
Чу- чу- чу- чу- чу… чщ - чщ …



В) Продолжение работы по учебнику.

    • Упражнение в правописании сочетаний

--упр.53 стр.22 (устно)

--упр.54 стр. 22 (у доски)

--упр.55 стр. 22 (самостоятельно)

    • Игра «Продолжи словечко»

Угадайте и запишите слова:

Кот живёт у нас на крыше

А в подполье живут… (мыши)


Не поедет без бензина

Ни автобус, ни…(машина)


По полям бегут ручьи,

На дорогах -(Лужи)

Скоро выйдут муравьи

После зимней…(стужи)



 8. Игра «Зажги огонёк» (у доски 2 команды)

Детям раздаются карточки двух цветов: подобрать пару.

--Назовите пары слов:

  • Волшебник – чародей

  • Нередко – часто

  • Глушь- чаща

  • Грязный – чумазый

  • Храбрец – смельчак

  • Жалеть – щадить

  • Большая туча

  • Журчат ручьи

  • Берёзовая роща

  • Чаща леса

  • Машина гудит

9.Выборочное письмо (взаимопроверка в парах)

Запишите только те слова, в которых встречаются изучаемые орфограммы:

Ча-ща

За бульваром, у Покровки,
На трамвайной остановке,
Вылезая, буква “Щ”
Тянет пояс от плаЩА.
А в трамвай влезает “Ч”
С чемоданом на плече.
Вышел ёж с сапожной щеткой,
Занялся работой четкой.
Гуталина не ЩАдит,
Гуталин слегка ЧАдит.
Заяц волка замеЩАет,
Всех косых он замеЧАет.

А волна реки, плеЩА,
Пену бросила с плеЧА.

Чу-щу

Оба брата, Гек и ЧУк
Принялись за ловлю ЩУк.
И кричит им птица ЩУр:
- Не меня ловите, ЧУр!

  • “ЖИ-ШИ”:

Рядом с иголками рыЖИк под ёлками.
Не мал, не велик, а леЖИт и блестит.
Ехала маШИна, лопнула вдруг ШИна.
Воздух из ШИны с ШИпеньем выходит.



  1. Подведение итогов.

Девочки поют частушки:

ЖИ да ШИ, ЖИ да ШИ

С буквой И всегда пиши:

Мыши, ёжики, ужи,

Лужи, крыши и моржи.



ЧА и ЩА, ЧА и ЩА

Роща, чаща и свеча,

Пища, туча, саранча—

С буквой А и ЧА и ЩА.



Сочетания ЧУ и ЩУ

Пием только с буквой У.

Чудо, щука, ухвачу

И кричу, лечу, хочу.



Точно, точка, стрелочка,

Тучка, срочно, белочка,

Не запомнятся никак,

ЗДЕСЬ НЕ НУЖЕН Ь!

Д. з. упр 56 стр 23

Рефлексия

  • Сегодня я узнал …

  • Мне еще нужно отработать…

  • Для меня самым трудным было…

  • Сегодня на уроке мне было…

  • Для меня самым интересным было…

  • С каким настроением окончили урок? (покажите)



*** дополнительный материал:

1.Что происходит по взмаху волшебной палочки?

2.Растение из огорода, кислое на вкус?

3.Белая холодная звездочка, тающая на ладошке?

4.Загадка из учебника математики, требующая решения?

5.Транспорт, живущий в гараже?

6. Хищная рыба, обитающая в реке?





















Литература:

1.Волина В.В. Весёлая грамматика. – Москва: Знание, 2009.

2. Гараева Я.Ш. Поурочные разработки по русскому языку к учебному комплекту Т.Г. Рамзаевой.- Москва: Дрофа, 2011.

3.Львов М.Р Школа творческого мышления. Учебное пособие по русскому языку для обучения в начальных классах.- Москва: Дидакт, 2010.

4 Рамзаева Т.Г. Русский язык: учебник для 3 класса: в 2 ч. /Т.Г.Рамзаева. –Москва: Дрофа, 2011.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ