Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Дательный падеж имен существительных»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Козьмодемьянска»
Республики Марий Эл
Конспект урока по русскому языку
в 3 классе
«Дательный падеж имен существительных»
Подготовила
учитель начальных классов
Козикова Наталья Сергеевна
г.Козьмодемьянск
2014
Тема урока: Дательный падеж имен существительных.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Цель: формировать умение находить имена существительные в дательном падеже по вопросам, работать над развитием речи учащихся.
Задачи:
Образовательные: создать условия для знакомства детей со способом определения дательного падежа имен существительных; организовать практическую деятельность, в ходе которой дети могут научиться распознавать имена существительные в дательном падеже; развивать орфографическую зоркость.
Развивающие: создать условия для развития умений планировать и контролировать свою деятельность, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитательные: создать условия для положительной мотивации к учению, воспитывать уважительное отношение к одноклассникам.
Оборудование: учебник и рабочая тетрадь Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина «Русский язык. 3 класс», индивидуальные карточки, простой карандаш, линейка, слайдовая презентация.
ХОД УРОКА.
Организационный момент (самоопределение к деятельности)
Минутка чистописания
- Ребята, посмотрите на наших гостей. Улыбнитесь своему соседу.
- Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Я надеюсь, что мы сегодня хорошо поработаем.
- Запишите число, классная работа.
- Спишите буквосочетания, продолжив закономерность
Срв Вср Рвс
2.Актуализация знаний (воспроизведение уч-ся необходимых и достаточных знаний для введения нового)
– Что объединяет слова, записанные на доске? (Имена существительные, предлоги, родительный падеж)
до берега
для мамы
из бумаги
с горки
без товарища
- Докажите, что все эти слова стоят в родительном падеже. (До чего? до берега; для кого? для мамы и т.д.)
- Что вам помогло определить падеж? (Вопросы и предлоги.)
-Почему к некоторым словам задавали вопрос: кого? А к некоторым словам вопрос: чего? (Одушевленные, неодушевленные имена существительные)
- С какими предлогами употребляются имена существительные в родительном падеже? (У, около, от, без, из, до, для, вокруг, после, с.)
- Какой падеж мы изучали вчера? (Родительный падеж)
- Как думаете, какой падеж будем изучать сегодня? (Дательный падеж.) Почему так думаете? (После родительного падежа идет дательный падеж.)
3.Постановка учебной задачи
- Вспомним, что мы уже знаем о дательном падеже. (Существительные в дательном падеже отвечают на вопросы: кому? чему?)
- Что хотим узнать о дательном падеже? (Какие предлоги употребляются с существительными в дательном падеже.)
- Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке? (Находить в предложении имена существительные в дательном падеже, быстро определять падеж имен существительных.)
- Надеюсь, что всему этому вы сегодня научитесь.
4.Открытие нового знания (работа в учебнике и в рабочей тетради)
Работа в парах
5. Первичное закрепление.
(работа в учебнике)
- Прочитайте сообщение профессора Самоварова. Как образовано название дательного падежа?
- Дополните таблицу вопросами дательного падежа и своими примерами (РТ, упр. 60)
(Взаимопроверка)
Упр. 49, с.29 (работа в учебнике, с комментированием 1 ученик у доски)
- Составьте словосочетания, раскрыв скобки. Запишите их.
- Разберем словосочетания и определим падеж имен существительных. (Плыть по реке – главное слово плыть, плыть (по чему?) по реке, дательный падеж; мчаться по улице – главное слово мчаться, мчаться (по чему?) по улице, дательный падеж; написать подруге – главное слово написать, написать (кому?) подруге, дательный падеж, обратиться к однокласснице – главное слово обратиться, обратиться (к кому?)к однокласснице, дательный падеж)
- Какие предлоги употребляются с именами существительными в дательном падеже? (К, по.)
Физкультминутка для глаз.
6. Закрепление изученного.
Работа в парах.
7.Включение знаний в систему (работа на карточках)
Физкультминутка
- Составьте рассказ по рисунку и опорным словосочетаниям (Упр. 51)
- К нам в гости пришел почтальон Печкин. Он принес письмо. ( Упр. 52) Посмотрите, все ли верно написано на конверте?
-А как бы вы подписали этот конверт?
-Существительные в дательном падеже обязательно употребляются, когда мы подписываем конверты. -Вспомните, Какие слова на конверте должны стоять в дательном падеже. ((Фамилия, имя, отчество адресата)
- А теперь вы подпишите конверт с письмом вашему другу.
Работа в рабочей тетради.( доп.)
Упр. 61,стр. 42.
(1 ученик у доски)
- Прочитайте задание.(Выпишите словосочетания с выделенными словами. Запишите вопросы, выделите окончания существительных в дательном падеже, подчеркните предлоги.)
- Сейчас вы будете работать на карточках, самостоятельно прочитайте и выполните задание.
(Подготовленные дети получают карточку №1, остальные учащиеся получают карточку №2)
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА№1
Фамилия Имя____________________________ рисунок
Выделите предлоги и окончания имён существительных, определите падеж имён существительных.
От дуба, по тропинке, на ёлке, до дороги, по небу,из дома, вокруг леса, над полем, к бабушке, у окна.
Оцени свою работу на уроке (нарисуй в прямоугольнике рисунок):
- если было легко и интересно – нарисуй солнышко
- если было немного трудно, но интересно – нарисуй солнышко с облаком
- если было трудно и непонятно – нарисуй тучку
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА№2
Фамилия Имя____________________________ рисунок
Выделите предлоги и окончания имён существительных, определите падеж выделенных имён существительных.
(От чего?) от дуба, (по чему?) по тропинке, (на чём?) на ёлке, (до чего?) до дороги, (по чему?) по небу, (из чего?) из дома, (вокруг чего?) вокруг леса, (над чем?) над полем,
(к кому?) к бабушке, (у чего?) у окна.
Оцени свою работу на уроке (нарисуй в прямоугольнике рисунок):
- если было легко и интересно – нарисуй солнышко
- если было немного трудно, но интересно – нарисуй солнышко с облаком
- если было трудно и непонятно – нарисуй тучку
- Встретились ли вам имена существительные в дательном падеже? (По тропинке, по небу, к бабушке)
- В каком еще падеже встретились имена существительные? (В родительном падеже. От дуба, до дороги, из дома, вокруг леса, у окна. В предложном падеже – на ёлке, в творительном падеже – над полем)
- Продолжите и выполните:
Пройдитесь по чему? (по полу, по скамейке)
Повернитесь к кому? (к учителю, к другу)
Постучите по чему? (по столу, по руке)
Улыбнитесь кому? (другу, учителю, гостям)
- В каком падеже стоят имена существительные, которые вы назвали? (В дательном падеже) Почему так решили (Вопросы кому? чему?, предлоги к, по.)
6.Домашнее задание
7. Итог урока.
Рефлексия.
Откройте упражнение 50 на странице 29.
- Прочитайте текст. Вспомните название сказки и имя её автора. («Аленький цветочек»,Сергей Аксаков)
- Прочитайте задание. (Спишите, вставьте пропущенные буквы и предлоги.)
- Эту работу вы будете выполнять самостоятельно дома.
- Объясните, какие буквы нужно вставить и почему? (Корабль – словарное слово; золотой, безударная гласная «о», проверочное слово «золото» и т.д.)
- Прочитайте задание к упражнению. (Найдите в предложениях имена существительные в дательном падеже. Поставите к ним вопрос от главных слов. Над именем существительном в дательном падеже укажите падеж, выделите окончания.)
- Что вам поможет определить дательный падеж? (Вопросы: кому? чему?, предлоги к, по.)
- Что узнали об именах существительных в дательном падеже? (Отвечают на вопросы кому? чему?, употребляются с предлогами к, по.)
- Чему научились? (Научились находить имена существительные в дательном падеже, определять падеж имен существительных.)
-Оцените наш урок на листах диагностики
Список использованной литературы
1. Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык, 3 класс, вторая часть. М.: Просвещение. 2012
2. Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык,. Рабочая тетрадь..3 класс, вторая часть. М.: Просвещение. 2012
3.Н.Ю. Васильева . Поурочные разработки по русскому языку к УМК»Перспектива»М.: ВАКО, 2013
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/urok-russkogo-yazyka-v-3-klasse-32
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ