Конспект урока по русскому языку во 2 классе "Имя существительное. Одушевлённые и неодушевлённые существительные"


Конспект учебного занятия с использованием ЦОР (цифровые образовательные ресурсы)



Город: Магнитогорск

МС(К)ОУ «С(К)ОШИ №3»

Учитель: Старкова Светлана Васильевна

Класс: 2 (II вид)

Тема учебного занятия: Имя существительное. Одушевлённые и неодушевлённые существительные.

Продолжительность учебного занятия: 45 мин.

Тип учебного занятия: комбинированный урок.

Цели:

Образовательная:

Учить распознавать существительные в тексте, подбирать самостоятельно и писать; классифицировать существительные на одушевлённые и неодушевлённые.

Развивающая:

Развивать практические навыки, орфографическую зоркость, наблюдательность, навыки самоконтроля, обогащать речь учащихся, познавательную деятельность;

Воспитывающая:

Воспитывать усидчивостьт, аккуратность, умение работать в коллективе, выслушивать мнение товарищей, интерес к учению, любовь к родному языку.

Оборудование:

для учителя: конспект урока, презентация к уроку, мобильный компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Имя существительное».

для ученика: Канакина В.П. Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. -М.: Просвещение, 2012 г., рабочая тетрадь, карточки с заданиями.

Дидактические материалы к учебному занятию:


  1. В.И. Круковер, Л.И.Шелестова. Поурочные разработки по русскому языку. 2 кл. – М. : ВАКО, 2005 г.

  2. О.В. Узорова, Е.А.Нефёдова. Справочное пособие по русскому языку: 1-2 кл. (1-4); 1-ый кл. (1-3). – М. :АСТ: Астрель,2006 г.

  3. Николаева. Л.П, Иванова И.В. Работа со словарными словами. 2 класс.- М.: Издательство «Экзамен», 2008г. (Серия УМК)

  4. Е.В.Языканова Развивающие задания: тесты, игры, упражнения. 2 класс М: Издательство «Экзамен», 2011г.

  5. Раздаточный материал (см. в приложении)



Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения


I. Организацион-ный момент.


2 мин.

Подготовить учащихся к работе, настроить на успешную работу.

Организация внимания и внутренней готовности.

Умение организоваться

Словесный настрой

Фронтальная работа

Слайд № 2

Деятельность учителя

Деятельность ученика

- Сейчас урок русского языка. Будем заниматься.






- Вадим (Софья, Кирилл), ты кто- солнышко или тучка?

- Солнышко, улыбнись мне, товарищу!


- Как ты будешь заниматься? (спросить каждого ученика)

- Какое сегодня число? Какой день недели?

- Откройте тетради, запишите число.



- Я - солнышко.

- Я буду заниматься хорошо, буду слушать, говорить, буду думать.

Учащиеся отвечают.

Учащиеся открывают тетради, записывают число в тетрадь.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения


II. Сообщение целей урока.

3 мин.

Подготовить учащихся к дальней работе повторить основные понятия, умозаключения, основополагающие знания.

Что такое имя существительное, на какие вопросы отвечает, что обозначает.

Уметь отвечать на вопросы, находить имена существительные

Опрос

Фронтальная работа

Слайд № 3

Деятельность учителя

Деятельность ученика

- Расшифруйте слово. Угадайте, о чём мы буде говорить на уроке.

19,21,27,6,19,20,3,10,20,6,13,30,15,16, 6






- На какие вопросы отвечают имена существительные?

- Сегодня мы будем искать существительные в тексте, находить слова, которые отвечают на вопросы «кто?» и «что?».

Существительное

- Существительные отвечают на вопрос «кто?» или «что?»

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

III. Актуализация опорных знаний


5 мин

Подготовить к восприятию нового учебного материала.

Знать названия овощей, животных, мебель.

Уметь задавать вопросы к словам, обобщать слова.

Словесный, частично-поисковый.

Индивидуальная групповая

Слайд № 4

Деятельность учителя

Деятельность ученика

У детей на партах индивидуальные карточки.

-У вас на партах лежат карточки, это шифрограммы.

Среди множества букв спрятались слова. У каждого по 3 слова. Найдите их и подчеркните.

1 вариант.

Юмребятафйврачхдевочкар
2 вариант.

Прклисаужытигрфэяволкчуг
3 вариант.

Ютьмячбдычашкачьпгрибч



-Почитайте слова, которые нашли.

- Как сказать одним словом? (о словах из первого и второго ряда)

-На какие вопросы они отвечают?




Ученики работают по карточкам:


-Ребята, врач, девочка. Это люди. Отвечают на вопрос «кто?».

-Лиса, тигр, волк. Это животные. Отвечают на вопрос «кто?».

-Стул, шкаф, стол. Это мебель. Отвечают на вопрос «что?».

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения


IV. Словарная работа. Подготовка к изучению нового материала.

10 мин


Знать слова из словарика.

Уметь задавать вопросы к словам, самостоятельно подбирать существительные по вопросам.

Словесный, частично-поисковый.

Фронтальная,

индивидуальная.

Слайды № 5 - 11

Деятельность учителя

Деятельность ученика

- Повторим слова из словарика.

- Запишем слова в два столбика. В 1-й столбик слова, которые отвечают на вопрос «кто?», а во 2-й столбик слова, которые отвечают на вопрос «что?».

Медведь, ворона, тетрадь, заяц, карандаш, лопата.


Учащиеся записывают слова в два столбика:

КТО? Медведь, ворона, заяц.

ЧТО? Тетрадь, карандаш, лопата.

Открываются слайды по порядку.


Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения


V. Изучение нового материала.


5 мин.

Познакомить с одушевлёнными и неодушевлёнными существительными, учить находить и классифицировать существительные в тексте.

Что такое имя существительное, на какие вопросы отвечает, что означает.


Уметь задавать вопросы к словам, самостоятельно подбирать существительные по вопросам.

Беседа, объяснительный метод.

Фронтальная,


Слайды № 1 2- 14

Деятельность учителя

Деятельность ученика

- Можно ли к словам из первого столбика поставить вопрос «что?»

- Почему, докажите.


- Правильно, это одушевлённые существительные. Они отвечают на вопрос «кто?» и обозначают людей и животных.

- Придумайте одушевлённые существительные.










- А что вы можете сказать о существительных из второго столбика

- Существительные из второго столбика неодушевлённые.


- Это неодушевлённые существительные. Они отвечают на вопрос «что?» и обозначают все остальные имена существительные.

- Придумайте одушевлённые существительные.







- Значит, существительные делятся на две группы: одушевлённые и неодушевлённые. Давайте прочитаем сведения о существительном на стр.6 в учебнике.


- А сейчас немного отдохнём. Физминутка.

Гимнастика для глаз.







-Нет.

-Они обозначают живые предметы, поэтому ставим вопрос «кто?», а не «что?».

Учащиеся приводят примеры одушевлённых существительных.

-Они отвечают на вопрос «что?» и называют неживые предметы.


Учащиеся приводят примеры неодушевлённых существительных.

Ученики открывают учебник ,читают сведения.


EMBED PowerPoint.Slide.8 Дети слушают музыку и наблюдают за происходящим.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения


VI. Закрепление изученного материала.


18 мин

Закрепить полученные знания.

Знать особенности одушевлённых и неодушевлённых существительных

подбирать их самостоятельно

Уметь правильно задавать вопрос к существительному,

составлять предложения, находить главные члены.

Словесный, частично-поисковый, работа у доски, сам. работа.

Групповая, индивидуальная.

Слайды № 15 – 19

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Найдите среди слов одушевлённые существительные, запишите их в тетрадь.


Посуда, ученик, туча.

Глаза, бабочка, часы, книга.

Барабан, лисица, река.

Школа, вода, сын.







- Назовите слова, которые нашли.

- На какие вопросы они отвечают?

- Запишите слова в тетрадь, поставьте ударения.


  1. Запишите предложения. Найдите главные члены.









- На какой вопрос отвечает подлежащее? К какой группе оно относится?






  1. «Предложение рассыпалось» (индивидуальные карточки)


-Возьмите карточки. Составьте из слов предложения.

На, падали, медленно, снежинки, землю. (Вадик)

Опустела, роща, осенью, берёзовая. (Софья)

Растёт, дома, у, дуб. (Кирилл)

- Прочитайте, какие предложения получились у вас.

- Запишите каждый своё предложение. Найдите главные члены.

Индивидуальные беседы.

- Назови подлежащее. На какой вопрос отвечает?


  1. Дифференцированные задания (индивидуальные карточки)

1 подгруппа «Деформированный текст»

- Предложения перепутались. Разложите их по порядку, чтобы получился текст.

Увидел ёжик яблоко.

Шёл ёжик по дороге.

Вот и обед для ёжика!

Наколол его на иголки.

- Прочитайте, что у вас получилось.

- О ком этот текст? Придумайте название.

- На какой вопрос отвечает слово «ёжик»? К какой группе относится?

2 подгруппа Поиск одушевлённых и неодушевлённых существительных.

- Разделите слова на две группы.
Соедините стрелочками.

  • корова

  • стул

  • груша одушевлённое (кто?)

  • петух

  • снег неодушевлённое (что?)

  • пенал

  • пчела

  • повар


Учащиеся выполняют задание в тетради.

- Ученик, бабочка, лисица, сын.

- Эти слова отвечают на вопрос «кто?»

Ученики записывают слова в тетрадь, ставят ударения.


Работа у доски.

Учащиеся записывают предложения, находят главные члены предложения.

- Кто? Собака. Это одушевлённое существительное.

- Что? Машина. Это неодушевлённое существительное.


Шёл ёжик по дороге. Увидел ёжик яблоко. Наколол его на иголки. Вот и обед для ёжика!

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения


VII. Итог урока. Домашнее задание.


2 мин.

Обобщить представление об одушевлённых и неодушевленных существительных и их особенностях.

Что такое одушевлённые и неодушевлённые существительные, что обозначают.

Уметь сформулировать понятие об одушевленных и неодушевлённых существительных.

Словесный

Фронтальная

Слайды № 20, 21.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

- На какие вопросы отвечают имена существительные?

- На какие две группы делятся?

-На какие вопросы отвечают одушевлённые существительные? Что они обозначают?

- На какие вопросы отвечают неодушевлённые существительные? Что они обозначают?

- Расскажите о существительных по схеме.









Учитель даёт оценку деятельности учеников.

Домашнее задание.

- Прочитать правило на с.48, 50, с.49 упражнение №83

Ученики отвечают на вопросы учителя.


Учащиеся рассказывают с опорой на схему.


Записывают домашнее задание.













Источники:








Приложение


Найди слова


Юмребятафйврачхдевочкар



Прклисаужытигрфэяволкчуг



Ютьмячбдычашкачьпгрибч




«Предложение рассыпалось»



на падали медленно Снежинки землю

опустела роща Осенью берёзовая

растёт дома У дуб


Деформированный текст


Увидел ёжик яблоко.

Увидел ёжик яблоко.

Шёл ёжик по дороге.

Шёл ёжик по дороге.

Вот и обед для ёжика!

Вот и обед для ёжика!

Наколол его на иголки.

Наколол его на иголки.




Разделите слова на две группы.
Соедините стрелочками.


  • корова

  • стул

  • груша одушевлённое (кто?)

  • петух

  • снег неодушевлённое (что?)

  • пенал

  • пчела

  • повар


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ