Конспект урока по русскому языку во 2 классе "Имя существительное. Одушевлённые и неодушевлённые существительные"
Конспект учебного занятия с использованием ЦОР (цифровые образовательные ресурсы)
Город: Магнитогорск
МС(К)ОУ «С(К)ОШИ №3»
Учитель: Старкова Светлана Васильевна
Класс: 2 (II вид)
Тема учебного занятия: Имя существительное. Одушевлённые и неодушевлённые существительные.
Продолжительность учебного занятия: 45 мин.
Тип учебного занятия: комбинированный урок.
Цели:
Образовательная:
Учить распознавать существительные в тексте, подбирать самостоятельно и писать; классифицировать существительные на одушевлённые и неодушевлённые.
Развивающая:
Развивать практические навыки, орфографическую зоркость, наблюдательность, навыки самоконтроля, обогащать речь учащихся, познавательную деятельность;
Воспитывающая:
Воспитывать усидчивостьт, аккуратность, умение работать в коллективе, выслушивать мнение товарищей, интерес к учению, любовь к родному языку.
Оборудование:
для учителя: конспект урока, презентация к уроку, мобильный компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Имя существительное».
для ученика: Канакина В.П. Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. -М.: Просвещение, 2012 г., рабочая тетрадь, карточки с заданиями.
Дидактические материалы к учебному занятию:
В.И. Круковер, Л.И.Шелестова. Поурочные разработки по русскому языку. 2 кл. – М. : ВАКО, 2005 г.
О.В. Узорова, Е.А.Нефёдова. Справочное пособие по русскому языку: 1-2 кл. (1-4); 1-ый кл. (1-3). – М. :АСТ: Астрель,2006 г.
Николаева. Л.П, Иванова И.В. Работа со словарными словами. 2 класс.- М.: Издательство «Экзамен», 2008г. (Серия УМК)
Е.В.Языканова Развивающие задания: тесты, игры, упражнения. 2 класс М: Издательство «Экзамен», 2011г.
Раздаточный материал (см. в приложении)
Этап учебного занятия
Время
Цель
Компетенции
Методы
Формы
Используемые цифровые образовательные ресурсы
Знания
Умения
I. Организацион-ный момент.
2 мин.
Подготовить учащихся к работе, настроить на успешную работу.
Организация внимания и внутренней готовности.
Умение организоваться
Словесный настрой
Фронтальная работа
Слайд № 2
Деятельность учителя
Деятельность ученика
- Сейчас урок русского языка. Будем заниматься.
- Вадим (Софья, Кирилл), ты кто- солнышко или тучка?
- Солнышко, улыбнись мне, товарищу!
- Как ты будешь заниматься? (спросить каждого ученика)
- Какое сегодня число? Какой день недели?
- Откройте тетради, запишите число.
- Я - солнышко.
- Я буду заниматься хорошо, буду слушать, говорить, буду думать.
Учащиеся отвечают.
Учащиеся открывают тетради, записывают число в тетрадь.
Этап учебного занятия
Время
Цель
Компетенции
Методы
Формы
Используемые цифровые образовательные ресурсы
Знания
Умения
II. Сообщение целей урока.
3 мин.
Подготовить учащихся к дальней работе повторить основные понятия, умозаключения, основополагающие знания.
Что такое имя существительное, на какие вопросы отвечает, что обозначает.
Уметь отвечать на вопросы, находить имена существительные
Опрос
Фронтальная работа
Слайд № 3
Деятельность учителя
Деятельность ученика
- Расшифруйте слово. Угадайте, о чём мы буде говорить на уроке.
19,21,27,6,19,20,3,10,20,6,13,30,15,16, 6
- На какие вопросы отвечают имена существительные?
- Сегодня мы будем искать существительные в тексте, находить слова, которые отвечают на вопросы «кто?» и «что?».
Существительное
- Существительные отвечают на вопрос «кто?» или «что?»
Этап учебного занятия
Время
Цель
Компетенции
Методы
Формы
Используемые цифровые образовательные ресурсы
Знания
Умения
III. Актуализация опорных знаний
5 мин
Подготовить к восприятию нового учебного материала.
Знать названия овощей, животных, мебель.
Уметь задавать вопросы к словам, обобщать слова.
Словесный, частично-поисковый.
Индивидуальная групповая
Слайд № 4
Деятельность учителя
Деятельность ученика
У детей на партах индивидуальные карточки.
-У вас на партах лежат карточки, это шифрограммы.
Среди множества букв спрятались слова. У каждого по 3 слова. Найдите их и подчеркните.
1 вариант.
Юмребятафйврачхдевочкар
2 вариант.
Прклисаужытигрфэяволкчуг
3 вариант.
Ютьмячбдычашкачьпгрибч
-Почитайте слова, которые нашли.
- Как сказать одним словом? (о словах из первого и второго ряда)
-На какие вопросы они отвечают?
Ученики работают по карточкам:
-Ребята, врач, девочка. Это люди. Отвечают на вопрос «кто?».
-Лиса, тигр, волк. Это животные. Отвечают на вопрос «кто?».
-Стул, шкаф, стол. Это мебель. Отвечают на вопрос «что?».
Этап учебного занятия
Время
Цель
Компетенции
Методы
Формы
Используемые цифровые образовательные ресурсы
Знания
Умения
IV. Словарная работа. Подготовка к изучению нового материала.
10 мин
Знать слова из словарика.
Уметь задавать вопросы к словам, самостоятельно подбирать существительные по вопросам.
Словесный, частично-поисковый.
Фронтальная,
индивидуальная.
Слайды № 5 - 11
Деятельность учителя
Деятельность ученика
- Повторим слова из словарика.
- Запишем слова в два столбика. В 1-й столбик слова, которые отвечают на вопрос «кто?», а во 2-й столбик слова, которые отвечают на вопрос «что?».
Медведь, ворона, тетрадь, заяц, карандаш, лопата.
Учащиеся записывают слова в два столбика:
КТО? Медведь, ворона, заяц.
ЧТО? Тетрадь, карандаш, лопата.
Открываются слайды по порядку.
Этап учебного занятия
Время
Цель
Компетенции
Методы
Формы
Используемые цифровые образовательные ресурсы
Знания
Умения
V. Изучение нового материала.
5 мин.
Познакомить с одушевлёнными и неодушевлёнными существительными, учить находить и классифицировать существительные в тексте.
Что такое имя существительное, на какие вопросы отвечает, что означает.
Уметь задавать вопросы к словам, самостоятельно подбирать существительные по вопросам.
Беседа, объяснительный метод.
Фронтальная,
Слайды № 1 2- 14
Деятельность учителя
Деятельность ученика
- Можно ли к словам из первого столбика поставить вопрос «что?»
- Почему, докажите.
- Правильно, это одушевлённые существительные. Они отвечают на вопрос «кто?» и обозначают людей и животных.
- Придумайте одушевлённые существительные.
- А что вы можете сказать о существительных из второго столбика
- Существительные из второго столбика неодушевлённые.
- Это неодушевлённые существительные. Они отвечают на вопрос «что?» и обозначают все остальные имена существительные.
- Придумайте одушевлённые существительные.
- Значит, существительные делятся на две группы: одушевлённые и неодушевлённые. Давайте прочитаем сведения о существительном на стр.6 в учебнике.
- А сейчас немного отдохнём. Физминутка.
Гимнастика для глаз.
-Нет.
-Они обозначают живые предметы, поэтому ставим вопрос «кто?», а не «что?».
Учащиеся приводят примеры одушевлённых существительных.
-Они отвечают на вопрос «что?» и называют неживые предметы.
Учащиеся приводят примеры неодушевлённых существительных.
Ученики открывают учебник ,читают сведения.
EMBED PowerPoint.Slide.8 Дети слушают музыку и наблюдают за происходящим.
Этап учебного занятия
Время
Цель
Компетенции
Методы
Формы
Используемые цифровые образовательные ресурсы
Знания
Умения
VI. Закрепление изученного материала.
18 мин
Закрепить полученные знания.
Знать особенности одушевлённых и неодушевлённых существительных
подбирать их самостоятельно
Уметь правильно задавать вопрос к существительному,
составлять предложения, находить главные члены.
Словесный, частично-поисковый, работа у доски, сам. работа.
Групповая, индивидуальная.
Слайды № 15 – 19
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1. Найдите среди слов одушевлённые существительные, запишите их в тетрадь.
Посуда, ученик, туча.
Глаза, бабочка, часы, книга.
Барабан, лисица, река.
Школа, вода, сын.
- Назовите слова, которые нашли.
- На какие вопросы они отвечают?
- Запишите слова в тетрадь, поставьте ударения.
Запишите предложения. Найдите главные члены.
- На какой вопрос отвечает подлежащее? К какой группе оно относится?
«Предложение рассыпалось» (индивидуальные карточки)
-Возьмите карточки. Составьте из слов предложения.
На, падали, медленно, снежинки, землю. (Вадик)
Опустела, роща, осенью, берёзовая. (Софья)
Растёт, дома, у, дуб. (Кирилл)
- Прочитайте, какие предложения получились у вас.
- Запишите каждый своё предложение. Найдите главные члены.
Индивидуальные беседы.
- Назови подлежащее. На какой вопрос отвечает?
Дифференцированные задания (индивидуальные карточки)
1 подгруппа «Деформированный текст»
- Предложения перепутались. Разложите их по порядку, чтобы получился текст.
Увидел ёжик яблоко.
Шёл ёжик по дороге.
Вот и обед для ёжика!
Наколол его на иголки.
- Прочитайте, что у вас получилось.
- О ком этот текст? Придумайте название.
- На какой вопрос отвечает слово «ёжик»? К какой группе относится?
2 подгруппа Поиск одушевлённых и неодушевлённых существительных.
- Разделите слова на две группы.
Соедините стрелочками.
корова
стул
груша одушевлённое (кто?)
петух
снег неодушевлённое (что?)
пенал
пчела
повар
Учащиеся выполняют задание в тетради.
- Ученик, бабочка, лисица, сын.
- Эти слова отвечают на вопрос «кто?»
Ученики записывают слова в тетрадь, ставят ударения.
Работа у доски.
Учащиеся записывают предложения, находят главные члены предложения.
- Кто? Собака. Это одушевлённое существительное.
- Что? Машина. Это неодушевлённое существительное.
Шёл ёжик по дороге. Увидел ёжик яблоко. Наколол его на иголки. Вот и обед для ёжика!
Этап учебного занятия
Время
Цель
Компетенции
Методы
Формы
Используемые цифровые образовательные ресурсы
Знания
Умения
VII. Итог урока. Домашнее задание.
2 мин.
Обобщить представление об одушевлённых и неодушевленных существительных и их особенностях.
Что такое одушевлённые и неодушевлённые существительные, что обозначают.
Уметь сформулировать понятие об одушевленных и неодушевлённых существительных.
Словесный
Фронтальная
Слайды № 20, 21.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
- На какие вопросы отвечают имена существительные?
- На какие две группы делятся?
-На какие вопросы отвечают одушевлённые существительные? Что они обозначают?
- На какие вопросы отвечают неодушевлённые существительные? Что они обозначают?
- Расскажите о существительных по схеме.
Учитель даёт оценку деятельности учеников.
Домашнее задание.
- Прочитать правило на с.48, 50, с.49 упражнение №83
Ученики отвечают на вопросы учителя.
Учащиеся рассказывают с опорой на схему.
Записывают домашнее задание.
Источники:
http://www.gifpark.ru/PEO.htm
Галкина И. А. Электронные физминутки для глаз. Тема «Снеговик»
Приложение
Найди слова
Юмребятафйврачхдевочкар
Прклисаужытигрфэяволкчуг
Ютьмячбдычашкачьпгрибч
«Предложение рассыпалось»
на падали медленно Снежинки землю
опустела роща Осенью берёзовая
растёт дома У дуб
Деформированный текст
Увидел ёжик яблоко.
Увидел ёжик яблоко.
Шёл ёжик по дороге.
Шёл ёжик по дороге.
Вот и обед для ёжика!
Вот и обед для ёжика!
Наколол его на иголки.
Наколол его на иголки.
Разделите слова на две группы.
Соедините стрелочками.
корова
стул
груша одушевлённое (кто?)
петух
снег неодушевлённое (что?)
пенал
пчела
повар
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ