Конспект урока по теме «Правописание безударной гласной в корне»

Русский язык









Конспект

урока по теме «Правописание безударной гласной в корне»









Саракаева Фатима Ильинична

учитель начальных классов ГБОУ СОШ с углубленным изучением иностранных языков № 1295 г. Москвы



















Тема: «Правописание слов с безударной гласной в корне»

Цели и задачи:

  • Формирование умения проверять безударную гласную двумя способами;

  • осознавать структуру слова, позволяющее понять его лексическое значение, что позволяет быстрее найти проверочное слово;

  • Формирование умения находить и выделять орфограмму;

  • Формировать интерес к поэтическому слову, обогащать словарный запас;

  • Формировать умение самостоятельно работать

  • Развивать творческие способности

  • Прививать любовь к родному языку



Оборудование

  • Карта путешествия «Созвездие родственных слов»

  • Модель ракеты

  • Веера с гласными буквами

  • Карточки- звезды с названиями ( Светлячок, Светлица, Рассвет)

  • Раздаточный материал с текстом для творческой работы

  • Раздаточный материал ( текст «День космонавтики»)

  • Раздаточный материал «Алгоритм проверки безударной гласной в корне»





























Ход урока

  1. Организационный момент

- Ребята, какое сегодня число?

- 12 апреля.

- Чем знаменателен этот день?

- Этот день считается днем космонавтики.

- Почему?

- 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин впервые полетел в космос.

- Сегодня мы тоже отправимся в увлекательное путешествие к звездам в созвездии « Родственных слов». И пусть в этом путешествии вам светит звезда удачи.

- А из чего складывается удача?

- Удача складывается из мыслей и дел.

- Для того, чтобы вам светила звезда удачи, вы должны мыслить, хорошо работать и обязательно быть внимательными.

Учитель: К словам привыкаешь день ото дня

А они первородного смысла полны

И когда я слышу …. «Извини меня»

Это значит…

Дети: Исключи меня из вины!

Учитель: У слова есть корни и есть родня

Оно не подкидыш под сирым кустом

И когда я слышу: «Защити меня»

Это значит…

Дети: Укрой меня под щитом!

Учитель: Вслушайся! Вникни! Не позабудь!

У слова свой норов, свое нутро

И если ты в эту проникнешь суть

Слово тебе сотворит добро!

- Чему учит это стихотворение? О чем оно вам напомнило?

( надо быть внимательным к звучащему и написанному слову)

- Какая родня есть у слова? ( родственные слова)

- Какие слова называются родственными? ( слова, которые имеют общую часть и одинаковое значение)

Учитель: Вот карта нашего пути,

Созвездия на ней легко найти

Но, чтобы пройти все испытания

Необходимы ваши знания.

Итак, мы отправляемся в загадочный полет

Успех вам и удачу

Пускай он принесет!

Отправимся в полет мы на ракете . Вот стартовая площадка. Чтобы ракета пришла в действие, выполним первое условие: подготовим руки к письму, ведь в полете необходимо будет делать разборчивые и красивые записи.

Минутки чистописания

Пропишите соединения следующих букв Аа, Ии, Оо, Ее, Яя. (письмо букв в тетрадях)

- Почему мы прописали эти буквы? (будем проверять эти гласные)

Наша ракета пришла в действие ( звучит музыка взлета ракеты)

Косм…с

Р…кета

Перед вами первая звезда. Чтобы ярче она светила, вставим пропущенные буквы в следующие слова:

К..см..навт



- Какая в этих словах орфограмма? (безударная гласная)

Молодцы! Запишите слова в тетрадях.

- Что объединяет эти слова?

Мы приблизились к самой важной звезде, без которой удача нам не будет сопутствовать. Чтобы она светила необходимо вставит пропущенную букву слово – название звезды.

Св…тлячок

(на доске звезда с названием)



На какую орфограмму пропущена буква? ( безударная гласная гласная)

Вспомним алгоритм проверки безударной гласной в корне . Кто его забыл, воспользуйтесь памяткой, которая лежит у вас на партах.

Дети: Если буква гласная вызвала сомненье,

Ты ее немедленно ставь под ударение.

- Каким способом проверить безударную гласную в корне?

(изменить форму слова или подобрать родственное слово)

Подберите к слову проверочное слово. ( свет, светит)

Какая же пропущена буква в названии звезды? ( буква е)

Как подобрали проверочное слово? ( подбирали родственное слово)

Правильно! Молодцы! Но скажите, вы получили новые слова или просто изменили слово?

(получили новые слова)

-Этот способ в русском языке называется словообразованием. Но об этом вы узнаете позже.

Мы находимся у следующей звезды. Зажжем и эту звезду. Вставим пропущенную букву.





Св…тлица

- Что такое светлица?

А.С. Пушкин в сказке «О мертвой царевне и о семи богатырях» писал следующее:

«Отвели они девицу,

Вверх во светлую светлицу,

И оставили одну,

Отходящую ко сну»

( это светлая парадная комната)

Испытание следующее. Запишите слова под диктовку: трава, листок, гряда, цветок, страна, весна, вода, стена.

Диктанту нашему пришел конец, кто не ошибся , молодец!

Проверка написания слов с помощью вееров.

Оценивание диктанта. Кто написал без ошибок - большая звезда

Кто допустил 1 ошибку – средняя звезда

Кто допустил 2 ошибки – маленькая звезда

Кто допустил более 3 ошибок – будьте внимательней!

В пути вы, наверное, устали. Предлагаю вам немного отдохнуть

Физ. Минутка

Космонавт

В небе ясном солнце светит,

Космонавт летит в ракете

(потягивания – руки вверх)

А внизу леса, поля –

Расстилается земля.

(низкий поклон вперед, руки разводятся в стороны)

Учитель: Следующая звезда загорится, если решите грамматическую задачу

Какое из данных звезд будет лишней?



Рассвет Расцвет





Лишняя звезда Расцвет.

- Почему вы выбрали название звезды Рассвет?

( это слово подходит к созвездию родственных слов)

- Что значит слово «рассвет»?

(Время суток, когда становится светло)

Обычно говорят: вставать на рассвете или до рассвета. Как вы понимаете смысл этих словосочетаний?

Молодцы!

Мы продолжаем путешествие по звездам. И приближаясь к следующей звезде, вы должны проявит творчество.

Работа с текстом

Прочитайте текст, который лежит перед вами. ( чтение текста про себя затем вслух)

(Вышло из – за туч солнце. Свет залил поле и лес)

Есть в тексте слова с безударной гласной в корне? ( нет)

Вы должны изменить текст так, чтобы в нем появились слова с безударными гласными, но при этом смысл не должен измениться. Запишите текст в тетрадях.

(Появилось из – за облаков солнце. Оно осветило поля и леса)

- Какие слова с безударной гласной использовали?

( появилось, облаков, оно, осветило, поля, леса)

Подберите проверочные слова к данным словам. ( устно)

-Какие виды работ использовали при выполнении задания?

( изменяли слово, подбирали родственные слова, подбирали слова близкие по смыслу)

- С этим трудным заданием вы легко справились. Молодцы!

Пусть следующая звезда загорится для девочек, чьим именем названа эта звезда. Назовите имя этой звезды. (Светлана)





Светлана



Имя Светлана в переводе с греческого означает «светлая». Подходит ли название этой звезды к нашему созвездию?

(подходит, потому, что относится к созвездию родственных слов)

- Почему все эти слова являются родственными? Кто глава семьи?

(У всех этих слов одинаковая часть и одинаковое значение. Глава семьи (корень) – свет.)

Задание: запишите эти слов в тетрадях, дополните их другими родственными словами. Выделите корень слова и подчеркните безударные гласные.

( Светлячок, светлица, рассвет, Светлана, светит, светлый, светильник, светофор, освещать.)

Учитель: Послушайте стихотворение А.С. Пушкина

«Морозная ночь, все в небе ясно

Светил небесный дивный хор

Течет так тихо, так согласно…

Какое слово из стихотворения А.С. Пушкина можно считать родственным? (светило)

Что означает слово «светило» ( звезды – это небесные светила)

Задание: допишите это слово и выделите корень, подчеркните безударный гласный.

Мы приближаемся к последней звезде. Она вспыхнет лишь тогда, когда каждый из вас выполнит последнее задание. Это задание на карточках. Карточки лежат у каждого на партах.

Работа с текстом

День космонавтики

12 апреля 1961 года Юрий Гагарин впервые полетел в космос. Он проложил дорогу к

звездам. За 72 минуты на космическом корабле «Восток» он облетел вокруг земного шара. За этот подвиг он был награжден золотой звездой Героя Советского Союза и удостоен звания «Первый летчик – космонавт»

  1. Чтение текста

  2. Беседа по содержанию

- О ком говорится в тексте?

- Что нового узнали из текста?

Можем ли мы утверждать, что это текст? Докажите это утверждение.

На какие орфограммы встретились слова в тексте?

(заглавная буква, предлоги, безударные гласные)

Задание: Из текста выписать слова в два столбики: 1 – слова с непроверяемой безударной гласной; 2 – слова с проверяемой безударной гласной

Проверка задания

Вот и закончилось наше путешествие

« С созвездием пришла пора прощаться.

На землю всем надо торопиться,

Кому из вас понравилось в пути?

Кто мог звезду удачи обрести?»

Нарисуйте на листочках звезду удачи, которую вам удалось обрести и поделитесь своими мыслями, что помогло вам в трудном пути.

Спасибо за урок. Вы все молодцы!















итература



Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. «Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка «

О.Е. Жиренко «Учим русский язык с увлечением»



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ