Конспект урока по теме: "Склонение имен прилагательных"
Тема: Склонение имен прилагательных
Цели:
Обучающие:
обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе;
Развивающие:
развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи;
Воспитательные:
воспитывать интерес к обучению, чувства коллективного сопереживания и сотрудничества, сплочённости, культуру общения и поведения, воспитывать любовь и уважение к русскому языку, к традициям русского народа.
Задачи урока:
1. Организовать деятельность учащихся по знакомству и отработке навыков правописания падежных окончаний имён прилагательных.
2. Создать содержательные условия с целью развития у детей умений находить и анализировать познавательный объект; способствовать развитию логического мышления.
3. Накапливать опыт монологической и диалогической речи.
4. Формировать ценностные ориентиры учащихся: доброта, сочувствие.
Оборудование: индивидуальные листы с материалом к уроку; диск «Обучающая программа-тренажер по русскому языку «Фраза»; диск со слайдами к уроку; мультимедийная установка, SMART Board, набор заданий, толковые словари, словари антонимов, схема разбора предложения.
Литература: Сборник из серии «Я иду на урок в начальную
школу: Русский язык: Книга для учителя» - М.:Изд. «Первое
сентября», И.И.Постникова, Н.Д.Дизенко «Занимательные рассказы о частях речи»- М.: Просвещение 1998 г.
Н.Ф.Александрович «Внеклассная работа по русскому языку», журнал «Начальная школа», Мультимедийная энциклопедия «Кирилла и Мефодия».
автор физминутки Любовь Георгиевна Масько учитель начальных классов город Мончегорск Мурманская область
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Я рада вновь приветствовать вас!
Прозвенел звонок.
Начался урок.
Тихо мы за парты встали
И друг другу покивали
Всем гостям сказали «Здравствуйте»
Улыбнулись, поклонились…
И на место повернулись. СЛАЙД 3
Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам сегодня, чтобы день принес вам радость общения друг с другом.
II Введение в тему
Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы совершим с вами увлекательное путешествие. Чтобы узнать объект путешествия, нужно пройти испытания. Готовы?
В пути мы будем делать остановки и для этого нам нужно оформить маршрутные листы.
Открыли тетради, записали число, классная работа. СЛАЙД №4
Дети подписывают карточки. Записывают дату в тетради
III Физминутка для глаз. СЛАЙД № 6
-Разогреем пальчики (движения кистями рук, пальцами).
На улице сегодня снегопад.
IV Минутка чистописания. СЛАЙД № 6)
-Вот мы и понаблюдаем за снежинками.
- Что вам напомнили эти снежинки? (Окончания прил.)
- Составьте цепочку букв для минутки чистописания из окончаний имён прилагательных в следующем порядке:
м.р. - ж.р. – ср.р.
По щелчку появляется объект – буквы.
(ий ый ой ая яя ое ее)
- Ребята, что мы можем увидеть на снегу? (ЗИМНИЕ СЛОВА)
V Словарная работа. СЛАЙДЫ 7-11
Составьте предложение из данных слов, разберите по членам предложения.
(На севере в январе стоит морозная погода) (Схема)
VI Сообщение темы и цели урока.
- Назовите лишнее слово в словарных словах. (морозная)
- Скажите, чему же будет посвящена тема урока? (Имени прилагательному.)
- Правильно, ребята. Сегодня на уроке мы закрепим знания об имени прилагательном как части речи, вспомним, как определить род прилагательных. И научимся определять склонение и падеж прилагательных.
VII Подготовка к изучению нового материала.
1. Испытание
Что такое прилагательное? Слайд № 13
испытание
Нужно украсить текст прилагательными. СЛАЙД № 14
( Сегодня замечательный день. Какое голубое небо, какое спокойное море. Дует освежающий горько-соленый бриз. Впереди таинственный остров. На берегу желтый песок и изумрудная трава. Вдали показалась старинная крепость. Мы садимся в шлюпку и плывем к незнакомому берегу.)
- Ребята, благодаря прилагательным мы оказались на таинственном острове. А как же он называется?
остров Прилагательное СЛАЙД № 15
прилагательное
- Почему два слова повторяются, но записаны по - разному? СЛАЙД № 16
1 слово -название острова с большой буквы
2 слово – часть речи
обозначает….
отвечает….
изменяется
3 испытание
Морфологический разбор слова на таинственном острове (СХЕМА РАЗБОРА)
- Мы не можем определить падеж? Ответ находится на острове Прилагательное и нам нужно его найти.
4 испытание
- Для этого будем работать ПО ГРУППАМ
1 группа работает по карточкам
К- №1.
1.Допиши прилагательное, выдели окончание, определи его род. (Можешь воспользоваться схемой)
Подъёмный кран,…пламя, ….сказка,….здание,….музыка, ….картина, ….солнце…., дерево.
группа вставляет окончания прилагательных СЛАЙД № 18
группа отгадывает кроссворд, решая тесты
Тест:
Найди ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответов.
1) Что обозначает имя прилагательное?
а) предмет с) признак предмета в) действие предмета
2) на какой вопрос отвечает имя прилагательное?
Т) кто? что? л) что делает? что сделает? К) какой какая какие?
3) Как определить род прилагательного?
м) по вопросу л) по существительному с ним связанному.
4) какие окончания имеют прилагательные среднего рода?
а) ая яя о) ое ее и) ый ий ой
5) каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?
т) главным н) второстепенным
6) какое прилагательное является синонимом к слову “ старательный”?
а) вежливый е) аккуратный о) хлопотливый
7) с чем связано прилагательное в предложении?
н) с существительным т) с глаголом с) с наречием.
8) Укажите слово, от которого образовалось прилагательное “водный”.
А) проводка И) вода е) уводить
9) Прилагательное это:
О) часть слова И) член предложения е) часть речи.
Какова цель этого задания?
Дети: Ответив на вопросы теста, назвать ключевое слово
Учитель: Как будете выполнять задание?
Дети: Отвечая на вопрос теста, обводить букву, соответствующую правильному ответу,
Учитель: Как будете работать?
Дети: Будем работать сообща, вместе, слушая друг друга.
Учитель: Желаю удачи!
(дети работают в парах)
ПРОВЕРКА
ЗАДАНИЕ 1 группы на доске
2 группа на интерактивной доске
3 группа на ватмане
- Какое ключевое слово вы получили? (склонение).
- Что такое склонение? (изменение окончаний по падежам называется склонением.)
- Какой цели вы достигли, выполнив это задание? (отгадали ключевое слово, повторили все об имени прилагательном)
VIII Работа над новым материалом.
- Приступаем к реализации второй цели нашего урока. А поможет нам в этом фразеологический зверинец. СЛАЙД № 21
- Найдите прилагательные женского, мужского и среднего рода. Какое лишнее слово и почему? (рыба-это не животное)
- Предлагаю просклонять прилагательные вместе с существительными
1 ряд просклоняет прилагательное женского рода – хитрая лиса
2 ряд просклоняет прилагательное мужского рода – голодный волк
3 ряд просклоняет прилагательное среднего рода – длинное ухо.
(представитель от каждого ряда работает у доски).
ТАБЛИЦА У ВСЕХ ГОТОВА БЕЗ ОКОНЧАНИЙ, заполняем окончания
Ж.р.
М.р.
С.р.
И.п. хитрая лиса
голодный волк
длинное ухо
Р.п. хитрой лисы
голодного волка
длинного уха
Д.п. хитрой лисе
голодному волку
Длинному уху
В.п. хитрую лису
голодного волка
длинное ухо
Т.п. хитрой лисой
голодным волком
длинным ухом
П.п. хитрой лисе
голодном волке
длинном ухе
- Можно ли определить падеж по окончанию? (Нет, т.к. окончания встречаются одинаковые)
- А как можно определить падеж у прилагательного? ( Прилагательное неразрывно связано с именем существительным, поэтому можно определить падеж по имени существительному)
- Давайте составим алгоритм определения падежа у имен прилагательных.
-Какие шаги мы должны сделать?
1 шаг – найти существительное, связанное с именем прилагательным. Слайд № 24
( на острове (каком?) таинственном )
2 шаг – определить падеж у имени существительного. Слайд № 25
( На (чём?) на острове - П. п)
3 шаг – по падежу существительного определить падеж прилагательного. Слайд № 26
(Вывод: прилагательное – на таинственном- П.п.)
Мы хорошо потрудились, пора отдохнуть.
IX Физминутка «Цветик –семицветик»
X Орфографическая минутка. Комментированное списывание.
СЛАЙД №
Диск «Обучающая программа-тренажер по русскому языку «Фраза»; (Окончания прилагательных № 135)
(Коллективная работа: дети по одному, выходят к доске SMART Board, на доске маркером да, нет, принять, отклонить и выполняют задание, опредлеяют падеж прилагательных , а остальные учащиеся записывают предложения в тетради)
Ранн_м зимн_м утром мы отправились в лыжн_й похо_. За городом мы св_рнули с дорог_ и п_шли быстр_м шагом по твёрд_му насту. Скоро мы п_ дошли к склону горы. С весёл_м криком мы пок_тились под гору. Как хор_шо дышать свеж_м морозн_м воздухом_ Потом мы н_правились вдоль руч_я, покрытого толст_м крепк_м льдом.
XI Творческая работа
1. Составь и запиши рассказ по опорным словам № 282.
Опорные слова: вылепили, удиви тельные, снежные, животные, словно в сказке.
.
2. Найди в тексте прилагательные, определи падеж
XII Итог урока
- Наше путешествие подходит к концу.
- Как вы думаете, мы справились с задачей. Научились определять падежи прилагательных.
- Как это делать?
-Как вы думаете, подходят эти пословицы к нашему уроку? Объясните смысл.
XIII Рефлексия Слайд №
Сегодня на уроке я понял, узнал, удивился, научился, обрадовал…
Домашнее задание. Слайд №
правило с143, алгоритм - памятка
Опишите свою комнату, употребив как можно больше согласований (существительных с прилагательными).
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ