Конспект урока "Правописание суффиксов имён существительных: -ик-, -ек-"
Мирина Людмила Петровна
МБОУ»Вязовская СОШ» Еланский район Волгоградской области
учитель начальных классов
Тема урока: Правописание суффиксов имён существительных: -ик-, -ек-.
(УМК "Начальная школа XXIвека")
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: создание условий для усвоения правописания суффиксов существительных
-ик-, -ек-..
Задачи урока: - наблюдение за написанием суффиксов –ик- -ек-;
- составление алгоритма и его применение;
- упражнение в применении правила.
Необходимое техническое оборудование компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Дидактические средства: учебник "Русский язык" С. Иванов, для 2 кл. ч.1, рабочая тетрадь "Пишем грамотно" №1, карточки для групповой работы, слайды презентации, сигнальные карточки, опорная схема «Учимся применять правило: -ик- или –ек-»; рисунки рыб для игры «Рыбалка»
Формы организации познавательной деятельности: совместный поиск решения проблемы, фронтальная, групповая.
Формы работы учащихся индивидуальная работа, работа в парах, групповая дифференцированная, фронтальный опрос, дифференцированная самостоятельная работа с проверкой по эталону, моделирование опорной схемы
Особенности урока:
Технология исследования.
“Обучение через открытие”.
Ведущий метод – проблемное обучение.
Модель урока: “знаю, но не все; хотел бы узнать; узнал”.
Интеллектуальная деятельность.
Развитие в процессе деятельности.
Рефлексия.
Творчество.
Планируемые результаты
Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Предметные: Уметь грамотно писать слова с суффиксами -ик-, -ек-.
Знать алгоритм правила: суффиксы –ик- -ек- и уметь его применять.
Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки, высказывать свое предположение (Регулятивные УУД)
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, использовать средства языка и речи для получения и передачи информации, участвовать в продуктивном диалоге (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Основные понятия: состав слова, орфограмма, суффикс, корень слова.
Ход урока
№
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
I.
II
Самоопределение к деятельности.
Цель: Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность .
Актуализация опорных знаний
Цель: Организовать повторение знаний о суффиксах и их правописании.
Создание проблемной ситуации
Постановка учебной задачи.
Цели: Зафиксировать причину затруднения.
«Открытие нового знания»
Цель:
Организовать уточнение и согласование темы урока.Организовать выполнение обучающимися пробного учебного действия;
Организовать подводящий диалог по проблемному объяснению нового знания.
Соотнесение нового знания с правилом в учебнике.
Первичное
закрепление
Цель: Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:
Дифференцированная самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
создать условия для выполнения всеми обучающимися посильной работы на новый способ действий,.посредством дифференци-рованных заданий.
организовать самопроверку по эталону;
организовать выявление места и причины затруднения, работу над ошибками.
Включение нового знания в систему знаний и повторение
Цель: Организовать выявление типов заданий, где возможно использование нового способа действий;
организовать включение обучающимися нового знания в систему знаний;
Итог урока.
Цель: Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке
Организовать
рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности
Домашнее задание
Разъяснение задания на дом
Цель предупреждение затруднения в выполнении домашней работы
1. Рефлексия -Хлопните мальчики!
-Хлопните девочки!
-Хлопните те, у кого хорошее настроение!
-Я рада, что у вас хорошее настроение. Думаю, что оно нам поможет в работе.
2. Запись числа.
Откройте тетради, запишите число и классная работа.
Записываем, а Дима расскажет, как надо сидеть во время письма.
1.Минутка чистописания
ик ек
2.Работа в парах.
Приём «Найди верное выражение».
1)Суффикс – это маленькое слово. Суффикс – это часть слова.
2)Суффикс служит для образования новых слов. Суффикс служит для связи слов в предложении.
3)Суффикс стоит перед корнем. Суффикс стоит после корня.
4)Суффикс не имеет значение. Суффикс имеет
значение.
5)Суффикс -ёнок пишется после твердых согласных и [ч']. Суффикс -ёнок пишется после мягких согласных, кроме [ч'].
6)В слове ключ[ик] пишется суффикс -ик.
В слове ключ[ик]пишется суффикс -ек.
(Подведение итогов)
3.Создание проблемной ситуации
-Почему не можете выбрать правильный вариант в шестом задании?
1.Стадия вызова.
-Какой у вас возникает вопрос?
Как мы можем это узнать?
-Лучше пробовать самим, чтобы лучше запомнить.
– О какой части слова мы сегодня ведем речь на нашем уроке?
-Какова тема урока?
-Чему мы должны научиться?
1."Мозговой штурм"- работаем в группах.
(Группы созданы по уровням )
-Попробуйте выяснить, как определить когда в слове пишется - ик-, а когда пишется -ек-.
Ученики каждой группы делают выводы.
-Как проверить верность наших выводов?
2.Работа с учебником с 123.
1. Игра «Эхо»
Ученик говорит вывод, а дети повторяют хором.
(Дыхательная гимнастика)
2. Составление памятки «Учимся применять правило:
-ик или –ек» (Схема разрезана на части)
- От вашего ветерка рассыпалась памятка. Помогите её составить.
Попробуем определить суффикс в слове столик
Выделяем корень слова. Если слышим после корня ик, сразу не пишем, ведь суффиксы -ик, -ек без ударения звучат одинаково.
Измени форму (слова-помощники: нет, много)
Определи «убегает» ли гласный.
«Не убегает» -ик
« Убегает» -ек
3.Работа по учебнику с 124 №1
-Прочитайте задание.
-Объясните написание суффиксов.
Слайд №
Разноуровневые задания.
Слайд № Эталон выполнения заданий.
-Проверьте и оцените свою работу. (+, -, ?)
Слайд № Сказочный герой.
1 .Работа с сигнальными карточками.
Нюша выполнила задание, проверим.
Солдатек, листик, вечерочек, цветочик
-Почему она ошиблась?
Игра «Рыбалка». На рыбках слова с пропущенной гласной в суффиксе (столик, билетик, зубик, платочек, песочек, листочек, хвостик, лучик, мячик, слоник)
-Поймаете рыбку, если правильно вставите букву.
1. Разрешение проблемы
-Давайте ещё раз посмотрим на задание, которое мы не выполнили в начале урока.
6) В слове ключ[ик] пишется суффикс -ик.
В слове ключ [ик] пишется суффикс -ек.
-Можете выбрать правильный вариант?
- Какую учебную задачу ставили? Удалось ли ее решить? Достаточно ли одного урока, чтобы грамотно писать?
-Какая цель следующих уроков?
2.Оценка работы детей.
3 Рефлексия. Слайд №
Прочитайте задание. Что не понятно?
Воспринимают информацию.
Выполняют просьбы учителя
Записывают число в тетрадь.
Ученик комментирует свою посадку во время письма.
-Я сижу, спина прямая, локоток той руки, которой пишу, лежит на парте, между мной и партой проходит кулак.
«вспоминают», что известно по изучаемому вопросу, систематизируют информацию.
Отвечают на вопросы.
Формулируют проблему
Рассуждают о недостатке знаний.
-Какой суффикс в слове замочек?
-Из учебника.
-Можно самим вывести правило
– О суффиксе
Учимся писать суффиксы_ик,-ек
обсуждают проблему, делают вывод
-Прочитать в учебнике.
Сам. поиск информации в учебнике.
Ученик говорит вывод, а дети повторяют хором.
Слушают учителя, воспринимают информацию
Пишут с комментированием.
Воспринимают информацию представленную на экране, выбирают вариант задания, выполняют задание
Проверяют свою работу сличением с эталоном, оценивают.
Работают с сигнальными карточками.
-Не применила правило.
Выполняют задание. Отвечают на вопросы. Формулируют цель последующих уроков
Показывают сигнальные карточки
Записывают задание, задают вопросы
Личностные: положительная мотивация к учению;
коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)
Познавательные: общеучебные (поиск и выделение необходимой информации); логические (построение логической цепи рассуждений; доказательство)).
познавательные (постановка и формулирование проблемы;
личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностьюи ее мотивом);
регулятивные (целеполагание, планирование);
логические (анализ, обобщение);
общеучебные (смысловое чтение))
регулятивные (волевая саморегуляция);
познавательные (общеучебные (извлечение необходимой информации из заданий); логические (анализ; построение логической цепи рассуждений));
коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками умение выражать свои мысли);
познавательные (общеучебные (моделирование; рефлексия, контроль и оценка); логические (подведение под понятия, выведение следствий));
личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);
коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)
регулятивные (прогнозирование; контроль; коррекция; оценка);
познавательные (моделирование); логические (анализ, синтез; выдвижение гипотез и их обоснование);
личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);
III.
IV.
V.
VI.
VII.
VIII.
IX.
Задания для работы в группах
Карточка № 1 (1 уровень)
Сравните пары слов и сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.
Есть арбузик – нет арбузика
Есть бантик – нет бантика
Есть барашек – нет барашка
Есть горошек – нет горошка.
Карточка № 2 (2 уровень)
Соедините пары слов и сравните их. Сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.
билетик (нет) кармашка
садик (нет) пенёчка
кармашек (нет) садика
пенёчек (нет) билетика
Карточка № 3 (3 уровень)
Измените форму данных слов, подставляя к ним слова нет, много.
Сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.
ключик –
кораблик –
замочек –
сыночек–
Самостоятельная работа
1 уровень
Сравни пары слов и сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.
Есть арбузик – нет арбузика
Есть бантик – нет бантика
Есть барашек – нет барашка
Есть горошек – нет горошка.
2 уровень
Соедини пары слов и сравни их. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.
билетик (нет) кармашка
садик (нет) пенёчка
кармашек (нет) садика
пенёчек (нет) билетика
3 уровень
Измени форму данных слов, подставляя к ним слова нет, много.
Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.
ключик –
кораблик –
замочек –
сыночек–
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ